(с изменениями на 22 декабря 2017 года)
(в ред. постановлений Правительства Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 19.04.2013 N 132-п, от 27.12.2013 N 593-п, от 23.05.2014 N 193-п, от 20.06.2014 N 225-п, от 12.09.2014 N 341-п, от 24.10.2014 N 381-п, от 20.03.2015 N 77-п, от 26.06.2015 N 191-п, от 13.01.2017 N 2-п, от 17.02.2017 N 64-п, от 21.04.2017 N 149-п, от 22.12.2017 N 552-п)
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
(в ред. постановления Правительства Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 12.09.2014 N 341-п)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - "дорожная карта").
2. Определить Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным за исполнение "дорожной карты".
3. Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлять отчеты в Министерство здравоохранения Российской Федерации об исполнении "дорожной карты" и о достигнутых значениях показателей результативности.
4. Утратил силу. - Постановление Правительства Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 19.04.2013 N 132-п.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"
(в ред. постановлений Правительства Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 23.05.2014 N 193-п, от 20.06.2014 N 225-п, от 12.09.2014 N 341-п, от 24.10.2014 N 381-п, от 20.03.2015 N 77-п, от 26.06.2015 N 191-п, от 13.01.2017 N 2-п, от 17.02.2017 N 64-п, от 21.04.2017 N 149-п, от 22.12.2017 N 552-п)
1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Для достижения указанной цели предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в целом по отрасли, в том числе мероприятия, направленные на повышение оплаты труда работников отрасли за счет интенсификации труда, оптимизации и реорганизации сети учреждений, внедрения инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, введения дополнительных платных услуг населению, оптимизации административно-управленческого персонала, применение графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - автономный округ) на период 2012 - 2018 гг.
По состоянию на 1 января 2013 года медицинская помощь населению автономного округа оказывается 167 медицинскими организациями, из них 43 государственных, 123 муниципальных и 1 федеральное учреждение.
По типам медицинские организации подразделяются на 72 больничных учреждения, 17 диспансеров, 43 самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации, 14 стоматологических поликлиник, 5 станций скорой медицинской помощи, 4 станции переливания крови, 4 центра медицинской профилактики, 1 центр медицины катастроф, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 2 санаторных учреждения, 1 дом ребенка.
В 1 полугодии 2012 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2012 г. N 30-рп "О создании бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр".
В 2012 году проведена реорганизация следующих медицинских организаций:
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" реорганизована путем присоединения к нему Нефтеюганского районного муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Салымская участковая больница";
муниципальное бюджетное учреждение "Амбулатория п. Мулымья" и муниципальное учреждение здравоохранения "Амбулатория п. Половинка" в Кондинском районе реорганизованы в муниципальное учреждение здравоохранения "Центр общей врачебной практики";
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лянторская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сытоминская участковая больница" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Федоровская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Русскинская амбулатория", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ульт-Ягунская амбулатория" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Локосовская участковая больница" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Поликлиника поселка Белый Яр" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Солнечный", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Барсово" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сайгатинская амбулатория" Сургутского района;
муниципальное бюджетное учреждение Зайцево-Реченская участковая больница в Нижневартовском районе реорганизована во врачебную амбулаторию.
По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения автономного округа развернуто 12559 коек круглосуточного пребывания и 3492 места в дневных стационарах.
Скорую и неотложную помощь оказывают 539 выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе 54 специализированных, укомплектованных в соответствии со стандартами оснащения. При амбулаторно-поликлинических учреждениях создано 3 пункта неотложной помощи.
Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 52 врачебные амбулатории, 69 фельдшерско-акушерских пунктов, 31 офис врачей общей практики, 7 домовых хозяйств.
Функционируют 5 отделений кризисных состояний, 15 кабинетов социально-психологической помощи, 17 отделений "Телефон доверия".
В 2012 году стационарную медицинскую помощь получили 363424 жителя, из них 74856 детей, в условиях дневных стационаров пролечено 93110 человек, в том числе 20123 ребенка.
Кадровая составляющая системы здравоохранения по состоянию на 1 января 2013 года представлена следующим образом:
обеспеченность врачами - 48,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 44,0, Уральский федеральный округ - 99,5), в сельской местности - 19,2 (Российская Федерация в 2011 году - 12);
укомплектованность физическими лицами штатных врачебных должностей - 57,63%, коэффициент совместительства - 1,59 (Российская Федерация в 2009 году - 1,5);
укомплектованность штатных должностей врачей, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, физическими лицами составляет 85,3%, коэффициент совместительства - 1,14;
обеспеченность медицинскими специалистами со средним профессиональным образованием - 134,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 92,4, Уральский федеральный округ - 99,05), в сельской местности - 97,2 (Российская Федерация в 2011 году - 53,6);
укомплектованность штатных должностей медицинских специалистов со средним профессиональным образованием физическими лицами составляет 74,9%, коэффициент совместительства - 1,28. Соотношение врачей к специалистам со средним профессиональным образованием - 1:2,7 (Российская Федерация в 2011 году - 1:2,1).
97,4% врачей имеют сертификат специалиста, а врачей, осуществляющих непосредственно трудовую деятельность, - 100% (Российская Федерация - 90,1%, Уральский федеральный округ - 90,4%). Среди врачей, оказывающих первичную медико-санитарную врачебную помощь, все имеют сертификаты специалиста;
медицинских специалистов со средним профессиональным образованием, имеющих сертификат специалиста, 94,6% (Российская Федерация - 92,1%, Уральский федеральный округ - 93,7%);
квалификационные категории имеют 55,3% врачей (Российская Федерация - 50,9%, Уральский федеральный округ - 50,1%) и 64,4% средних медицинских работников (Российская Федерация - 62,6%, Уральский федеральный округ - 65,4%).
Подготовка специалистов по программам основного и послевузовского образования осуществляется в образовательных организациях автономного округа и федерального подчинения, в том числе в рамках целевой подготовки, эффективность которой составляет 93%, по дополнительным образовательным программам - в соответствии с Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 г. N 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".
(в ред. постановления Правительства Ханты Мансийского автономного округа - Югры от 21.04.2017 N 149-п)
Необходимость повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения, внедрение новых форм работы, направленных на повышение качества предоставляемых населению медицинских услуг, продиктованы следующими территориальными особенностями и структурой населения региона:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где проживают 1572651 человек, характеризуется обширностью территории, низкой плотностью населения, труднодоступностью отдаленных населенных пунктов, сезонностью функционирования транспортных путей. Эти обстоятельства обусловливают существование диспропорций в доступности медицинских услуг для городского населения и жителей отдаленных малонаселенных пунктов, доля которых в общей структуре населения составляет 8,4%;
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сохраняется позитивный характер демографического процесса, обеспечена положительная динамика основных медико-демографических показателей, регистрируются устойчивое снижение убыли населения, ежегодный рост рождаемости, что наряду с применением новых критериев живорождения Всемирной организации здравоохранения требует ввода новых площадей лечебных учреждений родовспоможения и детства;
структура характеризуется высокой долей трудоспособного населения. Доля граждан, старше трудоспособного возраста, составляет 9,7%, что в 2 раза ниже, чем по Российской Федерации, но отмечается ее ежегодное увеличение. За последнее десятилетие число лиц пенсионного возраста в автономном округе увеличилось более чем в 2 раза. Закономерными последствиями данного социально-демографического процесса является рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, инвалидности и смертности населения. Это диктует необходимость реорганизации коечного фонда в соответствии с потребностями населения, открытия паллиативных и геронтологических коек.
2. Задачи "дорожной карты":
2.1. Повышение структурной эффективности функционирования системы здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения планируется проведение структурных преобразований, направленных на формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи:
1 уровень - обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;
2 уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;