(с изменениями на 26 октября 2018 года)
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 N 183, от 20.10.2016 N 493, от 15.12.2016 N 603, от 07.02.2017 N 45, от 29.09.2017 N 489, от 29.03.2018 N 149, от 19.07.2018 N 350, от 26.10.2018 N 526)
В соответствии со статьей 139.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 10 Закона Республики Крым от 28 ноября 2014 года N 16-ЗРК/2014 "О межбюджетных отношениях в Республике Крым", статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2017 года N 1575-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым и признании утратившим силу пункта 2 распоряжения Совета министров Республики Крым от 20 сентября 2017 года N 1096-р" Совет министров Республики Крым постановляет:
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 N 183, от 29.03.2018 N 149)
Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым "Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015 - 2018 годы".
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "МОДЕРНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА 2015 - 2018 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 07.02.2017 N 45, от 29.09.2017 N 489, от 29.03.2018 N 149, от 19.07.2018 N 350, от 26.10.2018 N 526)
Наименование государственной программы | Государственная программа Республики Крым "Модернизация бюджетного учета и отчетности Республики Крым на 2015 - 2018 годы" (далее - Государственная программа) |
Исполнитель Государственной программы | Министерство финансов Республики Крым |
Соисполнители Государственной программы | |
Участники Государственной программы | Исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, государственные (муниципальные) казенные, бюджетные и автономные учреждения |
Цели Государственной программы | Создать целостную систему бюджетного и бухгалтерского учета Республики Крым, отвечающую Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1275-р |
Задачи Государственной программы | Повышение оперативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Поддержка централизованного управления финансовыми ресурсами Республики Крым и местных бюджетов, стандартизация и унификация деловых процессов. Обеспечение прозрачности и открытости исполнения бюджета Республики Крым и местных бюджетов Республики Крым. Достижение необходимого уровня качества сдаваемой отчетности Министерства финансов Республики Крым в Министерство финансов Российской Федерации. Достижение необходимого уровня профессиональной подготовки специалистов финансовых органов, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений. Обеспечение методологической поддержки специалистов финансовых органов, исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений. Поддержание и совершенствование технической оснащенности финансовых органов, бухгалтерских служб исполнительных органов государственной власти Республики Крым, муниципальных образований Республики Крым, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений. Развитие комплексной автоматизации деятельности финансовых органов, бухгалтерских служб исполнительных органов государственной власти Республики Крым, муниципальных образований Республики Крым, государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений на основе единого правового, методологического и информационного пространства, повышение эффективности управления бюджетным процессом за счет создания и развития эффективной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности в Республике Крым. Обеспечение лицензионного обслуживания, информационно-технического сопровождения прикладных программных продуктов. Внедрение передовых технологий автоматизированного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Использование передовых информационных технологий для оперативного формирования полной, достоверной и детализированной до требуемого уровня информации обо всех аспектах бюджетного процесса, для выработки и принятия управленческих решений. Поддержка централизованного управления финансовыми ресурсами Республики Крым и местных бюджетов, стандартизация и унификация деловых процессов. Повышение достоверности и оперативности формирования бюджетных показателей. Обеспечение контроля средств целевого назначения и объемов исполнения бюджета Республики Крым и местных бюджетов. Обеспечение максимальной прозрачности и открытости исполнения бюджета Республики Крым и местных бюджетов Республики Крым по доходам и расходам. Обеспечение доступности и достоверности информации для граждан об использовании средств бюджета Республики Крым и местных бюджетов Республики Крым. Обеспечение интеграции с федеральными информационными системами |
Целевые показатели (индикаторы) Государственной программы | Проведение мероприятий Государственной программы предполагает возникновение значительных экономических эффектов за счет централизованного подхода к их реализации и структурных эффектов за счет повышения уровня управления региональными и муниципальными финансами |
Сроки реализации Государственной программы | 2015 - 2018 годы |
Объемы и источники финансового обеспечения Государственной программы | Объем бюджетных ассигнований бюджета Республики Крым на реализацию Государственной программы составляет 777273,47 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год - 246587,77 тыс. руб., 2017 год - 234365,30 тыс. руб., 2018 год - 296320,40 тыс. руб. |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 26.10.2018 N 526) | |
Ожидаемые результаты реализации Государственной программы | Приведение бюджетной системы Республики Крым и входящих в ее состав муниципальных образований в соответствие со стандартами и требованиями бюджетной системы Российской Федерации посредством совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета, улучшения качества бюджетной (бухгалтерской) отчетности с целью повышения прозрачности и инвестиционной привлекательности бюджетной сферы Республики Крым. Снижение затрат бюджета за счет создания единого правового, методологического и информационного пространства. Повышение эффективности управления бюджетным процессом за счет: обеспечения лиц, принимающих решения, полной, достоверной информацией обо всех необходимых аспектах бюджетного процесса; поддержки централизованного управления финансовыми ресурсами Республики Крым; повышения достоверности и оперативности формирования бюджетных показателей; обеспечения контроля целевого назначения и объемов исполнения бюджета на региональном и на местном уровнях; повышения оперативности формирования отчетности об исполнении бюджета на региональном и местном уровнях. Полная прозрачность исполнения бюджетов на региональном и местном уровнях по доходам и расходам. Повышение эффективности работы государственных структур управления Республики Крым, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений, направленных на улучшение качества жизни населения, развитие информационного обслуживания жителей |
Проведение основных направлений единой финансовой, бюджетной политики на территории Республики Крым в соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 143, обеспечивает Министерство финансов Республики Крым, которое осуществляет разработку и реализацию мероприятий в части реформирования финансов на региональном уровне, повышения эффективности бюджетных расходов в Республике Крым.
В 2014 году обеспечение интеграции бюджетной системы Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в бюджетную систему Российской Федерации в части информационно-технологического обеспечения в сфере управления финансами проводилось в рамках Государственной программы Республики Крым "Модернизация финансовой системы Республики Крым на 2014 год" (далее - Программа), утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 17 июня 2014 года N 132, ответственным исполнителем которой выступило Министерство финансов Республики Крым.
Основными итогами вышеуказанной Программы стали:
ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, составление и представление бюджетной (бухгалтерской) отчетности, в том числе консолидированной, сводной отчетности, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
подготовка специалистов бухгалтерских служб государственных (муниципальных) учреждений и финансовых органов Республики Крым и муниципальных образований;
оптимизация централизованных бухгалтерий Республики Крым и муниципальных образований;
обеспечение бесперебойной организации кассового обслуживания и казначейского исполнения бюджетов;
автоматизация рабочих мест государственных (муниципальных) учреждений и финансовых органов Республики Крым и муниципальных образований с целью обеспечения бюджетного процесса.
Задачи Программы по обеспечению интеграции бюджетной системы Республики Крым и муниципальных образований Республики Крым в бюджетную систему Российской Федерации в части информационно-технологического обеспечения в сфере управления финансами, организации кассового обслуживания и казначейского исполнения бюджетов Республики Крым на первоначальном этапе были решены, что обеспечило качественную базу для разработки настоящей Государственной программы. Государственная программа является логическим продолжением Программы.
Государственная программа, разработанная Министерством финансов Республики Крым, имеет существенные отличия от большинства других государственных программ. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована (через развитие правового регулирования и методического обеспечения) на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе исполнительных органов государственной власти Республики Крым, реализующих другие государственные программы, условий и механизмов их реализации.
Процесс реформирования бюджетной системы Российской Федерации идет быстрыми темпами: ежегодно меняется методологическая база, ведется создание "электронного государства", проходят активные мероприятия по созданию интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - "Электронный бюджет"), развитию региональных сегментов "Электронного бюджета". При этом следует учитывать последствия влияния международной санкционной политики, нацеленность отечественной экономики на импортозамещение, смещение приоритетов в сторону развития реального сектора экономики и, предпринимая взвешенные шаги к улучшению инвестиционной привлекательности экономики Республики Крым, необходимо максимально соблюдать условия самодостаточности и экономической независимости от внешнеполитических факторов.
Реформирование бюджетной системы Российской Федерации неразрывно связано с процессом реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в организациях государственного сектора. Изменяются и усложняются бюджетная классификация, правила ведения учета. Постоянно вводятся новые федеральные стандарты, правила ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности для государственного сектора, направленные на сближение с принятыми международными стандартами финансовой отчетности для государственного сектора. Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право и полномочия в регулировании некоторых аспектов региональной специфики, не детализированных федеральным законодательством. В этих условиях крайне важно своевременно обеспечить необходимыми знаниями и методологической поддержкой специалистов, как разрабатывающих нормативно-правовые документы в интересах субъекта Российской Федерации, так и осуществляющих бухгалтерский и управленческий учет в организациях государственного сектора.
Недостаточный уровень методологической подготовки бухгалтеров, отсутствие практического опыта работы в условиях российского законодательства, ограниченные возможности своевременного повышения квалификации приводят к высокому уровню ошибок в учете и отчетности в работе бухгалтерских служб в организациях государственного сектора и на местном уровне. Это влечет регулярное, излишнее привлечение профессиональных консультантов коммерческих организаций для решения этих проблем, что ложится двойной нагрузкой на бюджеты: на заработную плату бухгалтера и оплату услуг консультантов.
Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности.
Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах от 28 июня 2012 года обозначена проблема, которая заключается в том, что "бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются".
Исходя из вышеизложенного, Президентом Российской Федерации поставлена задача - обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Выполнить поставленную задачу предлагается путем внедрения передовых технологических решений для бюджетной системы, которые позволят сделать доступной в режиме реального времени необходимую информацию об основных целях, задачах и ориентирах бюджетной политики, обосновать государственные расходы, донести до заинтересованных слоев населения достигнутые количественные и качественные результаты деятельности органов власти. Технологическое решение должно быть доступно для населения и предоставлять возможность участия граждан в управлении бюджетным процессом.
Цель настоящей Государственной программы - приведение бюджетного учета и отчетности Республики Крым в соответствие с высокими требованиями и стандартами бюджетной системы Российской Федерации с учетом региональной специфики Республики Крым.
Ключевая роль в определении направлений развития бюджетной системы Республики Крым отводится Концепции создания и развития государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N 1275-р.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" также предъявляет определенные требования к государственным (муниципальным) учреждениям. В настоящее время реализация требований Концепции "Электронный бюджет" становится главным катализатором автоматизации бюджетного процесса как инструмента всей деятельности финансовых органов в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации путем создания регионального сегмента "Электронного бюджета".
Региональный сегмент "Электронного бюджета" обеспечит реализацию основных принципов, провозглашенных Министерством финансов Российской Федерации:
открытость, прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного и муниципального управления;
создание условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований.
Региональный сегмент "Электронного бюджета" строится на основании отчетных данных, полученных из учетных систем каждого из участников бюджетного процесса - Управления Федерального казначейства по Республике Крым, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Крым, финансовых органов муниципальных образований, иных участников бюджетного процесса, а также казенных, бюджетных, автономных учреждений. Для повышения достоверности отчетных данных необходимо повышать качество учета в учреждениях, что позволит существенно повысить качество сводных данных, используемых для принятия управленческих решений.
Для достижения цели Государственной программы предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
обеспечение комплексной методической поддержкой и организационно-распорядительной документацией всех участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) казенных, бюджетных и автономных учреждений;
обеспечение бюджетной сети субъекта квалифицированными специалистами финансово-экономических специальностей;
создание региональных справочников и классификаторов с целью унификации и консолидации данных на основании первичных данных подведомственных учреждений;
ведение бюджетного (бухгалтерского) учета в исполнительных органах государственной власти Республики Крым, органах местного самоуправления, государственных (муниципальных) учреждениях с использованием средств автоматизации;