Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2014 года N 87-а


Об утверждении государственной программы Костромской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области"

(с изменениями на 25 декабря 2023 года)

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 26.05.2015 N 216-а, от 25.03.2016 N 84-а, от 18.05.2016 N 159-а, от 14.03.2017 N 101-а, от 27.11.2017 N 439-а, от 30.03.2018 N 109-а, от 12.11.2018 N 455-а, от 19.02.2019 N 44-а, от 01.04.2019 N 101-а, от 31.07.2019 N 290-а, от 30.12.2019 N 530-а, от 31.03.2020 N 110-а, от 30.12.2020 N 651-а, от 01.04.2021 N 155-а, от 31.01.2022 N 19-а, от 28.03.2022 N 118-а, от 20.06.2022 N 288-а, от 29.08.2022 N 435-а, от 30.12.2022 N 682-а, от 31.03.2023 N 124-а, от 19.06.2023 N 247-а, от 17.07.2023 N 303-а, от 07.11.2023 N 481-а, от 25.12.2023 N 600-а)

____________________________________________________________________

Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления администрации Костромской области от 17.07.2023 N 302-а.

____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 28 января 2014 года N 2-а "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Костромской области", распоряжением администрации Костромской области от 26 марта 2013 года N 58-ра "Об утверждении Перечня государственных программ Костромской области" администрация Костромской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области".


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 26 марта 2014 г. N 87-а



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 26.05.2015 N 216-а, от 25.03.2016 N 84-а, от 18.05.2016 N 159-а, от 14.03.2017 N 101-а, от 27.11.2017 N 439-а, от 30.03.2018 N 109-а, от 12.11.2018 N 455-а, от 19.02.2019 N 44-а, от 01.04.2019 N 101-а, от 31.07.2019 N 290-а, от 30.12.2019 N 530-а, от 31.03.2020 N 110-а, от 30.12.2020 N 651-а, от 01.04.2021 N 155-а, от 31.01.2022 N 19-а, от 28.03.2022 N 118-а, от 20.06.2022 N 288-а, от 29.08.2022 N 435-а, от 30.12.2022 N 682-а, от 31.03.2023 N 124-а, от 19.06.2023 N 247-а, от 17.07.2023 N 303-а, от 07.11.2023 N 481-а, от 25.12.2023 N 600-а)




Раздел I. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВЕННЫМИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

1. Ответственный исполнитель государственной программы

департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области (далее - департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области)

(в ред. постановления администрации Костромской области от 12.11.2018 N 455-а)

2. Соисполнители государственной программы

департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 27.11.2017 N 439-а, от 12.11.2018 N 455-а)

3. Подпрограммы государственной программы

1) "Улучшение состояния жилищного фонда Костромской области";

2) "Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Костромской области";

3) "Развитие газификации Костромской области";

4) "Формирование современной городской среды";

5) "Чистая вода";

6) "Модернизация систем коммунальной инфраструктуры"

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 14.03.2017 N 101-а, от 31.07.2019 N 290-а, от 31.03.2023 N 124-а)

4. Программно-целевые инструменты государственной программы

ведомственная целевая программа "Чистая вода" на 2014-2017 годы

(п. 4 в ред. постановления администрации Костромской области от 27.11.2017 N 439-а)

5. Цели государственной программы

повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Костромской области, создание комфортных условий проживания граждан

(в ред. постановления администрации Костромской области от 14.03.2017 N 101-а)

6. Задачи государственной программы

1) повышение комфортности и энергоэффективности жилищного фонда Костромской области;

2) повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов;

3) повышение качества питьевой воды для населения посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса;

4) расширение газотранспортной системы Костромской области и использование природного газа в качестве моторного топлива;

5) повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований Костромской области;

6) доступ потребителей к государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства на территории Костромской области;

7) повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 25.03.2016 N 84-а, от 14.03.2017 N 101-а, от 27.11.2017 N 439-а, от 19.02.2019 N 44-а, от 31.07.2019 N 290-а, от 31.03.2023 N 124-а)

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

государственная программа реализуется одним этапом в 2014-2027 годах

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 27.11.2017 N 439-а, от 19.02.2019 N 44-а, от 31.03.2023 N 124-а)

8. Объемы и источники финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 44 397 251,85 тыс. руб.<*>, в том числе:

1) средства федерального бюджета - 2 392 116,80 тыс. руб.;

2) средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 167 680,00 тыс. руб.;

3) средства публично-правовой компании "Фонд развития территорий" - 318 800,00 тыс. руб.;

4) средства областного бюджета - 4 399 302,68 тыс. руб.;

5) средства местных бюджетов - 10 640 411,16 тыс. руб.;

6) средства внебюджетных источников - 26 478 941,21 тыс. руб.

--------------------------------

<*> Объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению при формировании (изменении) федерального, областного бюджетов на соответствующий финансовый год и на плановый период

(п. 8 в ред. постановления администрации Костромской области от 07.11.2023 N 481-а)

9. Конечные результаты реализации государственной программы

1) увеличение доли площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда Костромской области в 2024 году до 51,50 процента;

2) улучшение жилищных условий на основе реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в период 2014-2024 годов для 111,89 тыс. чел.;

3) увеличение удовлетворенности населения жилищно-коммунальными услугами в 2024 году до 31,3 процента;

4) снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры в 2027 году до 63,5 процента;

5) увеличение доли населения Костромской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, в 2024 году до 80,5 процента;

6) увеличение уровня газификации Костромской области в 2024 году до 66 процентов;

7) увеличение доли населения Костромской области, обеспеченной комфортными условиями проживания, до 35 процентов

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 27.11.2017 N 439-а, от 19.02.2019 N 44-а, от 01.04.2019 N 101-а, от 30.12.2019 N 530-а, от 30.12.2020 N 651-а, от 01.04.2021 N 155-а, от 31.01.2022 N 19-а, от 28.03.2022 N 118-а, от 29.08.2022 N 435-а, от 30.12.2022 N 682-а, от 31.03.2023 N 124-а, от 07.11.2023 N 481-а)



Раздел II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЙ СФЕРЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


10. Стабильность работы и уровень предоставляемых услуг жилищно-коммунального комплекса непосредственно оказывают влияние на качество жизни населения и развитие экономики Костромской области.


11. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Костромской области и в целом Российской Федерации заключалось в нескольких важных этапах, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.


12. Осуществленные в 2005-2013 годах мероприятия в жилищно-коммунальной сфере Костромской области обеспечили переход от планово-административных методов регулирования к использованию рыночных механизмов при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан.


13. Однако жилищно-коммунальный комплекс до сих пор является зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. Нельзя считать решенной задачу обеспечения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


14. Одновременно с этим текущее состояние жилищно-коммунального комплекса является сдерживающим фактором дальнейшего развития населенных пунктов Костромской области. Высокая стоимость эксплуатационных затрат, с одной стороны, и социально обоснованные ограничения роста тарифов на коммунальные услуги, с другой, не позволяют осуществлять компаниям масштабные инвестиции в модернизацию жилищно-коммунального комплекса, предназначенные для реконструкции, расширения, нового строительства основных фондов систем жизнеобеспечения.


15. Проблемы в сфере управления многоквартирными домами в Костромской области являются одними из наиболее социально острых и социально значимых.


16. На территории Костромской области общая площадь жилищного фонда составляет 16,9 млн. кв. м, из них в аварийном состоянии - 149,6 тыс. кв. м, в ветхом - 468,1 тыс. кв. м.


17. Всего на территории Костромской области 7 025 многоквартирных домов, из них 5 443 дома общей площадью 11,23 млн. кв. м включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества. В управлении управляющими организациями находится 52,0 процента многоквартирных домов, товариществ собственников жилья (ТСЖ) - 3,0 процента, в непосредственном управлении находятся 40,0 процентов многоквартирных домов, 5,0 процентов - не выбран способ управления.


(п. 17 в ред. постановления администрации Костромской области от 29.08.2022 N 435-а)


18. На территории Костромской области 95 управляющим организациям выданы лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Кроме того, осуществляют деятельность 232 товарищества собственников жилья (ТСЖ).


(п. 18 в ред. постановления администрации Костромской области от 27.11.2017 N 439-а)


19. Уровень физического износа жилищного фонда на начало 2013 года составлял:


1) до 30 процентов - 60 процентов (10 075,6 тыс. кв. м);


2) свыше 30 процентов - 40 процентов (6 708,4 тыс. кв. м).


20. В рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области в период с ноября 2014 года по декабрь 2018 года проведен капитальный ремонт в 1 284 многоквартирных домах на общую сумму 1 294,54 млн. руб.


(п. 20 в ред. постановления администрации Костромской области от 01.04.2019 N 101-а)


21. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях. По состоянию на 1 января 2013 года удельный вес площади всего жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 71 процент, канализацией - 63 процента, централизованным отоплением - 66 процентов. В сельской местности удельный вес площади жилищного фонда, оборудованного водопроводом, составил 50 процентов, канализацией - 30 процентов, централизованным отоплением - 31 процент.


22. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту многоквартирных домов лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Практически не применяются кредитные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.


23. Недостаточная заинтересованность населения в решении вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства препятствует организации эффективного контроля за деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.


24. Поправками, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязанность по финансированию проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов окончательно возложена на собственников помещений в таких домах.


25. Законодательством предусмотрено создание условий для возможности накопления средств собственников, обеспечивающих их сохранность. Аккумулирование накоплений возможно как на специальном банковском счете, открываемом для отдельно взятого многоквартирного дома, так и на счетах специализированной некоммерческой организации, создаваемой субъектом Российской Федерации. При этом в отношении последней субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за все убытки, причиненные собственникам помещений многоквартирного дома как в связи с некачественным управлением средствами, так и в связи с некачественным либо несвоевременно проведенным ремонтом.


26. Особое значение имеет размер минимального взноса, устанавливаемый органами государственной власти субъекта Российской Федерации, который должен обеспечивать необходимый объем накоплений для проведения всего комплекса работ по капитальному ремонту за период действия региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, который на территории Костромской области установлен на 30 лет, и в то же время быть доступным для граждан, не приводя к ситуации невозможности осуществления данных накоплений. Учитывая текущее социально-экономическое положение населения, следует признать, что установить экономически обоснованный и необходимый объем такого взноса в ближайшие годы не представляется возможным, следовательно, необходимо прогнозировать недостаточность накоплений на своевременное проведение капитального ремонта за счет взносов собственников, а значит, предусматривать иные дополнительные источники финансирования этих работ.


27. Одновременно с этим существует закрепленная статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления (как бывших наймодателей) выполнять капитальный ремонт домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Таким образом, сохраняется обязанность государства по финансированию капитального ремонта всех жилых домов, в которых права собственности на жилые помещения возникли в результате приватизации в случае, если такой капитальный ремонт не проведен до даты приватизации первого жилого помещения в данном доме.


28. Вышеизложенное требует предусматривать предоставление мер государственной и муниципальной поддержки для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, что закреплено в Жилищном кодексе Российской Федерации и Законе Костромской области от 25 ноября 2013 года N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»