Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"
Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об актуарной деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 23 июня 2016 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ  (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 39-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090022);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140036) (вступил в силу с 9 февраля 2016 года);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230041).

____________________________________________________________________

          
Принят
Государственной Думой
25 октября 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
30 октября 2013 года

     

     

Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации


Актуарная деятельность в Российской Федерации (далее - актуарная деятельность) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) актуарная деятельность - деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками;

2) актуарное оценивание - вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение;

3) актуарий - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев;

4) ответственный актуарий - актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев, который имеет право осуществлять в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором подготовку актуарного заключения для направления его в уполномоченный орган и несет ответственность за обоснованность содержащихся в таком заключении выводов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) уполномоченный орган - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

6) субъекты актуарной деятельности - актуарий и ответственный актуарий;

7) объект актуарной деятельности - деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности;

8) результаты актуарной деятельности - актуарное заключение, результаты актуарных расчетов;

9) актуарное заключение - документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания, содержит обоснованные выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, деятельность которых являлась объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей и предназначен для использования заказчиком или уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами;

10) актуарные расчеты - расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов.

Статья 3. Обязательное актуарное оценивание

1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:

1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;

2) негосударственных пенсионных фондов;

3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) обществ взаимного страхования.

2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.

3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.

Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности

1. Актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности, или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и субъектом актуарной деятельности.

2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания.

3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать:

1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) организация, деятельность которой является объектом актуарного оценивания.

4. В случаях, если заказчиком обязательного актуарного оценивания в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, является уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью указанных организаций, указанные организации обязаны предоставить субъекту актуарной деятельности сведения и документы, необходимые для проведения актуарного оценивания.

5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать:

1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;

2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику актуарного заключения или результатов актуарных расчетов;

3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;

4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;

5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);

6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.

6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности.

7. Заключенный на основании статьи 3 настоящего Федерального закона договор о проведении обязательного актуарного оценивания деятельности одной из организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или распоряжение уполномоченного органа должны содержать ссылку на эту статью и наименование уполномоченного органа, в который направляется актуарное заключение.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.

9. Трудовой договор между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности может предусматривать в качестве объекта актуарной деятельности только деятельность работодателя, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

10. При проведении ответственным актуарием на основании трудового договора обязательного актуарного оценивания деятельности уполномоченного органа или организаций, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в распоряжении работодателя должны содержаться сведения, указанные в пунктах 1, 2, 4-6 части 5 настоящей статьи.

Статья 5. Требования к актуарному заключению

1. Актуарное заключение должно содержать:

1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект;

2) сведения о заказчике актуарного оценивания;

3) сведения об объекте актуарной деятельности;

4) дату составления актуарного заключения;

5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;

6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений;

7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения;

8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении;

9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении;

10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения;

11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.

2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются Банком России.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ . - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению.

4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам проведения обязательного актуарного оценивания в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, направляется в уполномоченный орган непосредственно ответственным актуарием, если иной порядок направления актуарного заключения в уполномоченный орган не установлен федеральными законами. При этом опубликование актуарного заключения осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 39-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Актуарное заключение, подготовленное на основании статьи 3 настоящего Федерального закона, должно содержать информацию о том, что оно подготовлено для представления в уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона. Такое актуарное заключение обязательно для использования организацией, деятельность которой являлась объектом обязательного актуарного оценивания, и уполномоченным органом.

Статья 6. Права и обязанности субъекта актуарной деятельности, заказчика при осуществлении актуарной деятельности

1. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности имеет право:

1) требовать от заказчика обеспечения в полном объеме доступа к документации, необходимой для осуществления актуарной деятельности;

2) запрашивать у заказчика сведения, необходимые для осуществления актуарной деятельности, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

3) получать от заказчика разъяснения, необходимые для осуществления актуарной деятельности;

4) отказаться от осуществления актуарной деятельности в случае непредоставления заказчиком необходимых для ее осуществления сведений либо в случае предоставления заказчиком недостоверных или заведомо ложных сведений;

5) использовать математические модели и их параметры, соответствующие поставленной задаче и не противоречащие стандартам актуарной деятельности.

2. При осуществлении актуарной деятельности субъект актуарной деятельности обязан:

1) соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов уполномоченного органа, стандарты актуарной деятельности, в том числе стандарты и правила саморегулируемой организации актуариев, членом которой он является;

2) соблюдать кодекс профессиональной этики актуария, установленный саморегулируемой организацией актуариев, членом которой он является (далее - кодекс профессиональной этики);

3) обеспечивать сохранность документов, полученных от заказчика при осуществлении актуарной деятельности;

4) не разглашать конфиденциальные сведения, полученные от заказчика при осуществлении актуарной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;