РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об актуарной деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 10 июля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ  (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ);

Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 39-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.03.2015, N 0001201503090022);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2015, N 0001201507140036) (вступил в силу с 9 февраля 2016 года);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230041);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110051);

Федеральным законом от 10 июля 2023 года N 299-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2023, N 0001202307100032) (о порядке вступления в силу см. статью 25 Федерального закона от 10 июля 2023 года N 299-ФЗ).

____________________________________________________________________

          
Принят
Государственной Думой
25 октября 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
30 октября 2013 года

     

     

Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации


Актуарная деятельность в Российской Федерации (далее - актуарная деятельность) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности (далее - законодательство об актуарной деятельности).

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)



Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) актуарная деятельность - деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками;

2) актуарное оценивание - вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение;

3) актуарий - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев;

4) ответственный актуарий - актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) уполномоченный орган - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

6) субъекты актуарной деятельности - актуарий и ответственный актуарий;

7) объект актуарной деятельности - деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности;

8) результаты актуарной деятельности - актуарное заключение, отчет о результатах проверки актуарного заключения, результаты актуарных расчетов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) актуарное заключение - документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания, содержит обоснованные выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, деятельность которых являлась объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей и предназначен для использования заказчиком, уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10) актуарные расчеты - расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов;

11) отчет о результатах проверки актуарного заключения -документ, который подготовлен по итогам проверки актуарного заключения, содержит мнение о достоверности актуарного заключения и предназначен для использования заказчиком, уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами.

(Пункт дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)



Статья 3. Обязательное актуарное оценивание

1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:

1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;

2) негосударственных пенсионных фондов;

3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) обществ взаимного страхования.

2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.

3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.

4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, осуществляющей деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, перестрахованию, подлежит проверке ответственным актуарием. Обязанность по обеспечению проверки актуарного заключения возлагается на указанные организации. По итогам проверки актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который подлежит направлению в уполномоченный орган ответственным актуарием, проводившим проверку актуарного заключения, если иной порядок направления такого отчета в уполномоченный орган не установлен федеральными законами.

(Часть дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)

____________________________________________________________________

Положения части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона в части ежегодной проверки актуарного заключения применяется в отношении актуарных заключений, подготовленных по итогам обязательного актуарного оценивания после дня вступления в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ.     

____________________________________________________________________

          

Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности

1. Актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности, или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и субъектом актуарной деятельности.

2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания.

3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать:

1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) организация, деятельность которой является объектом обязательного актуарного оценивания.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. В случаях, если заказчиком обязательного актуарного оценивания в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, является уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью указанных организаций, указанные организации обязаны предоставить ответственному актуарию сведения и документы, необходимые для проведения обязательного актуарного оценивания.

(Часть в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать:

1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;

2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику результатов актуарной деятельности;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;

4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;

5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);

6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.

6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности.

7. Заключенный на основании статьи 3 настоящего Федерального закона договор о проведении обязательного актуарного оценивания деятельности одной из организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или распоряжение уполномоченного органа должны содержать ссылку на эту статью и наименование уполномоченного органа, в который направляется актуарное заключение.

(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 218-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.

9. Трудовой договор между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности может предусматривать в качестве объекта актуарной деятельности только деятельность работодателя, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

10. При проведении ответственным актуарием на основании трудового договора обязательного актуарного оценивания деятельности уполномоченного органа или организаций, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в распоряжении работодателя должны содержаться сведения, указанные в пунктах 1, 2, 4-6 части 5 настоящей статьи.

Статья 5. Требования к актуарному заключению

1. Актуарное заключение должно содержать:

1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект;

2) сведения о заказчике актуарного оценивания;

3) сведения об объекте актуарной деятельности;

4) дату составления актуарного заключения;

5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;

6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений;

7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения;

8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении;

9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении;

10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения;

11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.

2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются уполномоченным органом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»