(с изменениями на 21 декабря 2017 года)
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 10.11.2015 N 718, от 07.06.2016 N 246, от 16.02.2017 N 79, от 27.04.2017 N 227, от 08.09.2017 N 448, от 21.12.2017 N 695)
В соответствии со статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 25 сентября 2014 года N 956-р "Об утверждении Перечня первоочередных государственных программ Республики Крым на среднесрочный период (2015 - 2017 годы)" Совет министров Республики Крым постановляет:
Утвердить прилагаемую Государственную программу развития здравоохранения в Республике Крым на 2015 - 2017 годы
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Совета министров Республики Крым от 16.02.2017 N 79, от 27.04.2017 N 227, от 08.09.2017 N 448, от 21.12.2017 N 695)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство здравоохранения Республики Крым |
Соисполнители Программы | Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым Служба капитального строительства Республики Крым |
Участники Программы | Государственные бюджетные учреждения здравоохранения |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Программа модернизации здравоохранения Республики Крым"; Подпрограмма 2 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; Подпрограмма 3 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; Подпрограмма 4 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; Подпрограмма 5 "Совершенствование и развитие антитеррористической защиты медицинских учреждений"; Подпрограмма 6 "Совершенствование механизмов лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению"; Подпрограмма 7 "Медицинская реабилитация населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей"; Подпрограмма 8 "Развитие фундаментальной медицины и оказание медицинской помощи в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации"; Подпрограмма 9 "Организация обязательного медицинского страхования граждан"; Руководство и управление в сфере здравоохранения Республики Крым |
Программно-целевые инструменты Программы | Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2016 год, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2015 года N 837. Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Крым на 2017 год, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2016 года N 658 |
Цель Программы | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины; развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей; обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей; удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения, продуктах специализированного лечебного питания; медико-биологическое обеспечение охраны здоровья населения; обеспечение системности организации охраны здоровья; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; развитие конкурентной среды в сфере здравоохранения; совершенствование и развитие антитеррористической защищенности медицинских учреждений; создание передовой научно-практической базы внедрения современных методов лечения |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Показатель 1 "Смертность от всех причин, на 1 тыс. населения"; показатель 2 "Смертность от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. населения"; показатель 3 "Смертность от новообразований, на 100 тыс. населения"; показатель 4 "Смертность от туберкулеза, на 100 тыс. населения"; показатель 5 "Смертность от дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения"; показатель 6 "Младенческая смертность, на 1000 родившихся живыми"; показатель 7 "Материнская смертность, на 100 тыс. родившихся живыми"; показатель 8 "Охват профилактическими медицинскими осмотрами детей, процентов"; показатель 9 "Число дней работы койки в году, дней"; показатель 10 "Средняя длительность лечения больного в стационаре, дней" |
Этапы и сроки реализации Программы | 2015 - 2017 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий размер финансирования Программы в 2015 - 2017 годах составляет 105306722,36 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета: 9771172,56 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 2431979,20 тыс. руб.; 2016 г. - 3173567,30 тыс. руб.; 2017 г. - 4165626,06 тыс. руб.; средства бюджета Республики Крым: 47121050,20 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 13564230,72 тыс. руб.; 2016 г. - 16329015,47 тыс. руб.; 2017 г. - 17227804,01 тыс. руб.; средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования: 48414499,60 тыс. руб., в том числе: 2015 г. - 16053301,10 тыс. руб.; 2016 г. - 16106440,50 тыс. руб.; 2017 г. - 16254758,00 тыс. руб. Объем финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального бюджета и бюджета Республики Крым на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 21.12.2017 N 695) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Снижение смертности от всех причин, на 1 тыс. населения - 14,4 чел. к 2017 году; смертность от болезней системы кровообращения, на 100 тыс. населения - 991,4 чел. к 2017 году; снижение смертности от новообразований, на 100 тыс. населения - 207,1 чел. к 2017 году; смертность от туберкулеза, на 100 тыс. населения - 17,2 чел. к 2017 году; смертность от дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения - 17,0 чел. к 2017 году; младенческая смертность, на 1000 родившихся живыми - 6,0 чел. к 2017 году; материнская смертность, на 100 тыс. родившихся живыми - 3,8 чел. к 2017 году; охват профилактическими медицинскими осмотрами детей, процентов - 97% к 2017 году; число дней работы койки в году, дней - 330,0 к 2017 году; средняя длительность лечения больного в стационаре, дней - 11,6 к 2017 году |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 27.04.2017 N 227)
Площадь территории Республики Крым - 26,1 тыс. кв. км, протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 6,2 тыс. км, плотность населения 78 чел. на 1 кв. км. Высокая общая плотность населения характерна в Республике Крым для городов, не имеющих сельских и городских округов, включающих сельские территории. Среди районов высокая общая плотность населения характерна для Симферопольского, Бахчисарайского (особенно без горной части) и Красногвардейского районов. Самый редко заселенный район - Черноморский.
Сельское население Республики Крым наиболее плотно расселено в районах, прилегающих в долине реки Салгир, Симферопольском, Красногвардейском и Нижнегорском.
Из мелких административно-территориальных единиц наиболее плотно заселены Киевский и Железнодорожный районы города Симферополя. Территории города Ялты и города Алушты заселены не менее плотно - от 2000 до 3000 чел./км2, Феодосии (в пределах городской застройки) и города Алупки - от 1400 до 2000 чел./км2.
По состоянию на 1 января 2016 года система административно-территориальных единиц состоит из 11 городов и 14 муниципальных районов. В городе Симферополе проживает 356,8 тыс. человек, или 18,2% общей численности населения. В четырех городах: Керчи, Ялте, Евпатории и Феодосии проживает более половины городского населения Республики Крым, или 26,0% от общей численности. Большая часть жителей региона (370,4 тыс. человек) проживает в крупных районах с населением более 100 тыс. человек, что составляет 18,9% всего населения. В регионах численностью менее 35 тыс. проживает 131 тыс. человек (6,6%), которые заслуживают особого внимания в плане обеспечения доступности медицинской помощи.
В Республику Крым ежегодно на отдых и лечение приезжают около 6 млн человек, поэтому развитие и совершенствование здравоохранения Республики Крым имеет большое значение не только для жителей Республики Крым, но и для Российской Федерации в целом.
Численность постоянного населения Республики Крым на 1 января 2016 года составила 1908,32 тыс. человек. Рост численности населения происходил в основном из-за снижения естественной убыли населения.
К ведению Министерства здравоохранения Республики Крым отнесено 125 медицинских организаций, из них больниц - 44, роддомов - 6, санаториев - 29, диспансеров - 4, центров - 14, поликлиник - 13, прочих - 15.
К первому уровню была отнесена амбулаторно-поликлиническая первичная медико-санитарная помощь, представленная 41 медицинским учреждением (центры первичной медико-санитарной помощи со структурными подразделениями - амбулаториями, фельдшерско-акушерскими пунктами и участковыми больницами).
Ко второму уровню оказания медицинской помощи отнесены 59 медицинских учреждений здравоохранения Республики Крым общей коечной мощностью 9941 единица.
К третьему уровню отнесены 26 учреждений здравоохранения Республики Крым, оказывающих специализированную и высокоспециализированную диагностическую и стационарную помощь, в том числе по направлениям: кардио- и сосудистая патология, ортопедия и травматология, нейрохирургия, акушерство и гинекология, коечная мощность которых 5770 коек.
Изношенность основных фондов медицинских учреждений в настоящее время составляет до 78,0%. Средний фактический срок эксплуатации медицинского оборудования составляет свыше семи лет. Доля медицинского оборудования с износом более 75,0% увеличилась.
В настоящее время в регионе действуют 505 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), обслуживающих 663 населенных пункта, и 254 врачебные амбулатории общей практики семейной медицины (далее - АОПСМ), предоставляющие первичную медико-санитарную помощь населению, которые являются структурными подразделениями центров первичной медико-санитарной помощи.
Оснащенность ФАПов и АОПСМ в целом не превышает 60,0 - 70,0% от минимально необходимой нормы. Так, например, оснащенность первичного звена шестиканальными кардиографами составляет около 30,0%, оснащенность портативными переносными кардиографами не превышает 5,0% от минимальной потребности. Оборудование, имеющееся в наличии, изготовлено во второй половине прошлого столетия и морально устарело. Износ медицинского оборудования достигает 80,0%.
Для оказания первичной медико-санитарной помощи населению предусмотрено 1187,5 штатных должностей врачей, в том числе участковых терапевтов - 353,25, врачей общей практики семейной медицины - 565,75 и участковых педиатров - 268,5. На этих должностях занято 1378 врачей, в том числе 634 терапевта, 475,5 врача общей практики семейной медицины и 268,5 педиатра. Укомплектованность штатных должностей участковой службы в Республике составляет:
- участковыми терапевтами - 73,6%;
- участковыми педиатрами - 83,4%;
- врачами общей практики семейной медицины - 82,2%.
Участковая служба в настоящее время остается ведущей в оказании первичной медико-санитарной помощи. Доля посещений врачей первичного звена увеличилась за последние три года на 0,8% в общем объеме амбулаторно-поликлинической помощи.
Стационарную медицинскую помощь жителям Республики оказывают 73 больничных учреждения, из них: 17 государственных (собственность Республики Крым) и 56 муниципальных (коммунальная собственность). Из муниципальных учреждений 27 размещены в сельской местности и 29 - в городах.
Мощность стационарных лечебных учреждений варьируется от 25 до 785 коек. Медучреждения предназначены для оказания населению Республики Крым специализированной медицинской помощи. Учреждения здравоохранения Республики Крым имеют в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения и оказывают первичную медико-санитарную, первичную медико-санитарную специализированную, а также специализированную медицинскую помощь.
В целях обеспечения доступности качественной медицинской помощи населению Республики Крым необходимо реализовать комплекс нижеперечисленных мероприятий.
1. Совершенствование системы оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе:
- формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
- создание системы оказания медицинской помощи сельскому населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
- развитие новых форм оказания медицинской помощи, в том числе стационарозамещающих и выездных методов работы;
- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.
2. Совершенствование системы оказания специализированной медицинской помощи, в том числе:
- развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее развития с маршрутизацией направления пациентов в медицинские учреждения трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
- обеспечение преемственности ведения больного на всех этапах для повышения качества оказания медицинской помощи;
- оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создание многопрофильных центров;
- обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;
- совершенствование системы оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских учреждений и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий.
3. Реализация мероприятий по гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе:
- оптимизация объемов медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях;
- увеличение объемов медицинской помощи в условиях дневных стационаров и паллиативной медицинской помощи;