ЗАКОН
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 декабря 2000 года N 91-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2001 ГОДЫ"
Настоящий Закон принят в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 г. N 24-ФЗ, Законом Ивановской области "О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации" от 13.11.98 г. N 78-ОЗ (НГР:37981108) для развития региональной информационно-аналитической системы органов государственной власти (РИАС ОГВ) Ивановской области и включает основные мероприятия по информатизации Ивановской области в 2000- 2001 годах.
Утвердить областную целевую программу "Информатизация Ивановской области на 2000-2001 годы" с общим объемом финансирования 1 300 тыс. рублей, далее - Программа (прилагается).
Утвердить управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области заказчиком Программы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Ивановской области
В.ТИХОНОВ
к Закону
Ивановской области
от 14.12.2000 N 91-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2001 ГОДЫ" ПАСПОРТ областной целевой программы "Информатизация Ивановской области на 2000-2001 годы
Наименование Программы | Областная целевая программа "Информатизация Ивановской области на 2000 - 2001 годы". |
Государственный заказчик Программы | Управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области. |
Основные разработчики Программы | Головная организация по информатизации Ивановской области - Ивановский государственный энергетический университет. |
Цели Программы | - развитие региональной информационно - аналитической системы органов государственной власти и управления (РИАС ОГВ) Ивановской области; - решение вопросов в сфере формирования информационных ресурсов; - решение основных задач оперативного информационного взаимодействия между администрацией области и федеральными, областными, районными и городскими органами управления в рамках информатизации Ивановской области. |
Сроки реализации Программы | 2000 - 2001 годы. |
Основные мероприятия Программы | - доработка системного проекта информатизации, определяющего единую техническую и технологическую политику информатизации в области; - приобретение в соответствии с техническим проектом необходимых программно - технических средств; - проектирование, создание и заполнение информацией интегрированного банка данных; - развитие программных средств, поддерживающих функционирование интегрированного банка данных; - развитие компьютерной сети в области; - развитие программных средств аналитической обработки и представления необходимой информации пользователям; - уточнение и доработка методологии экономического анализа социально - экономического положения области для построения реальных экономических прогнозов и принятия обоснованных решений по стратегическому развитию региона; - совершенствование информационно - технического взаимодействия с организациями - держателями информационных ресурсов для РИАС ОГВ на основе договоров о сотрудничестве; - развитие информационно - технического взаимодействия с соседними областями; - разработка и принятие областных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих информационные взаимоотношения администрации области с предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории области; - объединение и рациональное распределение средств федерального, областного и местных бюджетов, выделяемых на информатизацию; - привлечение средств на реализацию программы из внебюджетных источников; - проведение организационно - технических мероприятий по обеспечению режима секретности, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам, содержащим секретные данные. |
Основные исполнители Программы | - головная организация по информатизации Ивановской области - Ивановский государственный энергетический университет (ИГЭУ); - управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области. |
Объемы и источники финансирования | - областной бюджет - всего 1300 тыс. руб.; - средства федерального бюджета, местных бюджетов и других внебюджетных источников (по согласованию). |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Повышение эффективности управленческой деятельности органов законодательной и исполнительной власти за счет совершенствования областной информационно - аналитической системы Ивановской области (РИАС ОГВ). |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет в установленном порядке управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области совместно с другими органами исполнительной власти Ивановской области. |
Для обеспечения функционирования органов законодательной и исполнительной власти необходимы:
I - социально-экономическая информация, служащая для анализа ситуации, ее экспертной оценки и принятия управленческих решений;
II - правовая информация, включающая в себя законодательные и нормативные правовые акты федерального, областного и местного уровней;
III - административная информация (документы), служащая для документальной поддержки принимаемых решений и их эффективной
реализации.
Необходимая для принятия управленческих решений информация в области разбросана по ведомственным и муниципальным системам, собирается в интересах ведомственной вертикали и в комплексе для анализа складывающейся ситуации на сегодняшний день малодоступна. Отсутствие единой информационной политики в Ивановской области и России в целом при развертывании ведомственных систем привело к тому, что информация в них не согласована, не накапливается и не систематизируется в интересах области, что чрезвычайно необходимо для аналитических и прогнозных задач управления областью. Эпизодическое финансирование со стороны областного бюджета не стимулирует ведомства развивать областной аспект в их работе. При этом страдает, в конечном счете, эффективность принятия решений не только в области, но и самих ведомствах.
РИАС ОГВ создается как инфраструктура, включающая полносвязанную компьютерную сеть области, информационную систему баз данных по физическим, юридическим лицам, ресурсам области и документов, поддерживающую информационную модель объекта управления, программную систему аналитической обработки накопленной информации, служащей для поддержки управленческих решений и прогнозирования их последствий. В рамках первого этапа информатизации области решены в основном организационные, правовые, технические, технологические и финансовые проблемы.
В субъекты процесса информатизации входят:
- головная организация по информатизации - Ивановский государственный энергетический университет,
- управление экономики и прогнозирования администрации Ивановской области - в качестве экономико-финансового аналитического центра,
- координационный совет по информатизации области - как инструмент разработки перспектив развития информационной системы области,
- ведомственные органы различного уровня - основные носители информации.
Для решения правовых проблем сбора информации по предложению администрации области принят Законодательным Собранием Ивановской области Закон "О государственной политике Ивановской области в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации" N 78-ОЗ от 13.11.98 г. (НГР:37981108), ставший правовой основой для развития процессов информатизации области. Проведено информационное обследование ведомств - держателей информационных ресурсов. Установлен необходимый контакт с основными держателями информационных ресурсов и организован оперативный сбор информации в областной банк данных, в том числе с помощью системы Единого реестра объектов собственности Ивановской области.
Отработана стратегия развития системы РИАС ОГВ, включающая последовательное выполнение следующих этапов:
- создание интегрированного хранилища показателей социально- экономического положения области;
- создание интегрированного хранилища сведений по юридическим лицам, включая реестры Госкомстата, несостоятельных предприятий, предприятий-монополистов, общественных и религиозных объединений, совместных и малых предприятий, акционерных обществ, предприятий государственной собственности, сведения по лицензированию различных видов деятельности, и тому подобных;
- создание интегрированного хранилища сведений по физическим лицам, объединяющего информацию отделов ЗАГС и паспортно-визовых служб, а также других ведомств, связанных с учетом населения;
- создание интегрированного хранилища по инвентаризации недвижимого имущества и регистрации прав на него;
- создание интегрированного хранилища по земельным ресурсам, объединяющего информацию земельного, лесного, водного кадастров, а также кадастра особо охраняемых территорий и кадастра животного
мира;
- создание интегрированного хранилища по градостроительству;
- возможность расширения.
Построение универсальной распределенной системы, такой как РИАС ОГВ, требует использования наукоемких, технологически совершенных программных и коммуникационных средств корпоративного уровня. Необходимые инструментальные средства для построения РИАС ОГВ разработаны головной организацией по информатизации, включающей "насосы данных" - средства сбора информации из ведомственных, включая областные, и муниципальных систем в единое хранилище данных, обработки этого хранилища, аналитического анализа с генерацией отчетов, геоинформационной системы их представления и системы электронного документооборота. Удобство решений, заложенных в средствах аналитической обработки, заключается в извлечении без участия программистов любых "срезов" данных по требованию должностных лиц работниками информационных служб.
Другой из важных особенностей разработок является использование технологии, позволяющей создать корпоративное решение интеграции области и межрегионального уровня. Система является эволюционирующей, то есть информация в областных базах, описывающая область, расширяется по мере подключения к системе новых ведомственных реестров и кадастров без существенных изменений аналитических подсистем.
В администрации Ивановской области внедрена в эксплуатацию первая очередь системы по социально-экономическому положению области, позволяющая вести в динамике комплексный анализ данных. Организован сбор сведений из областного налогового управления, центра занятости населения, отделения пенсионного фонда с возможностью вывода информации в любой форме: графики, диаграммы, сигнальная карта, табличные отчеты.
Разработана информационная система по юридическим лицам с аналогичными возможностями анализа. Система интегрирует регистрационные сведения по юридическим лицам из различных ведомств, включая регистрационные палаты администраций городов и районов области, областной комитет статистики, управления по налогам и сборам, экономики и прогнозирования.
С 1997 года ведутся работы по проектированию системы по ресурсам области. В рамках проекта по созданию автоматизированной системы ведения Единого реестра объектов собственности совместно с комитетом по управлению госимуществом спроектирован и реализован пилотный вариант системы управления недвижимым имуществом (здания и сооружения) на основе сведений по инвентаризации и регистрации прав собственности.
Неструктурированная информация поддерживается корпоративной системой документооборота, которая объединит все структуры областной администрации в единую "информационную шину" - средство общения должностных лиц и сотрудников, регламентированной доставки автоматически сгенерированных отчетов пользователям, интеграции разнородных информационных ресурсов.
Администрации Ивановской области обеспечен выход в сеть Интернет, развернут и активно наполняется Интернет-сервер администрации.
Подходы к решению проблемы информатизации области признаны в соседних областях. В настоящее время происходит полномасштабное внедрение системы в администрации Костромской области. Поддерживается сотрудничество в плане унификации решений с администрациями Ярославской и Владимирской областей с целью построения единого информационного пространства органов государственной власти и управления с унификацией топологической основы, структур баз данных, аналитического аппарата, корпоративного документооборота соседних с Ивановской областей и возможностью расширения на всю Россию.
Целью Программы информатизации Ивановской области на 2000- 2001 годы является развитие областной информационно-аналитической системы органов государственной власти и управления. Для решения этой проблемы используются современные подходы к автоматизации поддержки принятия решений, основанные на обработке информации, накопленной в областной системе баз данных из ведомственных систем оперативной обработки информации.
Для достижения основных целей Программы требуется решение следующих задач:
1. Разработка программы развития областной информационно- аналитической системы, включающей в себя:
- развитие системы анализа социально-экономического положения области в плане расширения круга собираемых сведений по области в целом и по отдельным муниципальным образованиям на базе развиваемой системы областной статистики;
- уточнение и доработку методологии экономического анализа социально-экономического положения области для построения реальных экономических прогнозов и принятия обоснованных решений по стратегическому развитию на основе накопленной информации;
- развитие системы по юридическим лицам области в плане подключения новых реестров для расширения круга сведений при осуществлении мониторинга деятельности предприятий и организаций;
- создание информационно-аналитической системы по физическим лицам на основе информации УВД и отделов ЗАГС, а также ряда ведомственных реестров, которые ведут учет физических лиц, в целях обеспечения эффективной информационной поддержки предвыборных кампаний, а также социальных программ, осуществляемых на уровне области;
- комплексное внедрение системы документооборота в структурах областной администрации и в городе;
- формирование интегрированной системы учета объектов собственности на основе автоматизированной системы ведения Единого реестра объектов собственности, расположенных на территории Ивановской области;
- обеспечение межобластного обмена информацией с центральными областями России, включая Ярославскую, Костромскую, Владимирскую, Тверскую области.
2. Приобретение системного программного обеспечения и технических средств.
3. Развитие областной сети информационно-телекоммуникационного взаимодействия органов государственной власти и управления Ивановской области и федеральных органов.
4. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы для информатизации области.
5. Целевая подготовка кадров для работы в рамках РИАС ОГВ по администрированию информационно-аналитических систем.
6. Разработка и проведение мероприятий, исключающих несанкционированный доступ к информационно-аналитическим системам, содержащим конфиденциальные сведения.
Программа осуществляется в течение 2000 и 2001 годов.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации Программы. Для решения основных задач необходима реализация ряда мероприятий технического, технологического, организационного, юридического характера.
Технические и технологические мероприятия: