ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2014 года N 193-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2013 ГОДА N 38-П "О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"


Во исполнение подпункта 2 пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N Пр-3086, распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 721-рг, учитывая письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 марта 2014 года N 16-3/10/1-1084, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Внести изменения в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года N 38-п "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", изложив его в следующей редакции:

"Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 февраля 2013 года N 38-п

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ"

I. Общее описание "дорожной карты"

1. Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Для достижения указанной цели предусмотрены мероприятия, направленные на структурные преобразования в целом по отрасли, в том числе мероприятия, направленные на повышение оплаты труда работников отрасли за счет интенсификации труда, оптимизации и реорганизации сети учреждений, внедрения инновационных, малозатратных, стационарозамещающих технологий, введения дополнительных платных услуг населению, оптимизации административно-управленческого персонала, применение графика примерных (индикативных) значений соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений к средней заработной плате по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее также - автономный округ) на период 2012 - 2018 гг.

По состоянию на 1 января 2013 года медицинская помощь населению автономного округа оказывается 167 медицинскими организациями, из них 43 государственных, 123 муниципальных и 1 федеральное учреждение.

По типам медицинские организации подразделяются на 72 больничных учреждения, 17 диспансеров, 43 самостоятельные амбулаторно-поликлинические организации, 14 стоматологических поликлиник, 5 станций скорой медицинской помощи, 4 станции переливания крови, 4 центра медицинской профилактики, 1 центр медицины катастроф, 1 бюро судебно-медицинской экспертизы, 2 санаторных учреждения, 1 дом ребенка.

В 1 полугодии 2012 года принято распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 января 2012 года N 30-рп "О создании бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр".

В 2012 году проведена реорганизация следующих медицинских организаций:

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная районная больница" реорганизована путем присоединения к нему Нефтеюганского районного муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Салымская участковая больница";

муниципальное бюджетное учреждение "Амбулатория п. Мулымья" и муниципальное учреждение здравоохранения "Амбулатория п. Половинка" в Кондинском районе реорганизованы в муниципальное учреждение здравоохранения "Центр общей врачебной практики";

муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Лянторская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сытоминская участковая больница" Сургутского района;

муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Федоровская городская больница" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Русскинская амбулатория", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Ульт-Ягунская амбулатория" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Локосовская участковая больница" Сургутского района;

муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Поликлиника поселка Белый Яр" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Солнечный", муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Поликлиника поселка Барсово" и муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Сайгатинская амбулатория" Сургутского района;

муниципальное бюджетное учреждение Зайцево-Реченская участковая больница в Нижневартовском районе реорганизована во врачебную амбулаторию.

По состоянию на 1 января 2013 года в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения автономного округа развернуто 12559 коек круглосуточного пребывания и 3492 места в дневных стационарах.

Скорую и неотложную помощь оказывают 539 выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе 54 специализированных, укомплектованных в соответствии со стандартами оснащения. При амбулаторно-поликлинических учреждениях создано 3 пункта неотложной помощи.

Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 52 врачебные амбулатории, 69 фельдшерско-акушерских пунктов, 31 офис врачей общей практики, 7 домовых хозяйств.

Функционируют 5 отделений кризисных состояний, 15 кабинетов социально-психологической помощи, 17 отделений "Телефон доверия".

В 2012 году стационарную медицинскую помощь получили 363424 жителя, из них 74856 детей, в условиях дневных стационаров пролечено 93110 человек, в том числе 20123 ребенка.

Кадровая составляющая системы здравоохранения по состоянию на 1 января 2013 года представлена следующим образом:

обеспеченность врачами - 48,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 44,0, Уральский федеральный округ - 99,5), в сельской местности - 19,2 (Российская Федерация в 2011 году - 12);

укомплектованность физическими лицами штатных врачебных должностей - 57,63%, коэффициент совместительства - 1,59 (Российская Федерация в 2009 году - 1,5);

укомплектованность штатных должностей врачей, оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, физическими лицами составляет 85,3%, коэффициент совместительства - 1,14;

обеспеченность медицинскими специалистами со средним профессиональным образованием - 134,9 на 10 тыс. населения (Российская Федерация в 2011 году - 92,4, Уральский федеральный округ - 99,05), в сельской местности - 97,2 (Российская Федерация в 2011 году - 53,6);

укомплектованность штатных должностей медицинских специалистов со средним профессиональным образованием физическими лицами составляет 74,9%, коэффициент совместительства - 1,28. Соотношение врачей к специалистам со средним профессиональным образованием - 1:2,7 (Российская Федерация в 2011 году - 1:2,1).

97,4% врачей имеют сертификат специалиста, а врачей, осуществляющих непосредственно трудовую деятельность, - 100% (Российская Федерация - 90,1%, Уральский федеральный округ - 90,4%). Среди врачей, оказывающих первичную медико-санитарную врачебную помощь, все имеют сертификаты специалиста;

медицинских специалистов со средним профессиональным образованием, имеющих сертификат специалиста, 94,6% (Российская Федерация - 92,1%, Уральский федеральный округ - 93,7%);

квалификационные категории имеют 55,3% врачей (Российская Федерация - 50,9%, Уральский федеральный округ - 50,1%) и 64,4% средних медицинских работников (Российская Федерация - 62,6%, Уральский федеральный округ - 65,4%).

Подготовка специалистов по программам основного и послевузовского образования осуществляется в образовательных учреждениях автономного округа и федерального подчинения, в том числе в рамках целевой подготовки, эффективность которой составляет 93%, по дополнительным образовательным программам - в соответствии с Приказом Минздрава России от 3 августа 2012 года N 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

Необходимость повышения эффективности функционирования отрасли здравоохранения, внедрение новых форм работы, направленных на повышение качества предоставляемых населению медицинских услуг, продиктованы следующими территориальными особенностями и структурой населения региона:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, где проживают 1572651 человек, характеризуется обширностью территории, низкой плотностью населения, труднодоступностью отдаленных населенных пунктов, сезонностью функционирования транспортных путей. Эти обстоятельства обусловливают существование диспропорций в доступности медицинских услуг для городского населения и жителей отдаленных малонаселенных пунктов, доля которых в общей структуре населения составляет 8,4%;

в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре сохраняется позитивный характер демографического процесса, обеспечена положительная динамика основных медико-демографических показателей, регистрируются устойчивое снижение убыли населения, ежегодный рост рождаемости, что наряду с применением новых критериев живорождения Всемирной организации здравоохранения требует ввода новых площадей лечебных учреждений родовспоможения и детства;

структура характеризуется высокой долей трудоспособного населения. Доля граждан, старше трудоспособного возраста, составляет 9,7%, что в 2 раза ниже, чем по Российской Федерации, но отмечается ее ежегодное увеличение. За последнее десятилетие число лиц пенсионного возраста в автономном округе увеличилось более чем в 2 раза. Закономерными последствиями данного социально-демографического процесса является рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, инвалидности и смертности населения. Это диктует необходимость реорганизации коечного фонда в соответствии с потребностями населения, открытия паллиативных и геронтологических коек.

2. Задачи "дорожной карты":

2.1. Повышение структурной эффективности функционирования системы здравоохранения.

Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения планируется проведение структурных преобразований, направленных на формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи:

1 уровень - обеспечение населения первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;

2 уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме;

3 уровень (региональный) - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

На сегодняшний день система здравоохранения автономного округа представлена преимущественно учреждениями 1 уровня (муниципальные амбулаторно-поликлинические учреждения, станции скорой медицинской помощи, городские и центральные районные больницы) и учреждениями 3 уровня (окружные многопрофильные и окружные специализированные учреждения, станция переливания крови, учреждения медицинской реабилитации и восстановительного лечения, перинатальные центры, дом ребенка).

В этой связи планируется формирование 5 зон медицинского обслуживания населения (2 уровень оказания медицинской помощи) с выделением многопрофильных зональных медицинских учреждений, центральных городских (межмуниципальных) учреждений для оказания специализированной медицинской помощи, в том числе экстренной.

Создание трехуровневой системы оказания медицинской помощи позволит решить следующие задачи:

обеспечение маршрутизации потоков пациентов по единым принципам;

повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельскому населению, посредством сохранения фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, офисов общей врачебной практики с одновременной реорганизацией участковых больниц во врачебные амбулатории с местами дневных стационаров, расширения выездных форм работы, в том числе профилактической;

создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;

развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи, с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания;

оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;

оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар;

развитие ресурсосберегающих и стационарозамещающих технологий (дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии);

развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи, в том числе детям;

создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи, обеспечение всех станций (отделений) скорой медицинской помощи автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов и использование системы Глонасс;

создание регионального фрагмента единой государственной информационной системы посредством облачной медицинской информационной системы, действующей по модели SaaS, интегрированной с федеральным информационным ресурсом.

Для сокращения очереди в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2010 года N 383-рп утвержден план перехода исполнительных органов власти автономного округа, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений автономного округа на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В настоящее время запись на прием к врачу дополнительно реализована через интернет и терминалы самозаписи.

Электронными видами услуг на прием к врачу воспользовалось 1693752 гражданина. Через терминалы самозаписи произвели запись на прием к врачу 1685347, что составляет 53,5% от общего числа впервые обратившихся пациентов, интернет записью воспользовалось 8405 человек, что составило 0,3%.

План структурных преобразований сети медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года с акцентом на развитие в больничных учреждениях стационарозамещающих технологий утвержден государственной программой "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы".

В 2013 году осуществлена реорганизация станций переливания крови путем их объединения в одно учреждение, таким же образом были реорганизованы центры по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, 4 участковые больницы реорганизованы во врачебные амбулатории с закрытием коек круглосуточного пребывания, 17 участковых больниц вошли в состав окружных больниц, 3 врачебные амбулатории преобразованы в фельдшерско-акушерские пункты.

По результатам проведенных мероприятий показатель обеспеченности койками круглосуточного пребывания в расчете на 10 тысяч населения по округу составил 78,4, что на 7% ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (84,1), функционирование койки в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры превышает среднероссийский (по Российской Федерации - 323) и составляет 324 дня, показатель средней длительности пребывания больного на койке по округу ниже среднего по Российской Федерации (12,3 дня) на 9,8%, обеспеченность койками дневного пребывания в Югре (20,6 на 10 тыс. населения) на 23,5% выше, чем в Российской Федерации (15,8), число пролеченных больных в дневных стационарах в расчете на 1000 жителей (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - 59,9) в 4 раза превышает среднероссийское значение (14,3).

С 1 января 2014 года в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были приняты муниципальные медицинские организации, необходимость продиктована потребностью в повышении управляемости системы здравоохранения и обеспечении эффективности ее функционирования.

Подпрограммой VIII "Территориальное планирование учреждений здравоохранения автономного округа" государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие здравоохранения на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 414-п, распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 декабря 2013 года N 858-рг "О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года" предусмотрены следующие мероприятия, направленные на оптимизацию структуры отрасли:

до конца 2014 года будут реорганизованы врачебно-физкультурные диспансеры путем их объединения и создания головных учреждений, а также центры медицинской профилактики путем их объединения и создания головных учреждений;

до конца 2015 года будут реорганизованы путем объединения небольших медицинских организаций с более крупными, ранее бывшими центральными районными больницами, учреждения здравоохранения Кондинского и Советского районов;

до конца 2016 года будут реорганизованы путем объединения небольших медицинских организаций с более крупными, ранее бывшими центральными районными больницами, учреждения здравоохранения Березовского, Нижневартовского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов.

Реорганизация сети медицинских организаций позволит ежегодно увеличивать объем стационарозамещающей помощи.

Проведены мероприятия по оптимизации расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала путем передачи непрофильных функций на аутсорсинг: службы технической эксплуатации заданий. Доля расходов на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала в общем фонде оплаты труда медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по данным отчета по форме ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала" за 2013 год, не превышает предельное значение в 40 процентов и фактически составляет 18%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»