(с изменениями на 10 февраля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.2015 N 333-п, от 01.04.2016 N 92-п, от 12.08.2016 N 302-п, от 14.06.2019 N 190-п, от 11.09.2020 N 390-п, от 10.02.2023 N 55-п)
В соответствии со статьями 29.2, 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2007 года N 39-оз "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить прилагаемые региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
2. Департаменту строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти рабочих дней со дня утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечить их размещение в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, территориальной информационной системе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ТИС Югры).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ДАЛЕЕ - РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ)
(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.02.2023 N 55-п)
Региональные нормативы градостроительного проектирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработаны на основании пункта 3 статьи 7, части 1 статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Региональные нормативы представляют собой стандарт качества жизнеустройства населения, выраженный в виде системы расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения.
Региональные нормативы разработаны с учетом целей и задач социально-экономического развития, декларированных документами стратегического планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и его муниципальных образований, региональных проектов и государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), разработанных в целях реализации основных направлений стратегического развития Российской Федерации (национальных проектов), особенностей социально-экономического, градостроительного и инфраструктурного развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Югорского стандарта, утвержденного приказом Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2020 года N 365-п (в редакции от 10 марта 2021 года N 93-п, от 3 марта 2022 года N 85-п).
Региональные нормативы градостроительного проектирования разработаны с учетом Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2021 N 71, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию развития сети инфраструктурных объектов, регламентирующих общие правила расчета нормативов ресурсной обеспеченности населения объектами.
Перечень областей нормирования определен в соответствии с:
полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, определенными федеральными и региональными законами;
вопросами местного значения и полномочиями муниципальных образований, предусмотренными статьями 14 - 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отраслевыми федеральными законами;
положениями статей 4.1, 8.1 и 8.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 апреля 2007 года N 39-оз "О градостроительной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
целесообразностью и достаточностью нормирования объектов регионального, местного значения;
особенностями формирования и развития сети инфраструктурных объектов, сложившимися в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
приоритетными направлениями социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, определенными документами стратегического планирования;
общественными приоритетами.
Перечень областей нормирования региональных нормативов градостроительного проектирования приведен в таблице 44.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения являются количественной характеристикой системы указанных объектов и выражены в виде:
удельной мощности какого-либо вида инфраструктуры, приходящейся на единицу населения или единицу площади; в отдельных случаях показатель обеспеченности населения объектами выражен отношением количества объектов определенного типа к территории муниципального образования;
удельного размера земельного участка, приходящегося на единицу мощности объекта определенного вида;
интенсивности использования территории.
Расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов регионального, местного значения являются пространственной характеристикой системы указанных объектов и выражены в виде пешеходной и транспортной доступности.
Значения расчетных показателей установлены с учетом:
природно-климатических условий и ресурсов;
региональной системы расселения;
демографической ситуации и прогноза ее изменения;
фактического уровня обеспеченности населения инфраструктурными объектами;
результатов социологического опроса при выполнении научно-исследовательских работ по внесению изменений в региональные нормативы градостроительного проектирования и схему территориального планирования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Расчетные показатели, принятые в соответствии с нормативными правовыми или декларативными документами соответствующих органов власти, установлены путем указания ссылки на соответствующий документ.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения установлены дифференцированно по различным основаниям:
1. Характер расселения - значение населенных пунктов в региональной системе расселения определяет обязательный минимальный набор объектов обслуживания населения, а также накладывает дополнительную нагрузку на них.
Поправочные коэффициенты к расчетным показателям для объектов, имеющих агломерационное (межмуниципальное) значение, приведены в таблице 49.
2. Численность населения - расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения установлены в зависимости от численности населения муниципального образования, административно-территориальной единицы, группы населенных пунктов.
3. Природные зоны - дифференциация по природно-климатическим условиям позволяет учитывать при установлении расчетных показателей для объектов регионального, местного значения природные особенности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, среди которых температура воздуха, солнечная радиация, продолжительность периода вегетации, количество осадков, почвенный покров.
В зависимости от природной зоны устанавливается значение минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования.
4. Степень благоустройства жилой застройки - дифференциация расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения по степени благоустройства территории выполнена для показателей потребления коммунальных услуг в области электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения.
5. Типология жилой застройки - вид жилой застройки (индивидуальная жилая застройка, многоквартирная жилая застройка) определяет максимально возможную территориальную доступность до объектов регионального, местного значения.
В случае если значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального, местного значения устанавливать нецелесообразно ввиду специфики таких объектов, а расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности - ввиду эпизодичности пользования, либо значения расчетных показателей определяются заданием на проектирование, соответствующие расчетные показатели в составе нормативов не приведены.
По вопросам, не урегулированным в региональных нормативах градостроительного проектирования, следует применять нормативные и нормативно-технические документы, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", иные федеральные нормативные правовые акты.
В региональных нормативах используются следующие понятия:
Пешеходная доступность - нормативно установленное время, за которое человек от дома при пешем движении со средней скоростью 3,5 км/ч в условиях стандартной для данной местности погоды (в пределах климатической нормы) достигает объекта нормирования.
Транспортная доступность - нормативно установленное время, затраченное на преодоление расстояния от дома до объекта нормирования при помощи общественного транспорта (при средней скорости движения в границах городского округа - 18 км/ч, в границах муниципального района - 40 км/ч) без учета времени ожидания на остановочных пунктах.
Групповые системы расселения - территориально и функционально взаимосвязанная совокупность населенных пунктов. Связность населенных пунктов с центром системы расселения по принципу единой системы обслуживания объектами повседневного и периодического пользования выступает основным критерием при определении ее границ. Групповые системы расселения не привязаны к административным границам муниципальных образований и могут включать в себя населенные пункты из разных поселений.
Агломерация - совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 - 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями.