(с изменениями на 27 декабря 2017 года)
(в ред. постановлений Правительства Волгоградской области от 14.04.2014 N 188-п, от 11.08.2014 N 437-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 N 392-п, от 28.09.2015 N 591-п, от 30.12.2015 N 822-п, от 29.03.2016 N 134-п, от 08.08.2016 N 432-п, от 29.12.2016 N 766-п, от 01.08.2017 N 409-п, от 26.10.2017 N 565-п, от 27.12.2017 N 694-п)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской области от 25.09.2017 N 503-п.
____________________________________________________________________
Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Содействие занятости населения, улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области в 2014 - 2020 годах".
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 N 392-п)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 - 2020 ГОДАХ"
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 N 392-п, от 28.09.2015 N 591-п, от 30.12.2015 N 822-п, от 29.03.2016 N 134-п, от 08.08.2016 N 432-п, от 29.12.2016 N 766-п, от 01.08.2017 N 409-п, от 26.10.2017 N 565-п, от 27.12.2017 N 694-п)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет по труду и занятости населения Волгоградской области (далее именуется - Облкомтруд) |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; подпрограмма "Улучшение условий и охраны труда в Волгоградской области"; подпрограмма "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Волгоградской области в 2015 году" |
Цель государственной программы | - | создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда |
Задачи государственной программы | - | предотвращение роста напряженности на рынке труда Волгоградской области; сохранение продуктивной занятости работников предприятий (организаций) Волгоградской области; содействие сохранению жизни и здоровья работников организаций, расположенных на территории Волгоградской области |
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | уровень безработицы [по методологии Международной организации труда (далее именуется - МОТ)] - не выше 5,8 процента; уровень регистрируемой безработицы - не выше 1,3 процента; удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, в общей численности работников - не выше 9,5 процента; удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе - 33,4 процента; число граждан, принявших участие в дополнительных мероприятиях в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2015 году, - 1780 человек |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап |
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования государственной программы на 2014 - 2020 годы составит 25260659,6 тыс. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования: а) средства федерального бюджета - 3991499,3 тыс. рублей, из них: 2014 год - 707137,3 тыс. рублей; 2015 год - 666977,8 тыс. рублей; 2016 год - 682919,7 тыс. рублей; 2017 год - 540333,8 тыс. рублей; 2018 год - 696136,2 тыс. рублей; 2019 год - 697994,5 тыс. рублей; б) средства областного бюджета - 2392388,3 тыс. рублей, из них: 2014 год - 341913,9 тыс. рублей; 2015 год - 396137,5 тыс. рублей; 2016 год - 298099,2 тыс. рублей 2017 год - 224088,5 тыс. рублей; 2018 год - 342554,4 тыс. рублей; 2019 год - 341697,2 тыс. рублей; 2020 год - 447897,6 тыс. рублей; в) средства внебюджетных источников - 18876772,0 тыс. рублей, из них: 2014 год - 67700,0 тыс. рублей; 2015 год - 2928944,0 тыс. рублей; 2016 год - 2934100,0 тыс. рублей; 2017 год - 3236507,0 тыс. рублей; 2018 год - 3236507,0 тыс. рублей; 2019 год - 3236507,0 тыс. рублей; 2020 год - 3236507,0 тыс. рублей |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 01.08.2017 N 409-п, от 26.10.2017 N 565-п, от 27.12.2017 N 694-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию - не выше 0,5; численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, - не выше 9,5 процента |
Ситуация в сфере занятости населения Волгоградской области в 2012 - 2014 годах, в январе - марте 2015 г. складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития региона.
На 01 января 2015 г. число организаций, филиалов и других обособленных подразделений Волгоградской области, учтенных в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов, составило 55,5 тыс. единиц и увеличилось по сравнению с 01 января 2014 г. на 0,8 тыс. единиц, по сравнению с 01 января 2013 г. - на 2,3 тыс. единиц. Число индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составило 59,3 тыс. единиц (на 01 января 2014 г. - 59,1 тыс. единиц, на 01 января 2013 г. - 71,15 тыс. единиц, на 01 января 2012 г. - 75,2 тыс. единиц).
Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики (далее именуется - Росстат), на протяжении 2012 - 2014 годов отмечается отрицательное сальдо движения рабочей силы (число выбывших работников превышает число принятых на работу) в Волгоградской области. Так в 2012 и 2013 годах число выбывших работников превысило число принятых на 13,7 тыс. человек, в 2014 году по предварительным данным - на 9,2 тыс. человек.
Согласно сведениям Росстата, по данным проведенных обследований по проблемам занятости населения численность лиц, не имеющих работу или доходного занятия, активно ее ищущих и готовых приступить к работе, которые (по методологии МОТ) классифицируются как безработные, ежегодно составляет 80 - 90 тыс. человек [в 2012 году среднегодовая численность безработных (по методологии МОТ) составила 80,4 тыс. человек, в 2013 году - 89,1 тыс. человек, в 2014 году - 86,6 тыс. человек].
Специфика безработицы в Волгоградской области определяется сложившимися уровнем и структурой занятости населения, обусловленными изменениями в отраслевой специализации (сокращением объемов производства в машиностроительной и металлургической отраслях), отставанием в развитии сельскохозяйственного комплекса, сферы услуг. Для Волгоградской области характерны структурная безработица, выраженный сезонный характер безработицы, сохранение скрытой безработицы (в том числе в сельской местности) и теневой занятости.
Основную часть среди безработных составляют горожане:
в 2012 году - 71,5 процента от общей численности безработных (по методологии МОТ) при среднероссийском показателе - 62,7 процента, при среднем показателе по Южному федеральному округу (далее именуется - ЮФО) - 54,1 процента;
в 2013 году - 73,8 процента от общей численности безработных (по методологии МОТ) при среднероссийском показателе - 63,7 процента, при среднем показателе по ЮФО - 55,0 процента.
На регистрируемом секторе рынка труда Волгоградской области данные показатели незначительно отличаются. Среди признанных безработными в течение года в официальном порядке горожане составляют:
в 2012 году - 65,0 процента;
в 2013 году - 65,5 процента;
в 2014 году - 67,5 процента.
Средний возраст безработного (по методологии МОТ) в 2012 году - 36 лет, в 2013 году - 35 лет. Но если у мужчин в 2012 году средний возраст безработного составил 35 лет, а в 2013 году - 36 лет, то у женщин безработица "молодеет" - в 2012 году - 36 лет, а в 2013 году - 34 года.
Профессиональное образование (различных уровней) имеют (по методологии МОТ) в 2012 году - 67,7 процента безработных, в 2013 году - 63,8 процента.
Уровень безработицы (по методологии МОТ) в среднегодовом исчислении в 2012 - 2014 годах сложился на уровне:
2012 год - 6,0 процента рабочей силы при среднероссийском показателе - 5,5 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,2 процента;
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 01.08.2017 N 409-п)
2013 год - 6,6 процента рабочей силы при среднероссийском показателе - 5,5 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,5 процента;
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 01.08.2017 N 409-п)
2014 год - 6,6 процента рабочей силы при среднероссийском показателе - 5,2 процента и среднем показателе по ЮФО - 6,2 процента.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 01.08.2017 N 409-п)
Таким образом, уровень безработицы (по методологии МОТ) в Волгоградской области стабильно превышает среднероссийский показатель, а также в 2013 и 2014 годах превышал средний показатель по ЮФО.
В январе - феврале 2015 г. несмотря на кризисные явления в экономике из-за введенных санкций, ослабления рубля, увольнений работников, происходящих вследствие банкротства одного из наиболее крупных предприятий региона Волгоградского открытого акционерного общества "Химпром" (далее именуется - ВОАО "Химпром"), ситуация с уровнем безработицы (по методологии МОТ) относительно аналогичных периодов 2012 и 2013 годов выглядит более благополучной. В январе 2015 г. данный показатель составил 6,8 процента, в феврале 2015 г. - 6,1 процента.
Процессы сокращения численности работников в 2012 - 2014 годах не носили массового характера. К примеру, на предприятиях, оказывающих влияние на формирование ситуации на рынок труда Волгограда, факты высвобождения носили единичный характер.
Например, общество с ограниченной ответственностью "Волгоградская машиностроительная компания ВгТЗ" в 2013 году планировало высвобождение 3 человек, которые фактически были уволены, в 2014 году было запланировало высвобождение 1 человека, который фактически был уволен; закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" представило сведения о планируемом поэтапном высвобождении в 2012 году - 412 человек, фактически уволено 287 человек, в 2013 году - 145 человек, фактически уволено 113 человек, в 2014 году - 7 человек, фактически уволено 2 человека; ВОАО "Химпром" представило сведения о планируемом высвобождении в 2012 году - 138 человек, фактически уволено 36 человек, в 2013 году - 4938 человек, фактически уволено 25 человек.
В то же время следует отметить, что при снижении объемов производства ряд работодателей увольняли работников по соглашению сторон, то есть в этом случае процесс высвобождения рабочей силы носит завуалированный характер (к примеру, открытое акционерное общество "СУАЛ" филиал "ВгАЗ-СУАЛ").
На начало 2015 года пришелся основной объем высвобождения работников с ВОАО "Химпром". По состоянию на 25 марта 2015 г. по сокращению численности или штата работников фактически высвобождено 2236 человек (в целом за 2014, 2015 годы - 2323 человека).
Процесс высвобождения работников на ВОАО "Химпром" повлиял на то, что в феврале - марте 2015 г. возросла численность граждан, признанных в установленном порядке безработными. Кроме того, некоторое стимулирующее воздействие на приток граждан в службу занятости оказали инфляционные ожидания граждан, их стремление использовать в данных условиях полный спектр способов поиска работы, чтобы сократить период безработицы либо формализовать свой статус в целях получения ряда форм социальной поддержки.
Сохраняется низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей и детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В течение 2012 - 2014 годов разрабатывались и реализовывались мероприятия, предусматривающие создание условий для повышения конкурентоспособности данных категорий граждан.
На территории региона предпринимаются меры по созданию обстоятельств, способствующих трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Начиная с 2011 года (в 2011 году как дополнительное мероприятие по снижению напряженности на рынке труда, с 2012 года как полномочие субъекта Российской Федерации), служба занятости осуществляет профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С 2014 года служба занятости в рамках собственного полномочия субъекта Российской Федерации организовывает профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.
Невысокий уровень оплаты труда в ряде организаций приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие регионы, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и формированию проблем в восполнении кадрового дефицита в перспективе.