ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 года N 639-ПП
(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП, от 28.12.2015 N 1202-ПП, от 19.01.2017 N 4-ПП, от 21.02.2018 N 67-ПП)
Во исполнение пункта 4 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, в соответствии с Распоряжением Правительства Свердловской области от 28.03.2014 N 369-РП "О разработке комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года", на основании Постановления Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1229-ПП "Об утверждении Порядка формирования и реализации комплексных программ Свердловской области", в целях повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить комплексную программу Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП)
3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА"
(в редакции Постановлений Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП, от 28.12.2015 N 1202-ПП, от 19.01.2017 N 4-ПП, от 21.02.2018 N 67-ПП)
1. | Заказчик-координатор комплексной программы Свердловской области "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" (далее - Программа) | Министерство финансов Свердловской области |
2. | Заказчик (заказчики) Программы | Министерство финансов Свердловской области; |
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2018 N 67-ПП) | ||
3. | Цели и задачи Программы | цель Программы: |
4. | Важнейшие целевые показатели Программы | 1) наличие утвержденного Бюджетного прогноза Свердловской области на долгосрочный период; |
10) отклонение исполнения прогноза налоговых и неналоговых доходов областного бюджета; | ||
20) доля главных распорядителей средств областного бюджета - исполнительных органов государственной власти Свердловской области, в отношении которых осуществляется оценка качества финансового менеджмента; | ||
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 29.04.2015 N 303-ПП) | ||
5. | Перечень подпрограмм Программы | отсутствуют |
6. | Сроки реализации Программы | 2014 - 2018 годы |
7. | Объемы и источники финансирования Программы | всего - 478356,7 тыс. рублей, |
(п. 7 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 21.02.2018 N 67-ПП) | ||
8. | Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | достижение результатов комплексной программы будет иметь следующие социально-экономические последствия: |
9) повышение качества финансового менеджмента в исполнительных органах государственной власти Свердловской области, повышение уровня профессиональной квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, соответствие действующему законодательству положений об исполнительных органах государственной власти Свердловской области; |
Комплексная программа "Повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области на период до 2018 года" разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" и определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области в указанной сфере.
Разработка Программы обусловлена необходимостью выработки эффективных механизмов реализации на территории Свердловской области новых задач, определенных на долгосрочную перспективу нормативными правовыми актами федерального уровня, в том числе Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, повышения эффективности и результативности управления бюджетными средствами при достижении приоритетных целей социально-экономического развития Свердловской области.
На протяжении последних десяти лет в Свердловской области осуществляется планомерный процесс реформирования государственных финансов, основной целью которого является повышение эффективности бюджетных расходов.
В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Свердловской области осуществлялось в рамках Программы Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2010 N 1809-ПП "О Программе Правительства Свердловской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года" (далее - программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Преобразования, проводимые в Свердловской области, позволили повысить качество управления средствами областного бюджета, в рамках которых:
1) осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, начиная с 2012 года областной бюджет утверждается сроком на три года;
2) областной бюджет на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный Законом Свердловской области от 09 декабря 2013 года N 125-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", является первым бюджетом, составленным на основе утвержденных государственных программ Свердловской области, в которых определены объемы финансирования мероприятий, целевые показатели и способы достижения этих целевых показателей;
3) сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
4) с 2014 года осуществлен переход к оплате фактически оказанных государственных услуг (выполненных работ) автономными и бюджетными учреждениями Свердловской области;
5) создана система управления объемами и качеством государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) за счет средств областного бюджета;
6) в рамках структурной реформы, проводимой в бюджетной сфере, продолжена оптимизация сети государственных учреждений Свердловской области;
7) ежегодно проводится мониторинг и оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области;
8) проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета - исполнительными органами государственной власти Свердловской области;
9) с целью обеспечения открытости и прозрачности бюджетной системы Свердловской области в эксплуатацию запущен портал "Открытый бюджет Свердловской области";
10) ведется постоянная работа по автоматизации бюджетного процесса.
В целом задачи программы повышения эффективности бюджетных расходов были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
В то же время, несмотря на поступательное развитие в последние годы нормативного правового регулирования и методического обеспечения бюджетных правоотношений в сфере управления общественными финансами, сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:
1) отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием.
В настоящее время в Российской Федерации только начинает формироваться единый подход к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации. Так, принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Указанный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
В Свердловской области отсутствует четкая взаимосвязь между документами стратегического и бюджетного планирования. Необходимо выстроить иерархию стратегических целей и задач исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечить их увязку с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на реализацию государственных программ Свердловской области;
2) недостаточность трехлетнего горизонта социально-экономического прогнозирования и бюджетного планирования, отсутствие нормативно-методического обеспечения и практики долгосрочного бюджетного планирования.
В настоящее время стратегическое планирование в Свердловской области остается слабо увязанным с бюджетным планированием, что не позволяет сформировать полноценный качественный бюджетный прогноз на долгосрочный период, ориентированный на достижение социально-экономических результатов.
В результате процессы стратегического планирования и формирования бюджета во многом являются разрозненными, в то время как стратегическое планирование ориентировано на создание условий для долгосрочного развития;
3) незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования государственных (муниципальных) программ.
В настоящее время не до конца проработаны вопросы "встраивания" в государственные программы Свердловской области показателей и поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, отраслевых "дорожных картах", а также вопросы соотношения государственных программ Свердловской области с отраслевыми, межотраслевыми и региональными документами стратегического планирования;
4) имеют место проблемы в сфере долговой политики.
Одна из основных проблем - значительный рост объема расходных обязательств Свердловской области темпами, опережающими темп роста собственных доходных источников, как следствие, рост дефицита областного бюджета;
5) сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов.
Действующая структура бюджетной сети и штатов работников государственных учреждений Свердловской области недостаточно эффективна.
В целях снижения расходов на управление государственным имуществом Свердловской области необходимо проводить мероприятия по оптимизации сети учреждений бюджетного сектора экономики путем реорганизации государственных учреждений Свердловской области.
В условиях необходимости реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года требуется объективная оценка финансовых возможностей областного бюджета и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона;
6) отчасти формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг.
Несмотря на интеграцию в бюджетный процесс процедур формирования государственных (муниципальных) заданий, процесс их формирования является в некоторой степени формальным. Недостаточно проработанными остаются следующие основные вопросы:
обоснованность определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
обоснованность установления показателей качества оказания государственных (муниципальных) услуг;
полнота и объективность контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий (в первую очередь за соблюдением показателей качества оказания государственных и муниципальных услуг);
7) остается недостаточно эффективной система управления финансовыми ресурсами областного бюджета и государственными активами:
неэффективно используется унитарными предприятиями и учреждениями имущество, переданное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
не соответствуют рыночным условиям ставки на переданное в аренду недвижимое имущество;
отсутствует система контроля за своевременностью реализации мероприятий по взысканию задолженности по арендным платежам;
неэффективное управление унитарными предприятиями, увеличение случаев банкротств унитарных предприятий и, как следствие, утрата и выбытие имущества Свердловской области;
отсутствует системный подход к планированию, анализу, повышению эффективности и контролю за деятельностью акционерных обществ с участием Свердловской области в уставном капитале и осуществляемых ими инвестиционных проектов, низкая рентабельность, недостаточная информационная открытость их финансово-хозяйственной деятельности, что существенно снижает привлекательность инвестиций в проекты, осуществляемые на территории Свердловской области, а также доверие населения к исполнительной власти;
8) не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля.
В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование;
9) автоматизация бюджетного процесса в Свердловской области.
Совершенствование бюджетного процесса требует постоянного развития существующего в Свердловской области программного комплекса "Информационная система управления финансами" и внедрения нового функционала.
Решение и анализ данных вопросов позволят перейти на качественно новый уровень управления государственными и муниципальными финансами Свердловской области и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов;