(с изменениями на 21 ноября 2023 года)
(редакция, действующая с 7 июня 2024 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Международным договором от 10 октября 2014 года (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 30.10.2014);
Международным договором от 23 декабря 2014 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.08.2015, N 0001201508130029) (о порядке применения см. статью 8 Международного договора от 23 декабря 2014 года) (с изменениями, внесенными Международным протоколом от 11 апреля 2017 года; Международным протоколом от 14 мая 2018 года);
Международным протоколом от 8 мая 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2015, N 0001201508170022) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 8 мая 2015 года);
Международным протоколом от 15 марта 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010002) (вступил в силу для Российской Федерации 12 марта 2019 года);
Международным протоколом от 29 мая 2019 года (1) (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org по состоянию на 29.01.2020) (вступил в силу для Российской Федерации 28 октября 2021 года);
Международным протоколом от 29 мая 2019 года (2) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2021, N 0001202111170001) (вступил в силу для Российской Федерации 28 октября 2021 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300052) (временно применяется для Российской Федерации c 1 января 2020 года);
Международным протоколом от 29 мая 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2022, N 0001202204220001) (вступил в силу с 5 апреля 2022 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (1) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.08.2021, N 0001202108060004) (вступил в силу для Российской Федерации 15 июля 2021 года);
Международным протоколом от 1 октября 2019 года (2) (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2021, N 0001202108020019) (вступил в силу 1 августа 2021 года);
Международным протоколом от 8 февраля 2021 года (Официальный сайт Евразийского экономического союза www.eaeunion.org по состоянию на 05.05.2022) (вступил в силу для Российской Федерации 3 апреля 2023 года);
Международным протоколом от 5 августа 2021 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.11.2022, N 0001202211030002) (вступил в силу для Российской Федерации 25 октября 2022 года);
Международным протоколом от 24 марта 2022 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.02.2023, N 0001202302070003) (вступил в силу для Российской Федерации 24 января 2023 года);
Международным протоколом от 31 марта 2022 года (вступил в силу 12 февраля 2024 года);
Международным протоколом от 9 декабря 2022 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2024, N 0001202403250002) (вступил в силу для Российской Федерации 4 марта 2024 года);
Международным протоколом от 25 мая 2023 года (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 25 мая 2023 года);
Международным протоколом от 25 мая 2023 года (вступил в силу 7 июня 2024 года);
Международным протоколом от 21 ноября 2023 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2023, N 0001202311280007) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года).
____________________________________________________________________
Ратифицирован
Федеральным законом
от 03.10.2014
N 279-ФЗ
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,
основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,
руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,
желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,
выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,
движимые стремлением укрепить экономики государств - членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,
обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами - членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,
подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,
принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,
подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права,
договорились о нижеследующем.
Учреждение Евразийского экономического союза
Учреждение Евразийского экономического союза.
Правосубъектность
1. Настоящим Договором Стороны учреждают Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
Определения
Для целей настоящего Договора используются понятия, которые означают следующее:
"гармонизация законодательства" - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах;
"государства-члены" - государства, являющиеся членами Союза и Сторонами настоящего Договора;
"должностные лица" - граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов Евразийской экономической комиссии и заместителей директоров департаментов Комиссии, а также руководителя Секретариата Суда Союза, заместителей руководителя Секретариата Суда Союза и советников судей Суда Союза;
"единое экономическое пространство" - пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура;
"единая политика" - политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных настоящим Договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий;
"международные договоры в рамках Союза" - международные договоры, заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза;
"международные договоры Союза с третьей стороной" - международные договоры, заключаемые с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями;
"общий (единый) рынок" - совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
"распоряжение" - акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер;
"решение" - акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера;
"скоординированная политика" - политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза, необходимых для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;
"согласованная политика" - политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза, в такой степени, которая необходима для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;
"сотрудники" - граждане государств-членов, работающие в органах Союза на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами;
"таможенный союз" - форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной;
"третья сторона" - государство, не являющееся членом Союза, международная организация или международное интеграционное объединение;
"унификация законодательства" - сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных настоящим Договором.
Иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему.
Основные принципы, цели, компетенция и право Союза
Основные принципы функционирования Союза
Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:
уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;
уважение особенностей политического устройства государств-членов;
обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;
соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;
функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.
Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.
Основные цели Союза
Основными целями Союза являются:
создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;
стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Компетенция
1. Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
2. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
3. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.
Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия Сторон в соответствующих сферах.
Право Союза
1. Право Союза составляют:
настоящий Договор;
международные договоры в рамках Союза;
международные договоры Союза с третьей стороной;
решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.
Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.
2. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.
3. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.
Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза.
4. В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:
решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;
решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.
Международная деятельность Союза
1. Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.
2. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.
Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.