ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2012 года N 1029-ПП
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в городе Оренбурге от 27.01.2011 N 4, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг", Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы", Протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции от 27.01.2011 N 1, Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ", от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области на 2011-2015 годы", от 03.08.2011 N 1014-ПП "О программе снижения административных барьеров, оптимизации повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011-2013 годы" Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)" (прилагается).
2. Установить предельный объем расходов областного бюджета на финансирование областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012 - 2015 годы)" в размере 784675 тыс. рублей.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области А.В.Орлова.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Концепция областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)"
В настоящее время на территории Свердловской области предоставление государственных и муниципальных услуг (далее - Услуги) физическим и юридическим лицам (далее - заявители) обеспечивают следующие органы и (или) организации (далее - органы (организации)):
1) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
2) органы государственных внебюджетных фондов;
3) исполнительные органы государственной власти Свердловской области;
4) органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;
5) государственные и муниципальные учреждения и другие организации, участвующие в предоставлении Услуг.
Многие Услуги предоставляются заявителям как непосредственно вышеперечисленными органами и организациями, так и при их участии. Каждый орган обеспечивает предоставление той или иной Услуги (ее части) или ряда Услуг (их частей) в рамках своих предметов ведения и полномочий, а организация - в пределах осуществляемых ею видов деятельности.
Результатом предоставления Услуги, как правило, является выдача заявителю конечного документа определенной формы и образца, который может:
1) устанавливать право получателя Услуг (например, выдача лицензии устанавливает право заявителя на осуществление конкретного вида деятельности);
2) удостоверять наличие права (например, выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество подтверждает переход права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации, купли-продажи, дарения и иное).
Процесс предоставления той или иной Услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений (выписок, справок) и формированием на их основе пакета документов, необходимых для получения Услуги. Количество документов, включаемых в состав данного пакета, может быть достаточно большим и исчисляться десятками в зависимости от вида Услуг.
Для получения большинства Услуг заявители вынуждены посещать органы (организации) либо для подачи заявления и необходимых документов, либо для непосредственного получения результата самой Услуги. Такие посещения органов (организаций), как правило, связаны с ожиданием в очереди в условиях, не отвечающих элементарному уровню комфортности.
Ситуация усугубляется, когда заявителю необходимо получить Услугу, получение которой подразумевает представление заявителем документов из различных органов (организаций), поэтому реализуемые в настоящее время мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг органами (организациями) путем межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в электронном виде, облегчат и упростят процесс получения Услуг заявителями, но не решат задачу предоставления Услуг по принципу "одного окна".
Решением проблемы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" является создание на территории Свердловской области сети многофункциональных центров и пунктов доступа к Услугам, предоставляемым многофункциональным центром. Такая сеть должна быть оснащена необходимым количеством окон (в зависимости от численности и плотности населения муниципальных образований) для приема заявителей, связанных в единую информационную сеть и позволяющую предоставлять Услуги по экстерриториальному принципу вне зависимости от места обращения заявителя для получения Услуги.
Концепция областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012 - 2015 годы)" разработана в целях реализации и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Решениями заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в городе Оренбурге (протокол от 27.01.2011 N 4), Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, Поручением Губернатора Свердловской области (протокол заседания президиума Правительства Свердловской области от 02.04.2012 N 5-ПЗП), Решением заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции (протокол от 27.01.2011 N 1), Постановлениями Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1014-ПП "О Программе снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011-2013 годы" и от 17.09.2011 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", главной целью долгосрочного развития Свердловской области является обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях, а также создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы Услуг, достижение которой невозможно без решения проблемы преодоления административных барьеров, оптимизации и повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Одной из целей Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р (далее - Концепция-1021), определено повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, что можно решить путем реализации общесистемных мер снижения административных барьеров, а именно - организацией предоставления государственных или муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.
Поэтому задача создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области в полном объеме соответствует приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", и в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" позволит обеспечить доступность и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Свердловской области.
Подход к обслуживанию граждан, представленный в Концепции областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)", соответствует принципам программы электронного правительства и Концепции-1021, рассматривающим многофункциональные центры в качестве единой точки приема документов, необходимой для получения Услуг, и обеспечивающим возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в электронном виде.
Реализация областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)" (далее - Программа) позволит изменить подход к процессу предоставления Услуг и повысить качественные показатели при их предоставлении, а именно:
1) реализовать в процессе предоставления Услуг принцип "одного окна";
2) осуществлять координацию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области;
3) предоставить возможность получения заявителем любой федеральной, региональной или муниципальной услуги в одном месте - в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ);
4) предоставить возможность получения заявителем Услуг по экстерриториальному принципу, который предполагает, что гражданин будет иметь возможность обратиться в любой МФЦ вне зависимости от того, где он в данный момент находится;
5) снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов, необходимых для получения Услуг;
6) сократить время на ожидания и сроки предоставления Услуг;
7) соблюсти требование единого стандарта комфортности, снизив при этом затраты на его внедрение;
8) создать условия для противодействия коррупции и ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении Услуг;
9) осуществлять комплексный мониторинг процессов предоставления Услуг в сети МФЦ на территории Свердловской области на основе данных автоматизированной информационной системы, внедрение которой будет проведено в рамках реализации Программы;
10) создать условия для массового доступа населения к Услугам, оказываемым в электронном виде;
11) повысить информированность граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения Услуг;
12) устранить избыточные процедуры в процессе предоставления Услуг.
Целесообразность использования программно-целевого метода определяется следующими факторами:
1) задачами, направленными на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, которые входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ и требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;
2) организацией предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, которая носит межведомственный характер и требует консолидации усилий органов всех уровней;
3) необходимостью концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях;
4) необходимостью координации выполнения программных мероприятий.
Кроме того, использование данного метода обеспечит качественное и эффективное управление финансовыми средствами, выделяемыми на создание сети МФЦ, что предотвратит их нецелевое использование или использование без направленности на результат.
В настоящее время органами всех уровней и организациями, осуществляющими предоставление Услуг, ведется работа по организации межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В рамках этой работы описывается порядок предоставления Услуг, определяется состав документов, необходимых для предоставления Услуг, форма и содержание межведомственного взаимодействия в ходе предоставления Услуг. Проведение такой работы необходимо для организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Областной целевой программой "Информационное общество Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011-2015 годы", предусмотрены мероприятия по созданию информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление органами государственной власти Свердловской области государственных услуг в электронном виде.
В целях обеспечения технологической возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде указанной выше программой предусматривается создание центров общественного доступа к государственным и муниципальным услугам, оказываемым в электронном виде, на базе отделений федеральной почтовой связи, муниципальных библиотек и школ, а также инфоматов и банкоматов.
Вместе с тем получение Услуг в электронном виде с использованием сети Интернет посредством инфоматов и иных средств доступа не всегда возможно ввиду отсутствия у граждан необходимых средств коммуникаций, а для населения пожилого возраста сопряжено с отсутствием навыков работы с компьютерной техникой и Интернетом.
Кроме того, мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг органами (организациями) путем межведомственного взаимодействия, в том числе в электронном виде, упрощающие процессы получения Услуг, не решают задачу предоставления Услуг по принципу "одного окна", так как для их получения заявитель должен лично обратиться в тот или иной орган (организацию).
Последующее развитие ситуации, когда большинство услуг будет предоставляться с использованием системы межведомственного взаимодействия, органы власти должны будут самостоятельно решать вопросы, связанные с обслуживанием и поддержанием в работоспособном состоянии информационных сервисов, реализующих информационный обмен через систему межведомственного взаимодействия, и вводом в эксплуатацию новых Услуг. Это, в свою очередь, повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов, усложнение процессов эксплуатации информационных систем органов власти и организаций, предоставляющих Услуги.
Поэтому наиболее оптимальной единой точкой приема заявителей является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который наряду с традиционной формой предоставления Услуг (непосредственное обращение заявителя) обеспечит также доступ к Услугам, оказываемым в электронном виде, и как участник системы межведомственного электронного взаимодействия сможет самостоятельно получать необходимые для предоставления Услуг сведения, содержащиеся у органов (организаций) (в том числе в их информационных системах), а при отсутствии такой возможности будет решать вопрос получения необходимых сведений путем направления им соответствующих запросов, тем самым избавив заявителя от необходимости личного обращения для получения этих сведений.
Целью Программы является создание сети многофункциональных центров на территории Свердловской области для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна", что позволит эффективно решить следующие задачи:
1) создать единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов, связанных с оказанием Услуг на базе МФЦ гражданам и юридическим лицам, а также предоставить им возможность получения одновременно нескольких взаимосвязанных Услуг;
2) организовать деятельность по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления Услуг;