РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Счетной палате Российской Федерации

(с изменениями на 10 июля 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 102-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 48 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 396-ФЗ);

Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.03.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ);

Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 341-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050043);

Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.10.2015, N 0001201510060013);

Федеральным законом от 27 октября 2015 года N 291-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.10.2015, N 0001201510270010);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 236-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2016, N 0001201607030012);

Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 505-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290093);

Федеральным законом от 7 февраля 2017 года N 11-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2017, N 0001201702070051);

Федеральным законом от 29 мая 2019 года N 106-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.05.2019, N 0001201905290052);

Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2021, N 0001202104300090) (вступил в силу с 1 июля 2021 года);

Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2022, N 0001202212180001);

Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280039) (о порядке вступления в силу см. статью 99 Федерального закона от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ);

Федеральным законом от 10 июля 2023 года N 286-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.07.2023, N 0001202307100005) (о порядке вступления в силу см. статью 31 Федерального закона от 10 июля 2023 года N 286-ФЗ).

____________________________________________________________________


Принят
Государственной Думой
22 марта 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
27 марта 2013 года

     

     

Глава 1. Общие положения

     

Статья 1. Предмет регулирования и цель настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) внешнего государственного аудита (контроля) порядка формирования, управления и распоряжения средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, федеральной собственностью (далее - федеральные ресурсы) и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, обеспечивающими социально-экономическое развитие Российской Федерации (далее - иные ресурсы), а также задачи, функции, полномочия и организацию деятельности Счетной палаты.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание) парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).

Статья 2. Статус Счетной палаты

1. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

2. В рамках задач, определенных законодательством Российской Федерации, Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

3. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 341-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, геральдический знак - эмблему и флаг.

5. Местонахождение Счетной палаты - город Москва, улица Зубовская, дом 2.

(Часть в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 341-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Правовая основа деятельности Счетной палаты

1. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также международно-правовыми принципами независимого аудита (контроля).

2. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном настоящим Федеральным законом порядке стандартами Счетной палаты.

Статья 4. Принципы внешнего государственного аудита (контроля), осуществляемого Счетной палатой


Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Статья 5. Задачи Счетной палаты


Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) подпункт утратил силу - Федеральный закон от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 ноября 2014 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 341-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, устранению их причин и последствий, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) пункт утратил силу с 5 ноября 2014 года - Федеральный закон от 4 ноября 2014 года N 341-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при предоставлении государственных гарантий и поручительств или обеспечении исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации при движении средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации, а также за своевременностью движения этих средств;

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Глава 2. Состав и структура Счетной палаты

     

Статья 6. Состав Счетной палаты


Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Статья 7. Председатель Счетной палаты

1. Председатель Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом палаты Совета Федерации по предложениям комитетов Совета Федерации. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Совету Федерации для назначения на должность Председателя Счетной палаты.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Постановление о назначении на должность Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Председатель Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 августа 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 29-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6. Председатель Счетной палаты:

1) осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с законодательством Российской Федерации, Регламентом Счетной палаты, представляет Счетную палату внутри страны и за рубежом;

2) представляет Совету Федерации и Государственной Думе совместно с заместителем Председателя Счетной палаты отчеты о работе Счетной палаты.

7. Председатель Счетной палаты не может быть депутатом Государственной Думы, сенатором Российской Федерации и членом Правительства Российской Федерации. При этом Председатель Счетной палаты имеет право принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства Российской Федерации, Президиума Правительства Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8. Председатель Счетной палаты досрочно освобождается от должности решением Совета Федерации в случае:

(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1) нарушения им законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа сенаторов Российской Федерации;

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) личного заявления об отставке;

3) признания его недееспособным вступившим в законную силу решением суда;

4) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ)

9. Решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты оформляется постановлением Совета Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Заместитель Председателя Счетной палаты

1. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не может занимать должность заместителя Председателя Счетной палаты более двух сроков подряд.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты вносятся Президенту Российской Федерации Советом Государственной Думы по предложениям фракций в Государственной Думе. Президенту Российской Федерации вносятся не менее трех кандидатур на должность заместителя Председателя Счетной палаты. Президент Российской Федерации выбирает из внесенных кандидатур одну и представляет ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты. В случае, если ни одна из внесенных кандидатур не будет поддержана Президентом Российской Федерации, он вправе выдвинуть иную кандидатуру и представить ее Государственной Думе для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Постановление о назначении на должность заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 18 декабря 2022 года N 514-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Заместителем Председателя Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 30 апреля 2021 года N 116-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Заместитель Председателя Счетной палаты не может состоять в родственных отношениях с Президентом Российской Федерации, Председателем Совета Федерации, Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства Российской Федерации, Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, Председателем Верховного Суда Российской Федерации, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Председателем Следственного комитета Российской Федерации, Председателем Счетной палаты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»