РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 декабря 2014 года N 747-рп
О КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
(в редакции распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 20.05.2016 N 253-рп, от 27.11.2017 N 681-рп)
В соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренной на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 года, пунктом 15 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к жителям, представителям общественности и депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 года, в целях развития системы патриотического воспитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
1. Утвердить:
Концепцию гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1);
План мероприятий Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 2).
2. Координационному совету по патриотическому воспитанию граждан при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включать в планы работы обсуждение хода реализации Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
разработать и принять нормативные правовые акты по развитию патриотического воспитания с учетом положений Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,
осуществлять обсуждение хода реализации Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры совещательными органами, аналогичными указанным в пункте 2 настоящего распоряжения.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
(в ред. распоряжений Правительства ХМАО - Югры от 20.05.2016 N 253-рп, от 27.11.2017 N 681-рп)
Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", от 31 декабря 2015 года N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 20 октября 2012 года N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года", Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 9 декабря 2015 года N 130-оз "О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 427-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 422-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 428-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах", от 9 октября 2013 года N 412-п "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года", пунктом 15 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к жителям, представителям общественности и депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 года.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 20.05.2016 N 253-рп)
Целевыми группами системы гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра, регион) являются:
дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев;
молодежь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории;
взрослое население, определяющее собственную гражданскую позицию к системам управления и способное принимать управленческие решения, влияющие на общественную жизнь, выдвигать оптимизирующие и рационализаторские предложения по отношению к общественной жизни, готовое вступать во взаимодействие с органами власти;
лица с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально самовыражение через участие в проектных и коммуникационных площадках.
По данным всероссийского опроса ВЦИОМ <1>, на 2014 год 77% опрошенной молодежи из Уральского федерального округа ощущают себя патриотами, 18% не ощущают себя патриотами. При этом 46% из них считают, что непатриотичные поступки и заявления - это частное дело человека, общество не должно на них реагировать.
________________
<1> Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=952&q_id=65331&date=09.03.2014
По данным всероссийского опроса о патриотизме, проведенного в феврале 2014 года "Левада-центром" <2>, большинство россиян считает, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Именно так 68% россиян ответили на вопрос: "Что, по вашему мнению, значит быть патриотом?". По мнению 27% опрошенных, быть патриотом означает работу (действие) во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. В большинстве случаев молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: для 19% патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% - стремление к изменению положения дел в стране.
________________
<2> http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii
Для подавляющего большинства россиян (84%) патриотизм означает "глубоко личное чувство"; при этом, по мнению опрошенных, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет.
Исходя из выше обозначенных данных, можно сделать вывод, что, несмотря на высокую долю граждан, считающих себя патриотами, их позиция по ее содержанию является в большей степени пассивной, не задающей стратегии самоопределения и ответственной деятельности, что особо ярко выражается в социальной группе молодежи от 18 до 24 лет.
В свою очередь анализ данных, характеризующих результаты реализации программ гражданско-патриотического воспитания, общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, используя аналитический метод на основе экспертных суждений и привлекая социологические исследования в регионе, позволяет сделать следующие выводы относительно восприятия гражданами патриотизма и патриотических настроений:
1) большая часть граждан затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом ("не знаю", "никогда не думал об этом", "мне эта тема не важна", "когда как" и т.п.);
2) понятие патриотизма в сознании граждан связано в первую очередь с героями войны, армейской службой. В подавляющем большинстве случаев граждане считают, что патриотами являются ветераны войны, солдаты, военнослужащие. Из представителей "мирной жизни" наибольшее упоминание в качестве "настоящих патриотов" заслужили пенсионеры, учителя, полиция;
3) для меньшей части граждан патриотизм является важной и необходимой характеристикой личности;
4) еще меньшее количество граждан говорит, что руководствуются патриотическими чувствами, ценностями своей страны при принятии решений планирования жизни;
5) для части граждан не характерен патриотизм как мера ответственности за свою Родину. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявляется крайне редко;
6) при реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, задавая вопрос о том, что должно произойти, чтобы большее количество детей, подростков и молодежи стали патриотами, более половины отвечают, что "от нас должно что-то зависеть", "молодежь должна иметь возможность влиять на происходящее", "мнение и интересы молодежи должны учитываться".
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в округе осуществляют деятельность 1921 общественное объединение, в том числе 76 общественных организаций, созданных по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, дагестанские - 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - традиционное место проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в автономном округе из их числа проживает 31,5 тыс. чел. - это более 12% представителей коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Почти 70% коренного населения региона проживает в сельской местности, более 3 тыс. чел. ведут традиционный образ жизни.
Своими глазами увидеть уклад жизни потомков древних обских угров можно, побывав в этнотурах. Их организуют в национальных поселках Нижневартовского, Ханты-Мансийского, Сургутского, Березовского и Белоярского районов.
При этом, разворачивание производственных процессов и процессов освоения территорий и ресурсов тесно связано с жизнью коренных малочисленных народов Севера автономного округа, что обеспечивает позитивный залог оформления рационализаторской культуры Югры.
Прогноз развития межнациональных отношений в Югре благоприятный.
В Югре активно развивается молодежное добровольческое движение.
На территории автономного округа осуществляют свою деятельность 812 детских и молодежных объединений, в которых состоят 73828 человека, что составляет 13% от общего числа молодежи, проживающей в Югре. В том числе действуют 161 волонтерское объединение, количество участников которых составляет 14348 человек. Основными участниками добровольческого движения в Югре являются школьники и студенты, из них школьников 9901 человек (69% от общего количества членов общественных организаций), студентов - 2582 человек (18% от общего количества членов общественных организаций), работающая молодежь - 1865 человек (13% от общего количества членов общественных организаций). Большая работа ведется на базе клубов молодых семей, которые объединяют более тысячи семей на своих мероприятиях в течение года.
Образовательные потребности детей, подростков и молодежи реализуются в 176 организациях дополнительного образования с общей численностью обучающихся 130282 человека, что обеспечивает условия для реализации Концепции.
Помимо системы, выстроенной в организациях дополнительного образования детей, значительную роль в воспитании и развитии детей имеет система дополнительного образования, организованная на базе общеобразовательных организаций. В 2014 году в школах округа действует 6551 кружков. Данными формами внеурочной деятельности охвачено в 2014 году 64,5% обучающихся, или 117686 школьников.
На настоящий момент ведется работа по развитию региональной нормативно-правовой базы как инструмента формирования региональной политики в сфере экологического образования и воспитания. Внесены дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" с учетом региональных, национальных, этнокультурных и экологических особенностей.
Процент организаций дошкольного образования, которые выбрали приоритетным направлением экологическое образование воспитанников, равен 44%.
В основной образовательной программе школы в качестве системообразующих выступают курсы или предметы экологической направленности, на ступени начального образования - эколого-краеведческий курс "Мы - дети природы".
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра известен как место проведения крупных международных и всероссийских спортивных состязаний. По статистике Министерства спорта России, каждый 30-й член российской сборной по олимпийским видам спорта - югорчанин, каждая 8-я олимпийская медаль России на прошедшей сочинской олимпиаде завоевана представителями автономного округа, из них каждая 6 - золотая.
Кроме того, на территории автономного округа действует 5 федераций, 136 клубов и кружков по техническим видам спорта, в деятельность которых вовлечено 7865 человек. Ежегодно порядка 5000 человек становятся участниками мероприятий по техническим видам спорта окружного, регионального, всероссийского и международного уровней. Только по итогам 2014 года на различных соревнованиях всероссийского уровня представители Югры завоевали 12 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей; международного уровня - 13 золотых, 12 серебряных и 4 бронзовых медали.
Особую роль в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре играет деятельность в сфере культуры. Культура является значимым социальным фактором развития автономного округа, средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания населения.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами для развития отдыха и туризма. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находятся памятники истории и культуры: музеи, театры, археологические комплексы, а также современная инфраструктура для любителей культурно-познавательного, рекреационного и активного отдыха.
Развитие духовно-нравственного воспитания реализуется через предметную деятельность в общеобразовательных организациях.
Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр-2009 с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры был введен учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - курс ОРКСЭ), состоящий из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".
В учебные планы образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включены предметы: "Окружающий мир", "Обществознание", "История", "ОБЖ", интегрированные и элективные курсы, образовательные модули, направленные на формирование правовой культуры обучающихся, включающие знания о правовых аспектах жизни, правах и обязанностях человека и гражданина.
В учебные программы образовательных организаций включены модули, направленные на воспроизводство самобытной культуры автономного округа. В автономном округе достаточно много объектов, символизирующих культуру и специфику социальной и экономической деятельности региона. Выстраивание специфической работы со знаково-символической системой, сформировавшейся в Югре, позволяет развить данное направление и обеспечить процесс воспроизводства необходимым материалом.
Во всех общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры созданы коллегиальные органы управления школой с участием представителей родительской общественности и местного сообщества, из них 97,5% - это управляющие советы.
В свою очередь процесс выстраивания инфраструктурного взаимодействия и непосредственная реализация запланированных мероприятий позволяет охватить порядка 900000 детей, подростков и молодежи в год. Такой охват является достаточным для начала выстраивания работы с молодежными сообществами, детско-юношескими объединениями и проектными группами, а также инициировать их появление.
Также одно из основных направлений социальной политики автономного округа - целенаправленная поддержка семей с детьми. Увеличивается количество социальных пособий и выплат, оказывается помощь в решении социальных задач, расширяется спектр мероприятий, направленных на поддержку семей и формирование традиционных семейных ценностей.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создана уникальная, дружественная среда лицам с ограниченными возможностями здоровья. Безбарьерный доступ в Югре обеспечен в каждом 7-м спортивном сооружении и каждом 3-м учреждении культуры. В образовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования. 3 специальных коррекционных школы Югры являются федеральными экспериментальными площадками по внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.