КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 декабря 2012 года N 533

О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.12.2011 N 579 "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы"

Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Региональную программу "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы, утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15.12.2011 N 579 "Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы" (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 245), изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по промышленности, транспорту и предпринимательству) С.Н. Кузнецова.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев


Приложение
к постановлению Коллегии
Администрации Кемеровской области
от 3 декабря 2012 г. N 533

Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы

Паспорт региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы


Наименование программы

Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской  области"  на 2012 - 2015 годы
 (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 01.11.2011 N  172-рг "О разработке региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области Кузнецов Сергей Николаевич

Основные разработчики Программы

Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области

Цели Программы

Содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития торговли в Кемеровской области

Основные
 задачи Программы

Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли;

 развитие торговой инфраструктуры  и  оптимальное  размещение  торговых объектов;

 повышение ценовой и территориальной доступности товаров, качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение качества и безопасности товаров;

 создание  условий  для  деятельности  сети  социально  ориентированных торговых предприятий;

 развитие конкуренции в сфере торговой деятельности

Срок
 реализации
 Программы

2012 - 2015 годы

Основные мероприятия Программы

Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли;

 формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Кемеровской области;

 развитие сельской торговли;

 создание современной инфраструктуры оптовой торговли;

 повышение ценовой доступности товаров для населения;

 повышение качества и обеспечение безопасности товаров;

 развитие конкуренции в сфере торговли;

 кадровое обеспечение в сфере торговли;

 информационное обеспечение торговли

Основные
 исполнители Программы

Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области;

 департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

 департамент  цен и тарифов Кемеровской области;

 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  по Кемеровской области (по согласованию);

 Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование мероприятий Программы  осуществляется за счет внебюджетных источников;

 общий  объем средств,  необходимых  для реализации Программы,  составляет 5387 млн. рублей, в том числе по годам:
 в 2013 году -  3035 млн. рублей;

 в 2014 году - 2020 млн. рублей;

 в 2015 году - 332 млн. рублей

Ожидаемые  конечные результаты
 реализации
 Программы

Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области;

 формирование торговой инфраструктуры с  учетом  многообразия видов и типов торговых объектов, форм и  способов  торговли, потребностей населения;

 рост физических объемов розничного товарооборота  на 5-7 процентов в год  (в сопоставимых ценах);

 рост оборота розничной торговли в расчете на душу населения до  161,8 тыс. рублей к 2015 году;

 рост обеспеченности  населения области площадью торговых  объектов до 674 кв. метров на 1000 чел. в  2015 году;

 создание ежегодно  около 5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;

 привлечение около 20 млрд. рублей  инвестиционных ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли за 2012-2015 годы

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.

В Кемеровской области также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.

Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.

В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля в 2010 году составила 12,6 процента.

По объему налоговых поступлений торговля занимает второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области (в 2010 году - 15,8 млрд. рублей).

В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс. предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.

На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16 процентов от численности занятого населения, или 207,8 тыс. человек.

По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 17-м месте в Российской Федерации.

Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2009 году впервые за несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим годом на 22 процента.

Однако реализация антикризисных мер, позитивные изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло на улучшение динамики розничного товарооборота.

В 2010 году восстановление потребительского спроса происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос умеренными темпами. В целом за 2010 год розничный товарооборот составил 259 млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.

В 2011 году позитивная динамика развития потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2011 г. розничный товарооборот составил 214 млрд. рублей и увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Восстановление покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли.

В разрезе товарных групп в текущем году опережающими темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2010 года при росте оборота пищевых продуктов 103,9 процента.

В период кризиса, в 2009 году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 49,8 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 50,2 процента.

За 2010-2011 удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.

Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков приходится 4,8 процента.

При этом в разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2011 года прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента к соответствующему периоду 2010 года, при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7 процентов.

Тем не менее востребованной населением области остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на которых создано около 12 тыс. торговых мест.

Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.

Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Аквамаркет", "Новокузнецкобувьторг", "Центрпродсервис", так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания "Мария-РА" (Барнаул). Иностранные торговые сети представлены ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" - в городах Новокузнецке и Кемерово).

Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.

Интенсивное развитие сетевых структур в области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.

Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО "Снегири", в городе Анжеро-Судженске - ЗАО "Сибирский колос".

Тем не менее розничные сети не доминируют на потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной торговли.

В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2011 году) и малых предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).

В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2010 году - 32 процента) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,5 процента товарооборота.

Кризисная ситуация 2008-2009 годов, безусловно, отрицательно повлияла на состояние отрасли, что, в первую очередь, выразилось в сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.

В этот период инвестиционная активность торгующих организаций резко упала, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Оптовая и розничная торговля" в 2008 году сократился на 29 процентов, еще более глубокое падение отмечено в 2009 году - на 49 процентов. Всего за два года объем инвестиций в отрасль снизился на 63 процента.

С 2010 года наметилась тенденция к оживлению инвестиционной активности в отрасли - объем инвестиций в основной капитал за 2010 год составил 2,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 33 процента. За первое полугодие 2011 г. инвестиции в отрасль составили 1,3 млрд. рублей и увеличились в 1,65 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Это отразилось и на развитии инфраструктуры отрасли. За счет нового строительства и реконструкции в 2010 году было введено 25,3 тыс. кв. метров, в первом полугодии 2011 г. - 43,2 тыс. кв. метров торговых площадей.

Обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по области 570 кв. метров на 1тыс. человек, или 105 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается, в первую очередь, в создании сети губернских торговых предприятий.

В настоящее время в Кемеровской области действует 5 губернских рынков (в городах Ленинске-Кузнецком и Прокопьевске - по 1, в городе Кемерово - 3) и 34 губернских магазина в 23 муниципальных образованиях, в том числе в городе Кемерово - 3, городе Новокузнецке - 4, городах Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Мыски, а также в Беловском и Новокузнецком районах - по 2.

Кроме того, в области открываются магазины "Кузбасские продукты", в которых местные производители самостоятельно реализуют собственную продукцию, а значит, цены в них ниже, чем в среднем в розничной сети.

Местные товаропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), что также способствует сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.

В 2010 году в области было проведено более 600 ярмарок, в том числе 300 сельскохозяйственных и 213 ярмарок "выходного дня", за 9 месяцев 2011 года проведено 480 ярмарок, из них 240 сельскохозяйственных и 150 - "выходного дня".

В целях оказания поддержки социально незащищенным слоям населения департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области совместно с предприятиями потребительского рынка в 2011 году начата реализация проекта "Губернская потребительская карта".

Губернская потребительская карта предназначена для пенсионеров и дает право на получение скидки в размере 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.

Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.

В настоящее время в Кемеровской области функционирует около 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Из них 2,7 тыс. субъектов осуществляют торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В основном (92 процента) это микропредприятия с численностью до 15 человек.

Только около 13 процентов предприятий имеют ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий ассортимент до 200 наименований или специализированный.

Количество используемых складских помещений на территории области- около 450 единиц, общая складская площадь - 443 тыс. кв. метров.

На территории области отсутствуют складские помещения современного типа (категории А), в основном это склады категории В и С (около 80 процентов всех помещений).

Преодолеть отрицательное влияние кризисных явлений в сфере оптовой торговли пока не удалость. В течение последних четырех лет (2008-2011 гг.) оборот оптовой торговли сокращается в среднем на 5-7 процентов в год.

Доля оптовой торговли продовольственными товарами составляет 14,5 процента в общем объеме оборота оптовой торговли.

На долю субъектов малого предпринимательства приходится 24 процента оборота оптовой торговли.

За последние три года как на федеральном уровне, так и на областном был принят ряд нормативных документов, регулирующих сферу торговой деятельности.

В 2009 году был принят Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации", который вступил в силу с 01.02.2010.

На сегодняшний день в Кемеровской области приняты все нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации":

1) Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»