ЗАКОН
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 марта 2002 года N 14-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2003 ГОДЫ"
ИЗМЕНЕНИЯ:
ЗАКОН Ивановской области от 19.11.2003 N 104-ОЗ
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 N 24-ФЗ, Законом Ивановской области "О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации" от 13.11.98 N 78-ОЗ в целях развития региональной информационно - аналитической системы органов государственной власти Ивановской области (РИАС ОГВ) и включает основные мероприятия по информатизации Ивановской области в 2002 - 2003 годах.
Утвердить областную целевую программу "Информатизация Ивановской области на 2002 - 2003 годы" (прилагается).
Финансирование Программы осуществляется из средств областного бюджета в пределах сумм, утвержденных на эти цели законом Ивановской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Ивановской области
В.И.ТИХОНОВ
к Закону Ивановской области
от 25.03.2002 N 14-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2003 ГОДЫ"
(в ред. Закона Ивановской области от 19.11.2003 N 104-ОЗ)
Наименование Программы | Областная целевая программа "Информатизация Ивановской области на 2002 - 2003 годы" | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Ивановской области | |
Основные разработчики Программы | Головная организация по информатизации Ивановской области - Ивановский государственный энергетический университет, управление информационных ресурсов главного управления экономического развития и торговли Ивановской области (УИР ГУЭРиТ) | |
Руководитель Программы | Генеральный управляющий Программой - начальник УИР ГУЭРиТ | |
Цели Программы | - Продолжение реализации основных направлений, определенных Законом Ивановской области "Об областной целевой программе "Информатизация Ивановской области на 2000 - 2001 годы" от 14.12.2000 N 91-ОЗ, в развитие региональной информационно - аналитической системы органов государственной власти и управления (РИАС ОГВ) Ивановской области как основной системообразующей части единого информационного пространства области; - решение вопросов в сфере формирования информационных ресурсов; - решение основных задач оперативного информационного взаимодействия органов государственной власти Ивановской области с органами местного самоуправления, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других регионов в рамках информатизации Ивановской области | |
Сроки реализации Программы | 2002 - 2003 годы | |
Основные мероприятия Программы | - Доработка системного проекта информатизации, определяющего единую техническую и технологическую политику информатизации в области; - приобретение в соответствии с техническим проектом необходимых программно - технических средств; - проектирование, создание и заполнение информацией интегрированного банка данных; - развитие программных средств, поддерживающих функционирование интегрированного банка данных; - развитие компьютерной сети в области; - развитие программных средств аналитической обработки и представления необходимой информации пользователям; - уточнение и доработка методологии экономического анализа социально - экономического и финансового положения области для построения реальных экономических прогнозов и принятия обоснованных решений по стратегическому развитию региона; - совершенствование системы обеспечения нормативно - справочной информацией в электронном виде органов государственной власти Ивановской области и органов местного самоуправления; - совершенствование информационно - технического взаимодействия с организациями - держателями информационных ресурсов для РИАС ОГВ на основе договоров о сотрудничестве; - развитие информационно - технического взаимодействия с соседними областями; - разработка и принятие областных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих информационные взаимоотношения Администрации области с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории области; - объединение и рациональное распределение средств федерального, областного и местных бюджетов, выделяемых на информатизацию; - привлечение средств на реализацию Программы из внебюджетных источников; - расширение информационно - технического взаимодействия РИАС ОГВ с информационно - телекоммуникационной системой специального назначения, создаваемой ФАПСИ, в целях интеграции информационно - телекоммуникационных ресурсов РФ; - проведение организационно - технических мероприятий по обеспечению режима секретности, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам, содержащим секретные данные | |
Основные исполнители Программы | - Головная организация по информатизации Ивановской области - Ивановский государственный энергетический университет; - Ивановский государственный университет; - управление информационных ресурсов главного управления экономического развития и торговли Ивановской области | |
Объемы и источники финансирования | - Областной бюджет - всего 2637 тыс. руб., - средства федерального бюджета, местных бюджетов и других внебюджетных источников (по согласованию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение эффективности управленческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти за счет совершенствования региональной информационно - аналитической системы Ивановской области (РИАС ОГВ) | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке ГУЭРиТ совместно с другими органами исполнительной власти, Законодательное Собрание Ивановской области. |
Оценивая информатизацию как процесс, способствующий росту эффективности в производственной, социальной, коммерческой и управляющей сферах жизнедеятельности общества, органы государственной власти и управления Ивановской области будут проводить политику, направленную на:
создание в области единого информационного пространства как части информационного пространства Российской Федерации;
расширение и совершенствование инфраструктуры информатизации;
поддержку предприятий и организаций, специализирующихся в сфере информационных технологий;
регулирование деятельности монополистов и формирование конкурентной среды на рынках информационных услуг и услуг связи;
содействие местному самоуправлению в становлении муниципальных информационных систем;
предоставление гражданам государственных информационных услуг, обеспечение конституционного права на информацию;
содействие хозяйствующим субъектам в создании корпоративных информационных систем и информатизации производственной и коммерческой деятельности;
информатизацию деятельности органов государственной власти области.
В развитие РИАС ОГВ планируется создание единой высокоскоростной и высокотехнологичной инфраструктуры путем последовательного перевода абонентов на оптоволоконные каналы связи, с возможностью дистанционной работы с информационной системой баз данных по физическим, юридическим лицам, недвижимости и ресурсам области, а также развитие корпоративной системы документооборота Администрации области и ее структурных подразделений, поддерживающей информационную модель объекта управления и программную систему аналитической обработки накопленной информации, служащей для поддержки управленческих решений и прогнозирования их последствий.
Единое информационное пространство имеет структуру многоуровневой системы информационного обеспечения и взаимодействия всех субъектов информационных отношений, действующих на территории области. В соответствии с группировкой этих субъектов следует рассматривать следующие компоненты информационного пространства как системы отношений:
подсистема информационно - справочного обслуживания граждан;
подсистема информационно - справочного и аналитического обслуживания хозяйствующих субъектов;
подсистема информационно - справочного и аналитического обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления на территории области.
Все вышеперечисленные подсистемы различаются по составу функциональных компонентов, но имеют значительное пересечение на уровне инфраструктурных компонентов (информационные и коммуникационные ресурсы). Исключение параллелизма и дублирования работ, обеспечение совместимости этих подсистем, а также минимизации капитальных затрат при создании и эксплуатации осуществляет Координационный совет по информатизации Ивановской области.
Наиболее рациональным вариантом на данном этапе формирования единого информационного пространства региона является опережающее развитие интегрированной системы информационного обеспечения органов государственной власти и управления области путем максимального использования возможностей существующих информационно - вычислительных систем (ИВС) органов власти и управления (областного и федерального уровня, отраслевых и муниципальных), путем кооперации и координации работ этих субъектов информационных отношений.
Организация работы
В субъекты процесса информатизации входят:
- головная организация по информатизации - Ивановский государственный энергетический университет,
- управление информационных ресурсов главного управления экономического развития и торговли Ивановской области - в качестве информационно - аналитического центра,
- Координационный совет по информатизации области - как инструмент разработки перспектив развития информационной системы области,
- ведомственные органы различного уровня - основные носители информации.
Для решения правовых проблем сбора информации по предложению Администрации области принят Законодательным Собранием Ивановской области Закон "О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации" от 13.11.98 N 78-ОЗ, ставший правовой основой для развития процессов информатизации области.
В режиме договорных обязательств производится пополнение информационно - аналитической системы "Инфовизор" необходимой информацией.
Отработана стратегия развития системы РИАС ОГВ, включающая согласованное выполнение следующих мероприятий:
пополнение интегрированного хранилища показателей социально - экономического положения области;
оперативное ведение реестра юридических лиц с целью дальнейшего создания на его базе информационно - аналитической системы (ИАС) по юридическим лицам, включая сведения по несостоятельным предприятиям, предприятиям - монополистам, общественным и религиозным объединениям, совместным и малым предприятиям, акционерным обществам, предприятиям государственной собственности, сведения по лицензированию различных видов деятельности и тому подобным;
в соответствии с концепцией создания единой автоматизированной системы "Государственный регистр населения" создание на базе УВД интегрированного хранилища индивидуальных сведений по физическим лицам, объединяющего информацию отделов ЗАГС и паспортно - визовых служб, для последующего использования сформированной на его основе сводной информации Администрацией области и другими ведомствами, связанными с анализом и учетом населения;
создание интегрированного хранилища по инвентаризации недвижимого имущества и регистрации прав на него;
создание интегрированного хранилища по земельным ресурсам, объединяющего информацию земельного, лесного, водного кадастров, а также кадастра особо охраняемых территорий и кадастра животного мира;
возможность расширения.
Технологические аспекты работы
Построение универсальной распределенной системы, такой как РИАС ОГВ, требует использования наукоемких, технологически совершенных программных и коммуникационных средств корпоративного уровня. Необходимые инструментальные средства для построения РИАС ОГВ разработаны Головной организацией по информатизации, включающей "насосы данных" - средства сбора информации из ведомственных, включая областные, и муниципальных систем в единое хранилище данных, обработки этого хранилища, аналитического анализа с генерацией отчетов, геоинформационной системы их представления и системы электронного документооборота. Удобство решений, заложенных в средствах аналитической обработки, заключается в извлечении без участия программистов любых "срезов" данных по требованию должностных лиц работниками информационных служб. Для более глубокого информационного анализа в рамках управления информационных ресурсов создается отдел аналитического обеспечения.
Другой из важных особенностей разработок является использование технологии, позволяющей создать корпоративное решение интеграции области и межрегионального уровня. Система является эволюционирующей, то есть информация в областном интегрированном банке данных, описывающая область, расширяется по мере подключения к системе новых ведомственных реестров и кадастров без существенных изменений аналитических подсистем.
Состояние разработки
В Администрации Ивановской области внедрена в эксплуатацию первая очередь системы мониторинга социально - экономического положения области, позволяющая вести в динамике комплексный анализ данных. Организован сбор сведений из ряда организаций с возможностью вывода информации в любой форме: таблицы, диаграммы, графики, информационные географические карты.
Разработан реестр юридических лиц с аналогичными возможностями анализа. Реестр интегрирует регистрационные сведения по юридическим лицам из регистрационной палаты города Иванова, областного комитета статистики, управления по налогам и сборам.
Неструктурированная информация поддерживается корпоративной системой документооборота, локальные варианты которой развернуты в Администрации Ивановской области (Батурина, 5) и в главном управлении экономического развития и торговли.
Пользователям Администрации Ивановской области обеспечен выход в сеть Интернет и Интранет, развернуты и активно наполняются соответствующие сервера Администрации.
Межобластное взаимодействие и взаимодействие
с информационно - телекоммуникационной системой
специального назначения
Подходы к решению проблемы информатизации области признаны в соседних областях. В настоящее время происходит полномасштабное внедрение системы в Администрации Костромской области. Поддерживается сотрудничество в плане унификации решений с Администрацией Владимирской области с целью построения единого информационного пространства органов государственной власти и управления с унификацией топологической основы, структур баз данных, аналитического аппарата, корпоративного документооборота соседних с Ивановской областей и возможностью расширения на всю Россию. В целях интеграции информационно - телекоммуникационных ресурсов РФ предполагается расширение информационно - технического взаимодействия РИАС ОГВ с информационно - телекоммуникационной системой специального назначения, создаваемой ФАПСИ.
Целью Программы информатизации Ивановской области на 2002 - 2003 годы является построение интегрированной системы информационно - аналитического обеспечения органов государственной власти и управления области в соответствии с требованиями Устава и законов Ивановской области, законов Российской Федерации как основной системообразующей части единого информационного пространства области. Для решения этой проблемы используются современные подходы к автоматизации поддержки принятия решений, основанные на обработке интегрированного банка данных Администрации области, созданного путем интеграции информации ведомственных систем оперативной обработки данных.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
1. Создание и внедрение ИГЭУ в течение 2002 - 2003 годов в Администрации области и в Законодательном Собрании области единой областной информационно - аналитической системы управления областью, включающей в себя:
- информационно - аналитическую систему "Юридические лица";
- систему мониторинга социально - экономического положения области;
- информационно - аналитическую систему "Население", содержащую сводную информацию, полученную на основе персональной информации УВД и отделов ЗАГС, а также ряда ведомственных реестров, которые ведут учет физических лиц. Система "Население" создается в соответствии с Концепцией создания автоматизированной системы "Государственный регистр населения";
- информационно - аналитическую систему "Недвижимость";
- информационно - аналитическую систему "Земельные ресурсы";
- Корпоративную систему автоматизации документооборота (КСАД) в структурах областной Администрации, в Законодательном Собрании области и внешних структурах и представительствах области;
- обеспечение межобластного обмена информацией с Центральными областями России (Костромская, Владимирская и др. областями).