МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 февраля 2021 года N 71

Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке нормативов градостроительного проектирования



В целях формирования единого подхода к подготовке нормативов градостроительного проектирования

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования (далее - Методические рекомендации).

2. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления при подготовке нормативов градостроительного проектирования руководствоваться Методическими рекомендациями.

Министр
М.Г.Решетников



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 15 февраля 2021 года N 71



Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования



I. Общие положения

     

1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) направлены на оказание методической помощи при подготовке нормативов градостроительного проектирования, подлежащих учету при подготовке документов территориального планирования субъектов Российской Федерации (в том числе городов федерального значения) и муниципальных образований (в том числе муниципальных округов, после внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации).

Рекомендации разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, на основании подпункта 3 пункта 3 раздела II Плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 3, ст.266; 2020, N 4, ст.409), с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), методических рекомендаций отраслевых федеральных органов исполнительной власти с целью формирования единого подхода по определению обеспеченности населения объектами капитального строительства в соответствующих областях, подлежащих отображению в документах территориального планирования, и нормативно-технических документов в сфере технического регулирования.

Целью Рекомендаций является раскрытие рекомендуемого состава и содержания нормативов градостроительного проектирования (далее - НГП), определенных в статье 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2014, N 19, ст.2336; 2020, N 31 ст.5023) (далее - ГрК РФ), определение единого рекомендуемого порядка их разработки и областей применения, выработка рекомендаций по перечню параметров нормирования (определение перечня параметров объектов регионального и местного значения, которые предлагается нормировать, например такой параметр, как обеспеченность населения спортивными школами - количество мест для посетителей в здании на 1000 жителей с учетом плотности населения в муниципальном образовании, населенном пункте, половозрастного состава и других факторов) и порядку расчета нормируемых показателей.

Задачи Рекомендаций:

- предложить использование НГП как одного из инструментов реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 7, ст.702) (далее - СПР), стратегий и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- сформировать возможный перечень областей, в которых осуществляется нормирование объектов регионального и местного значения для последующего планирования их размещения, расчетных параметров таких объектов и их доступности для населения, подлежащих нормированию в НГП с учетом определенных законодательством полномочий субъектов Российской Федерации и ОМСУ;

- детализировать рекомендуемые понятия допустимого уровня обеспеченности и допустимого уровня территориальной доступности объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур;

- сформировать возможный перечень расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной и временной доступности таких объектов для населения, а также порядка расчета указанных показателей;

- описать рекомендуемый учет особенностей расчета указанных показателей в различных градостроительных и планировочных условиях: при освоении свободных от застройки территорий и при развитии застроенных территорий, в зависимости от типа и характера застройки, в муниципальных образованиях различной специализации (курортных, с высокой долей вахтового населения, со снижающейся численностью населения и иных муниципальных образований с признаками динамично изменяющегося состава и численности населения);

- описать рекомендуемый учет административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, неравномерности существующего и планируемого развития территорий и планировочной структуры муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; выработать рекомендуемые подходы к районированию субъекта нормирования в целях обеспечения дифференцированного подхода к нормированию в НГП;

- предложить рекомендуемый уточненный порядок подготовки и согласования НГП, использования исходных данных, периодичности внесения изменений в нормативы;

- описать рекомендуемые методы применения НГП в рамках разработки документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории.

2. При подготовке НГП рекомендуется руководствоваться основными принципами законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, определенными в статье 2 ГрК РФ.

НГП устанавливают показатели обеспечения населения объектами регионального значения и предельные значения расчетных показателей местного значения, которые отображаются в документах территориального планирования (далее - ДТП), учитываются в правилах землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) (в целях комплексного развития территории), в документации по планировке территории (далее - ДППТ), с помощью которых планируется обеспечение базовыми социальными, транспортными, инженерными услугами, основываясь на положениях СПР, стратегий социально-экономического развития субъектов и программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу междисциплинарного характера НГП заказчиком их подготовки может быть орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (по региональным НГП), осуществляющий полномочия по вопросам экономического и (или) стратегического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующее структурное подразделение ОМСУ муниципального образования, осуществляющее аналогичные полномочия (по местным НГП).

В соответствии с частью 1 статьи 29.3 ГрК РФ региональные нормативы градостроительного проектирования (далее - РНГП) утверждаются нормативным правовым актом (далее - НПА) исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение РНГП рекомендуется осуществлять НПА высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, как интегральным документом, отвечающим за совокупность инфраструктурного развития региона.

В соответствии с частью 1 статьи 29.4 ГрК РФ местные нормативы градостроительного проектирования (далее - МНГП) утверждаются НПА представительного ОМСУ.

Разработку РНГП и МНГП рекомендуется осуществлять в рамках научно-исследовательских работ по заказам органов государственной власти субъектов Российской Федерации или ОМСУ поселений соответственно.

Целью утверждения и применения НГП является повышение качества обеспеченности населения объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройства с учетом планируемых показателей социально-экономического развития, установленных соответствующими документами стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

При подготовке НГП рекомендуется определить перечень областей деятельности (далее - область), в которых подлежат нормированию параметры соответствующих объектов регионального значения, объектов местного значения в соответствии с положениями ГрК РФ, полномочиями субъектов Российской Федерации, определенными Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 46, ст.7214) (далее - Закон N 184-ФЗ), полномочиями органов местного самоуправления, определенными Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 21, ст.3233) (далее - Закон N 131-ФЗ), с учетом положений соответствующих документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации, ОМСУ, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

Исходя из целей развития территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в НГП определяется перечень параметров, которые подлежат нормированию в каждой области экономической деятельности, устанавливаются показатели уровня обеспеченности населения объектами регионального, местного значения (виды которых определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 1 ГрК РФ) (предельные показатели в отношении объектов местного значения), а также перечень таких объектов, обеспечивающих достижение этих показателей.

Определение расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов (предельных показателей) рекомендуется выполнять с учетом современного состояния перечисленных видов инфраструктур, отраслевых методических рекомендаций федеральных органов исполнительной власти по планированию таких объектов и услуг, прогноза численности населения, территориальных, климатических, планировочных особенностей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также с учетом результатов социологических исследований и прогнозов.

В процессе подготовки НГП при определении перечней областей и параметров объектов, подлежащих нормированию, обеспечивающих достижение расчетных показателей, рекомендуется привлекать к обсуждению представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, ответственных за функционирование, планирование и развитие коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и благоустройство территории.

При расчете предельных показателей НГП рекомендуется учитывать сведения о половозрастном составе населения, рождаемости, смертности, миграционном приросте, характере временного и сезонного населения в том случае, когда оно оказывает существенную нагрузку на все виды инфраструктур. Рекомендуется учитывать также данные краткосрочных и среднесрочных прогнозов изменения численности и состава населения.

При формировании перечня предельных показателей НГП, расчете значений максимальной доступности для населения и минимальной обеспеченности населения объектами регионального и местного значения рекомендуется учитывать принципы и приоритеты, изложенные в СПР.

При разработке НГП для территорий с низкой плотностью населения для обеспечения их социального обустройства и наращивания экономического потенциала особое внимание рекомендуется уделять разработке региональных НГП. Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных частей субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 23, ст.2318; N 45, ст.4463) (далее - распоряжение N 707-р).

Для территорий с низкой плотностью населения с целью повышения эффективности и охвата социальным обслуживанием в региональных НГП могут быть определены показатели максимальной доступности и минимальной обеспеченности с учетом размещения межмуниципальных объектов, обеспечивающих оказание услуг населению нескольких муниципальных образований, при этом для указанных территорий МНГП могут не разрабатываться (отсутствие местных НГП допускается частью 2 статьи 46.1 ГрК РФ в отношении застроенных территорий, о развитии которых принято соответствующее решение об их развитии).

При разработке НГП для территорий перспективных центров экономического роста - городов, образующих крупнейшие и крупные городские агломерации (далее - КАгломерации) численностью не менее 500 тыс. человек, а также городов - административных центров субъектов Российской Федерации и прилегающих к ним муниципальных образований общей численностью не менее 500 тысяч человек (приложение N 2 к СПР) рекомендуется устанавливать дифференцированные показатели обеспеченности объектами регионального значения для крупных и крупнейших городских агломераций в составе региональных НГП.

Рекомендуется разрабатывать МНГП для всех ОМСУ, входящих в состав КАгломераций и в первую очередь для городов - центров агломераций (за исключением внутригородских муниципальных образований). В составе МНГП для перспективных центров экономического роста расчет показателей минимальной обеспеченности и максимальной доступности объектов местного значения рекомендуется осуществлять с учетом перспективного экономического роста, в том числе и повышенных потребностей населения в инфраструктурном обеспечении такими объектами. Также в составе местных НГП расчет показателей может быть дифференцирован с учетом неоднородности территории муниципального образования, необходимости опережающего развития локальных территорий роста агломерационного значения в пределах муниципального образования.

Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур регионального и местного значения и максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов перед утверждением НГП рекомендуется согласовывать с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и ОМСУ, участвовавших в подготовке НГП.

Расчетные показатели могут варьироваться в соответствии с планировочными особенностями систем расселения и населенных пунктов, характеристиками сложившейся и планируемой застройки, характером освоения территории: застройкой свободных участков или комплексным развитием застроенных территорий, а также в зависимости от иных факторов.

Для целей территориальной дифференциации в составе НГП может быть выполнено районирование территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, отдельных населенных пунктов в составе муниципального образования. Районирование может выполняться в виде карты и (или) перечня муниципальных образований, населенных пунктов, частей муниципальных образований, частей населенных пунктов (планировочных районов, зон).

Внесение изменений в НГП (актуализацию НГП), корректировку расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами коммунальной, социальной, транспортной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения с учетом изменения социально-экономической, демографической ситуаций рекомендуется осуществлять не реже чем один раз в пять лет.

Пример технического задания на разработку нормативов градостроительного проектирования приведен в приложении N 6* к Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

II. Область применения НГП


В соответствии с ГрК РФ НГП применяются при подготовке:

а) схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 15 ГрК РФ), схемы территориального планирования муниципального района (часть 2 статьи 20 ГрК РФ), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (часть 3 статьи 24 ГрК РФ);

б) документации по планировке территории (пункт 7 части 4 статьи 42, часть 10 статьи 45 ГрК РФ).

При подготовке проектов генеральных планов НГП также рекомендуются к применению, в том числе в целях установления границ населенного пункта, образуемого из лесного поселка, военного городка (пункт 3 части 26 статьи 24 ГрК РФ), при работе комиссии, создаваемой для этих целей ОМСУ поселения или городского округа (часть 20 статьи 24 ГрК РФ).

НГП рекомендуются к применению также при подготовке правил землепользования и застройки для определения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в границах территориальной зоны, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории (пункт 4 части 6 статьи 30 ГрК РФ). НГП рекомендуются к учету при разработке концепций развития застройки, архитектурно-градостроительных концепций и иных подобных планировочных и предпроектных работ, выполняющихся на территории одного или нескольких муниципальных образований, отдельных населенных пунктов или их частей и финансируемых из бюджетных или внебюджетных средств.

В программах комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1050 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 41, ст.5661), программах комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 502, программах комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в соответствии с требованиями к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440, (далее - программы) рекомендуется предусматривать обеспечение достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами, а также доступность объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа для населения в соответствии с НГП. Кроме этого, в программы рекомендуется включать оценку эффективности мероприятий, предусмотренных программами, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в соответствии с НГП.

III. Термины и определения


Приведенные ниже термины и определения применяются для целей Рекомендаций, в том числе термины и определения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

Дороги автомобильные общего пользования - автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Благоустройство - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Государственная программа субъектов Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, а также инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Инфраструктура - это совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-либо ее отдельной сферы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»