ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 сентября 2012 года N 1029-ПП


О Концепции областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)"



В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в городе Оренбурге от 27.01.2011 N 4, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2009 N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг", Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, Государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р, Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы", Протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции от 27.01.2011 N 1, Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", от 17.09.2010 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ", от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области на 2011-2015 годы", от 03.08.2011 N 1014-ПП "О программе снижения административных барьеров, оптимизации повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011-2013 годы" Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)" (прилагается).

2. Установить предельный объем расходов областного бюджета на финансирование областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012 - 2015 годы)" в размере 784675 тыс. рублей.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области А.В.Орлова.

4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер


УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Свердловской области
от 21 сентября 2012 года N 1029-ПП

Концепция областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)"


Раздел 1. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг


В настоящее время на территории Свердловской области предоставление государственных и муниципальных услуг (далее - Услуги) физическим и юридическим лицам (далее - заявители) обеспечивают следующие органы и (или) организации (далее - органы (организации)):

1) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

2) органы государственных внебюджетных фондов;

3) исполнительные органы государственной власти Свердловской области;

4) органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области;

5) государственные и муниципальные учреждения и другие организации, участвующие в предоставлении Услуг.

Многие Услуги предоставляются заявителям как непосредственно вышеперечисленными органами и организациями, так и при их участии. Каждый орган обеспечивает предоставление той или иной Услуги (ее части) или ряда Услуг (их частей) в рамках своих предметов ведения и полномочий, а организация - в пределах осуществляемых ею видов деятельности.

Результатом предоставления Услуги, как правило, является выдача заявителю конечного документа определенной формы и образца, который может:

1) устанавливать право получателя Услуг (например, выдача лицензии устанавливает право заявителя на осуществление конкретного вида деятельности);

2) удостоверять наличие права (например, выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество подтверждает переход права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации, купли-продажи, дарения и иное).

Процесс предоставления той или иной Услуги обычно сопровождается сбором различного рода сведений (выписок, справок) и формированием на их основе пакета документов, необходимых для получения Услуги. Количество документов, включаемых в состав данного пакета, может быть достаточно большим и исчисляться десятками в зависимости от вида Услуг.

Для получения большинства Услуг заявители вынуждены посещать органы (организации) либо для подачи заявления и необходимых документов, либо для непосредственного получения результата самой Услуги. Такие посещения органов (организаций), как правило, связаны с ожиданием в очереди в условиях, не отвечающих элементарному уровню комфортности.

Ситуация усугубляется, когда заявителю необходимо получить Услугу, получение которой подразумевает представление заявителем документов из различных органов (организаций), поэтому реализуемые в настоящее время мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг органами (организациями) путем межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в электронном виде, облегчат и упростят процесс получения Услуг заявителями, но не решат задачу предоставления Услуг по принципу "одного окна".

Решением проблемы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" является создание на территории Свердловской области сети многофункциональных центров и пунктов доступа к Услугам, предоставляемым многофункциональным центром. Такая сеть должна быть оснащена необходимым количеством окон (в зависимости от численности и плотности населения муниципальных образований) для приема заявителей, связанных в единую информационную сеть и позволяющую предоставлять Услуги по экстерриториальному принципу вне зависимости от места обращения заявителя для получения Услуги.

Раздел 2. Обоснование соответствия целей создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области приоритетным задачам стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года


Концепция областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012 - 2015 годы)" разработана в целях реализации и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Решениями заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления в городе Оренбурге (протокол от 27.01.2011 N 4), Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р, Поручением Губернатора Свердловской области (протокол заседания президиума Правительства Свердловской области от 02.04.2012 N 5-ПЗП), Решением заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по противодействию коррупции (протокол от 27.01.2011 N 1), Постановлениями Правительства Свердловской области от 03.08.2011 N 1014-ПП "О Программе снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011-2013 годы" и от 17.09.2011 N 1347-ПП "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".

Согласно Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", главной целью долгосрочного развития Свердловской области является обеспечение современных стандартов материального и духовного благополучия населения, основанного на сбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении и местном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей и традиционных ценностях, а также создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы Услуг, достижение которой невозможно без решения проблемы преодоления административных барьеров, оптимизации и повышении качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Одной из целей Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 N 1021-р (далее - Концепция-1021), определено повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, что можно решить путем реализации общесистемных мер снижения административных барьеров, а именно - организацией предоставления государственных или муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.

Поэтому задача создания сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области в полном объеме соответствует приоритетным задачам Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", и в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы" позволит обеспечить доступность и повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Свердловской области.

Подход к обслуживанию граждан, представленный в Концепции областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)", соответствует принципам программы электронного правительства и Концепции-1021, рассматривающим многофункциональные центры в качестве единой точки приема документов, необходимой для получения Услуг, и обеспечивающим возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе в электронном виде.

Реализация областной целевой программы "Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области (2012-2015 годы)" (далее - Программа) позволит изменить подход к процессу предоставления Услуг и повысить качественные показатели при их предоставлении, а именно:

1) реализовать в процессе предоставления Услуг принцип "одного окна";

2) осуществлять координацию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Свердловской области;

3) предоставить возможность получения заявителем любой федеральной, региональной или муниципальной услуги в одном месте - в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ);

4) предоставить возможность получения заявителем Услуг по экстерриториальному принципу, который предполагает, что гражданин будет иметь возможность обратиться в любой МФЦ вне зависимости от того, где он в данный момент находится;

5) снизить нагрузку на заявителя по сбору, согласованию, заполнению и предоставлению документов, необходимых для получения Услуг;

6) сократить время на ожидания и сроки предоставления Услуг;

7) соблюсти требование единого стандарта комфортности, снизив при этом затраты на его внедрение;

8) создать условия для противодействия коррупции и ликвидации рынка посреднических услуг при предоставлении Услуг;

9) осуществлять комплексный мониторинг процессов предоставления Услуг в сети МФЦ на территории Свердловской области на основе данных автоматизированной информационной системы, внедрение которой будет проведено в рамках реализации Программы;

10) создать условия для массового доступа населения к Услугам, оказываемым в электронном виде;

11) повысить информированность граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения Услуг;

12) устранить избыточные процедуры в процессе предоставления Услуг.


Раздел 3. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Целесообразность использования программно-целевого метода определяется следующими факторами:

1) задачами, направленными на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, которые входят в число приоритетов при формировании федеральных целевых программ и требуют значительных бюджетных расходов и сроков реализации, превышающих один год;

2) организацией предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров, которая носит межведомственный характер и требует консолидации усилий органов всех уровней;

3) необходимостью концентрации ресурсов на наиболее значимых направлениях;

4) необходимостью координации выполнения программных мероприятий.

Кроме того, использование данного метода обеспечит качественное и эффективное управление финансовыми средствами, выделяемыми на создание сети МФЦ, что предотвратит их нецелевое использование или использование без направленности на результат.

Раздел 4. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг без использования программно-целевого метода


В настоящее время органами всех уровней и организациями, осуществляющими предоставление Услуг, ведется работа по организации межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В рамках этой работы описывается порядок предоставления Услуг, определяется состав документов, необходимых для предоставления Услуг, форма и содержание межведомственного взаимодействия в ходе предоставления Услуг. Проведение такой работы необходимо для организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Областной целевой программой "Информационное общество Свердловской области" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1477-ПП "Об утверждении областной целевой программы "Информационное общество Свердловской области" на 2011-2015 годы", предусмотрены мероприятия по созданию информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление органами государственной власти Свердловской области государственных услуг в электронном виде.

В целях обеспечения технологической возможности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде указанной выше программой предусматривается создание центров общественного доступа к государственным и муниципальным услугам, оказываемым в электронном виде, на базе отделений федеральной почтовой связи, муниципальных библиотек и школ, а также инфоматов и банкоматов.

Вместе с тем получение Услуг в электронном виде с использованием сети Интернет посредством инфоматов и иных средств доступа не всегда возможно ввиду отсутствия у граждан необходимых средств коммуникаций, а для населения пожилого возраста сопряжено с отсутствием навыков работы с компьютерной техникой и Интернетом.

Кроме того, мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг органами (организациями) путем межведомственного взаимодействия, в том числе в электронном виде, упрощающие процессы получения Услуг, не решают задачу предоставления Услуг по принципу "одного окна", так как для их получения заявитель должен лично обратиться в тот или иной орган (организацию).

Последующее развитие ситуации, когда большинство услуг будет предоставляться с использованием системы межведомственного взаимодействия, органы власти должны будут самостоятельно решать вопросы, связанные с обслуживанием и поддержанием в работоспособном состоянии информационных сервисов, реализующих информационный обмен через систему межведомственного взаимодействия, и вводом в эксплуатацию новых Услуг. Это, в свою очередь, повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов, усложнение процессов эксплуатации информационных систем органов власти и организаций, предоставляющих Услуги.

Поэтому наиболее оптимальной единой точкой приема заявителей является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который наряду с традиционной формой предоставления Услуг (непосредственное обращение заявителя) обеспечит также доступ к Услугам, оказываемым в электронном виде, и как участник системы межведомственного электронного взаимодействия сможет самостоятельно получать необходимые для предоставления Услуг сведения, содержащиеся у органов (организаций) (в том числе в их информационных системах), а при отсутствии такой возможности будет решать вопрос получения необходимых сведений путем направления им соответствующих запросов, тем самым избавив заявителя от необходимости личного обращения для получения этих сведений.

Раздел 5. Цели и задачи программы, целевые показатели, позволяющие оценивать ход реализации программы по годам


Целью Программы является создание сети многофункциональных центров на территории Свердловской области для предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна", что позволит эффективно решить следующие задачи:

1) создать единое место приема, регистрации и выдачи необходимых документов, связанных с оказанием Услуг на базе МФЦ гражданам и юридическим лицам, а также предоставить им возможность получения одновременно нескольких взаимосвязанных Услуг;

2) организовать деятельность по информированию граждан и юридических лиц по вопросам предоставления Услуг;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»