КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2011 года N 579
Об утверждении региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012-2015 годы
(в ред. Постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 245, от 03.12.2012 N 533, от 11.12.2013 N 568, от 12.12.2013 N 578)
В целях определения основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Кемеровской области, в соответствии с Законом Кемеровской области от 28.01.2010 N 12-ОЗ "О государственном регулировании торговой деятельности", Законом Кемеровской области от 14.12.2010 N 136-ОЗ "О порядке разработки региональной и муниципальных программ развития торговли" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
2. Исполнительным органам государственной власти Кемеровской области, ответственным за исполнение мероприятий, предусмотренных региональной программой "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы, представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области.
(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 245)
3. Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области (С.В. Карпунькин) ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представлять информацию о выполнении программных мероприятий заместителю Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецову.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти принять участие в реализации региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления:
разработать и утвердить муниципальные программы развития торговли в срок до 01.07.2012;
представлять ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным годом, информацию о выполнении мероприятий программы в департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области.
(в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.07.2012 N 245)
6. Департаменту документационного обеспечения Администрации Кемеровской области (Т.Н. Вовченко), главному управлению по работе со средствами массовой информации Администрации Кемеровской области (А.В. Горелкин) и департаменту информационных технологий Кемеровской области (С.Л. Мурашкин) обеспечить размещение настоящего постановления на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области С.Н. Кузнецова.
Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев
Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы
Наименование программы | Региональная программа "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 01.11.2011 N 172-рг "О разработке региональной программы "Развитие торговли в Кемеровской области" на 2012 - 2015 годы" |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области Кузнецов Сергей Николаевич |
Основные разработчики Программы | Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области |
Цели Программы | Содействие развитию торговли в Кемеровской области, определение основных направлений развития торговли в Кемеровской области |
Основные | Совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли; |
Срок | 2012 - 2015 годы |
Основные мероприятия Программы | Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; |
Осн овные | Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области; |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет внебюджетных источников; |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение ценовой и территориальной доступности товаров для населения Кемеровской области; |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляют Губернатор Кемеровской области, государственный заказчик Программы |
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Кемеровской области также приоритетами социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий проживания населения, рост уровня и качества жизни.
Потребительский рынок является своего рода индикатором существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.
В отраслевой структуре валового регионального продукта Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств, ее доля в 2010 году составила 12,6 процента.
По объему налоговых поступлений торговля занимает второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области (в 2010 году - 15,8 млрд. рублей).
В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс. предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной торговли работает 16 процентов от численности занятого населения, или 207,8 тыс. человек.
По объему оборота розничной торговли Кемеровская область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и на 17-м месте в Российской Федерации.
Мировой финансово-экономический кризис негативно повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2009 году впервые за несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим годом на 22 процента.
Однако реализация антикризисных мер, позитивные изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло на улучшение динамики розничного товарооборота.
В 2010 году восстановление потребительского спроса происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос умеренными темпами. В целом за 2010 год розничный товарооборот составил 259 млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.
В 2011 году позитивная динамика развития потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2011 г. розничный товарооборот составил 214 млрд. рублей и увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Восстановление покупательского спроса отразилось и на структуре оборота розничной торговли.
В разрезе товарных групп в текущем году опережающими темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2010 года при росте оборота пищевых продуктов 103,9 процента.
В период кризиса, в 2009 году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив 49,8 процента, а доля непродовольственных товаров снизилась до 50,2 процента.
За 2010-2011 удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процента оборота розничной торговли, на долю розничных рынков приходится 4,8 процента.
При этом в разрезе форматов торговли отмечается более активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2011 года прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента к соответствующему периоду 2010 года, при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7 процентов.
Тем не менее востребованной населением области остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на которых создано около 12 тыс. торговых мест.
Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов рынка в последние годы стали торговые сети.
Наибольшее развитие в Кемеровской области получили розничные продуктовые сети, среди них есть как областные - "Система "Чибис", "Кора-ТК", "Аквамаркет", "Новокузнецкобувьторг", "Центрпродсервис", так и пришедшие на наш рынок из других регионов, например, компания "Мария-РА" (Барнаул). Иностранные торговые сети представлены ООО "Метро Кэш энд Керри" (торговые центры "Метро" - в городах Новокузнецке и Кемерово).
Сегодня розничные сети регионального уровня присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего несколько лет назад, а практически во всех средних и малых городах Кемеровской области.
Интенсивное развитие сетевых структур в области связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.
Следует отметить также, что практически в каждой территории на потребительском рынке присутствуют розничные сети местного уровня - то есть имеются два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрге - ООО "Снегири", в городе Анжеро-Судженске - ЗАО "Сибирский колос".
Тем не менее розничные сети не доминируют на потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной торговли.
В структуре оборота розничной торговли по хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2011 году) и малых предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).
В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2010 году - 32 процента) и Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего 9,5 процента товарооборота.
Кризисная ситуация 2008-2009 годов, безусловно, отрицательно повлияла на состояние отрасли, что, в первую очередь, выразилось в сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.
В этот период инвестиционная активность торгующих организаций резко упала, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "Оптовая и розничная торговля" в 2008 году сократился на 29 процентов, еще более глубокое падение отмечено в 2009 году - на 49 процентов. Всего за два года объем инвестиций в отрасль снизился на 63 процента.
С 2010 года наметилась тенденция к оживлению инвестиционной активности в отрасли - объем инвестиций в основной капитал за 2010 год составил 2,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 33 процента. За первое полугодие 2011 г. инвестиции в отрасль составили 1,3 млрд. рублей и увеличились в 1,65 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Это отразилось и на развитии инфраструктуры отрасли. За счет нового строительства и реконструкции в 2010 году было введено 25,3 тыс. кв. метров, в первом полугодии 2011 г. - 43,2 тыс. кв. метров торговых площадей.
Обеспеченность населения предприятиями отрасли в настоящее время составляет в среднем по области 570 кв. метров на 1тыс. человек, или 105 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается, в первую очередь, в создании сети губернских торговых предприятий.
В настоящее время в Кемеровской области действует 5 губернских рынков (в городах Ленинске-Кузнецком и Прокопьевске - по 1, в городе Кемерово - 3) и 34 губернских магазина в 23 муниципальных образованиях, в том числе в городе Кемерово - 3, городе Новокузнецке - 4, городах Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске, Мыски, а также в Беловском и Новокузнецком районах - по 2.
Кроме того, в области открываются магазины "Кузбасские продукты", в которых местные производители самостоятельно реализуют собственную продукцию, а значит, цены в них ниже, чем в среднем в розничной сети.
Местные товаропроизводители имеют также возможность реализовывать свою продукцию без посредников напрямую населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), что также способствует сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.
В 2010 году в области было проведено более 600 ярмарок, в том числе 300 сельскохозяйственных и 213 ярмарок "выходного дня", за 9 месяцев 2011 года проведено 480 ярмарок, из них 240 сельскохозяйственных и 150 - "выходного дня".
В целях оказания поддержки социально незащищенным слоям населения департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области совместно с предприятиями потребительского рынка в 2011 году начата реализация проекта "Губернская потребительская карта".
Губернская потребительская карта предназначена для пенсионеров и дает право на получение скидки в размере 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.
Скидки предоставляются предприятиями на добровольной основе без возмещения затрат из областного бюджета.
В настоящее время в Кемеровской области функционирует около 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров). Из них 2,7 тыс. субъектов осуществляют торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В основном (92 процента) это микропредприятия с численностью до 15 человек.