Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

ПРИКАЗ

от 4 июля 2014 года N 249

Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации



В целях содействия советам директоров и исполнительным органам компаний в повышении эффективности управления в акционерных обществах с участием Российской Федерации путем осуществления независимой и объективной оценки эффективности систем и процессов акционерных обществ в рамках организации деятельности внутреннего аудита,

приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Заместитель министра экономического
развития Российской Федерации -
руководитель Федерального агентства
по управлению государственным
имуществом
О.К.Дергунова

     

     

Приложение
к приказу Федерального
агентства по управлению
государственным имуществом
от 4 июля 2014 года N 249

     

Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита в акционерных обществах с участием Российской Федерации

     

     

1. Введение

1.1 Методические рекомендации по организации работы внутреннего аудита (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания содействия членам советов директоров, представляющим интересы Российской Федерации в акционерных обществах (далее - компании), и исполнительным органам компаний при создании функции внутреннего аудита и при организации взаимодействия внутреннего аудита с органами управления и подразделениями компании.

1.2 Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями российского законодательства, а также учитывают передовую международную практику (в частности, Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита Института внутренних аудиторов) в части, не противоречащей российскому законодательству. Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями законодательства.

1.3 Методические рекомендации определяют:

- цели, задачи и полномочия внутреннего аудита;

- место внутреннего аудита в организационной структуре компании;

- порядок взаимодействия внутреннего аудита с внешним аудитором и другими субъектами системы внутреннего контроля;

- порядок планирования и осуществления деятельности по внутреннему аудиту;

- порядок контроля качества и оценки деятельности внутреннего аудита.

1.4 При создании методических рекомендаций использовались следующие законодательные, нормативно-правовые акты и методические документы:

- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации";

- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";

- Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (Распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (Администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (Администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89";

- Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" (одобрен Правительством РФ 13.02.2014);

- Положение Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах";

- Приказ ФСФР России от 30.07.2013 N 13-62/пз-н "О Порядке допуска ценных бумаг к организованным торгам";

- Международный стандарт ИСО 31000:2009 "Менеджмент риска. Принципы и руководство" (Приказ Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст);

- Рекомендации Минфина России N ПЗ-11/2013 "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности" (письмо Минфина РФ от 26.12.2013* N 07-04-15/57289);

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 25.12.2013". - Примечание изготовителя базы данных.          


- Приказ Росимущества от 26.08.2013 N 254 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации проверочной деятельности Ревизионных комиссий акционерных обществ с участием Российской Федерации";

- Приказ Росимущества от 20.03.2014 N 86 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Комитетов по аудиту Совета директоров в акционерном обществе с участием Российской Федерации";

- Рекомендации Минтруда России от 08.11.2013 "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции";

- Международные основы профессиональной практики внутренних аудиторов, принятые международным Институтом внутренних аудиторов (включая Международные профессиональные стандарты внутреннего аудита);

- Документ (концепция) COSO "Интегрированная концепция построения системы внутреннего контроля" (2013 год);

- Документ (концепция) COSO "Управление рисками организаций. Интегрированная модель" (2004 год).

2. Цели, задачи и полномочия внутреннего аудита

2.1 Внутренний аудит содействует совету директоров и исполнительным органам в повышении эффективности управления компанией, совершенствовании ее финансово-хозяйственных деятельности путем системного и последовательного подхода к анализу и оценке системы управления рисками и внутреннего контроля, а также корпоративного управления, как инструментов обеспечения разумной уверенности в достижении поставленных перед компанией целей.

2.2 Цели, задачи, полномочия и обязанности внутреннего аудита в компании определяются во внутреннем нормативном документе (положение о внутреннем аудите). Задачи внутреннего аудита определяются с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности компании.

2.3 Руководитель подразделения внутреннего аудита (далее - руководитель внутреннего аудита) периодически рассматривает вопрос о необходимости внесения изменений в положение о внутреннем аудите и направляет положение на утверждение в порядке, предусмотренном настоящими методическими рекомендациями.

2.4 Для достижения целей внутренний аудит решает поставленные перед ним в компании задачи, как правило, по следующим основным направлениям:

Оценка эффективности системы внутреннего контроля (далее - СВК):


- проведение анализа соответствия целей бизнес-процессов, проектов и структурных подразделений целям компании, проверка обеспечения эффективности, надежности и целостности бизнес-процессов (деятельности) и информационных систем, в том числе надежности процедур противодействия противоправным действиям, злоупотреблениям и коррупции;

- проверка обеспечения достоверности бухгалтерской (финансовой), статистической, управленческой и иной отчетности, определение того, насколько результаты деятельности бизнес-процессов и структурных подразделений компании соответствуют поставленным целям;

- определение адекватности критериев, установленных исполнительными органами для анализа степени исполнения (достижения) поставленных целей;

- выявление недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) компании достичь поставленных целей;

- оценка результатов внедрения (реализации) мероприятий по устранению нарушений, недостатков и совершенствованию системы внутреннего контроля, реализуемых обществом на всех уровнях управления;

- проверка эффективности и целесообразности использования ресурсов;

- проверка обеспечения сохранности активов;

- проверка соблюдения требований законодательства, устава и внутренних нормативных документов компании.

Оценка СВК осуществляется в соответствии с принципами и подходами, изложенными в общепринятых концепциях и практиках работы в области внутреннего контроля, в том числе приведенных в настоящих методических рекомендациях, а также нормативных документах Российской Федерации и иных регуляторов, применимых к компании.

Оценка эффективности системы управления рисками (далее - СУР):


- проверка достаточности и зрелости элементов СУР для эффективного управления рисками: цели и задачи, инфраструктура, включая организационную структуру, средства автоматизации и т.п., организация процессов, нормативно-методологическое обеспечение, взаимодействие структурных подразделений в рамках СУР, отчетность;

- проверка полноты выявления и корректности оценки рисков руководством компании на всех уровнях ее управления;

- проверка эффективности контрольных процедур и иных мероприятий по управлению рисками, включая эффективность использования выделенных на эти цели ресурсов;

- проведение анализа информации о реализовавшихся рисках (в т.ч. выявленных по результатам проверок нарушениях, фактах недостижения поставленных целей, фактах судебных разбирательств, и в других случаях).

Оценка корпоративного управления (далее - КУ):


- проверка соблюдения этических принципов и корпоративных ценностей компании;

- проверка порядка постановки целей компании и мониторинга/контроля их достижения;

- проверка уровня нормативного обеспечения и процедур информационного взаимодействия (в том числе, по вопросам управления рисками и внутреннего контроля) на всех уровнях управления компании, включая взаимодействие с заинтересованными сторонами;

- проверка обеспечения прав акционеров, в том числе подконтрольных компаний, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами;

- проверка процедур раскрытия информации о деятельности компании и подконтрольных ему компаний.

2.5 Для решения поставленных задач и достижения целей внутренний аудит осуществляет следующие функции:

- проведение внутренних аудиторских проверок (далее - проверок) на основании утвержденного плана деятельности внутреннего аудита;

- проведение иных проверок, выполнение других заданий по запросу/поручению совета директоров (комитета по аудиту и/или исполнительных органов компании) в пределах компетенции, в том числе на основании информации, поступившей на "горячую линию" компании;

- проведение комплексной проверки (ревизий) деятельности объектов аудита, которая выражается в документальной и физической проверке законности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- проведение анализа объектов аудита в целях исследования отдельных сторон деятельности и оценки состояния определенной сферы объектов аудита;

- предоставление консультаций исполнительным органам компании по вопросам управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления (при условии сохранения независимости и объективности деятельности внутреннего аудита);

- осуществление мониторинга выполнения в компании планов мероприятий по устранению недостатков, нарушений и совершенствованию СВК, разработанных руководителями объектов аудита по результатам проверок;

- осуществление последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании;

- содействие исполнительным органам компании в расследовании недобросовестных/противоправных действий работников и третьих лиц; разработка и актуализация внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность внутреннего аудита (методологии внутреннего аудита);

________________

Включая халатность, мошенничество, взяточничество и коррупцию, коммерческий подкуп, злоупотребления и различные противоправные действия, которые наносят ущерб обществу.


- проведение в рамках установленного порядка внутреннего аудита, проверок подконтрольных обществ;

- разработка плана деятельности внутреннего аудита на период, определяющего приоритеты деятельности внутреннего аудита (как правило, на ежегодной основе);

- подготовка и предоставление совету директоров (комитету по аудиту) и единоличному исполнительному органу компании (или другому лицу, в административном подчинении у которого находится внутренний аудит) отчета по результатам деятельности внутреннего аудита;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»