ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2014 года N 204-п


О концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года

(с изменениями на 7 июля 2023 года)

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.09.2016 N 338-п, от 22.04.2022 N 166-п, от 23.12.2022 N 701-п, от 07.07.2023 N 313-п)




В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Конвенцией Международной организации труда (МОТ) N 187 "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда", ратифицированной Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 265-ФЗ, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2022 года N 679-рп, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.07.2023 N 313-п)


1. Утвердить Концепцию улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года (приложение 1).


2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года (приложение 2).



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 6 июня 2014 года N 204-п



КОНЦЕПЦИЯ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ ДО 2030 ГОДА (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ-2030)

(в ред. постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.04.2022 N 166-п, от 23.12.2022 N 701-п)




Общие сведения


Концепция-2030 представляет собой систему взглядов на стратегические цели и приоритетные направления реализации государственной социально-экономической политики в области охраны труда по совершенствованию управления условиями и охраной труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на перспективу до 2030 года, а также на важнейшие способы и средства реализации указанных целей.


Цель разработки и принятия Концепции-2030: повышение качества государственного регулирования деятельности субъектов права в сфере охраны труда, в том числе планирования и выполнения государственных программ улучшения условий и охраны труда, для снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работающего населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период до 2030 года.


Основная задача разработки Концепции-2030: на основе фундаментальных принципов обеспечения охраны труда и безопасности производства, наилучшей международной и российской практик, критического анализа состояния условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре научно обосновать и сформулировать стратегию развития системы государственного регулирования условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года в соответствии с действующим законодательством, стратегиями развития Российской Федерации и Уральского федерального округа, а также Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года.


Основание для разработки Концепции-2030: статьи 210, 211 Трудового кодекса Российской Федерации, Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 187, ратифицированная Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 265-ФЗ, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.04.2022 N 166-п)


Актуальность разработки Концепции-2030: кардинальная перестройка общегосударственной системы управления условиями и охраной труда, высокий уровень производственного травматизма, остающийся выше уровня производственного травматизма большинства развитых стран мира, невозможность эффективной реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года без соответствующих, неразрывно связанных с развитием производства, мероприятий по охране труда работников.


Государственный заказчик и генеральный исполнитель Концепции-2030: Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


Сроки реализации Концепции-2030: с момента утверждения до 2030 года.


Объемы и источники финансирования мероприятий по реализации Концепции - 2030 определяются государственными программами улучшения условий и охраны труда и утверждаются в установленном в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре порядке, а также за счет внебюджетных источников организаций, участвующих в реализации Концепции-2030.


Разработана впервые.


Утверждена: постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N ______ от ________ 2014 года.



Общие положения


В основу Концепции-2030 положены следующие принципы:


комплексность решений - мероприятия в сфере охраны труда должны охватывать различные направления формирования условий труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, основные аспекты деятельности работодателя по выполнению государственных нормативных требований охраны труда в их системной взаимосвязи;


концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению ключевых проблем и применение эффективных механизмов их решения;


своевременное оперативное реагирование на изменения в нормативной правовой документации в области охраны труда и безопасности производства, экономической ситуации, тенденции в динамике показателей и индикаторов в текущий период;


учет региональных особенностей производственной деятельности работодателей и трудовой деятельности работников, дифференцированный подход к разработке и реализации государственных программ улучшения условий и охраны труда;


взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества, в первую очередь с организациями работодателей и работников (профессиональные союзы);


координация действий законодательных (представительных) и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по регулированию деятельности работодателей и работников в сфере улучшения условий и охраны труда.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2022 N 701-п)


На основе Концепции-2030 и в целях консолидации усилий территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, работодателей и работников, а также их объединений и представителей (далее - субъекты права) по обеспечению условий для устойчивого улучшения условий и охраны труда разрабатывается и утверждается план мероприятий по реализации Концепции-2030.


Отдельные положения Концепции-2030 должны быть реализованы в государственных и муниципальных программах (мероприятиях) по улучшению условий и охраны труда, разрабатываемых и утверждаемых исполнительными органами и органами местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также в программах и мероприятиях объединения работодателей и объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, корпоративных программах и мероприятиях по улучшению условий и охраны труда.


(в ред. постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2022 N 701-п)


Концепция-2030 предполагает, что разрабатываемые программы и мероприятия по улучшению условий и охраны труда должны характеризоваться:


системным характером целей и задач, а также комплексным подходом к их решению во взаимосвязи со сложившейся социально-экономической ситуацией;


конкретной ориентацией целей, задач программ и мероприятий на достижение измеримых результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;


широким применением новых технологий управления и инновационных подходов к регулированию деятельности субъектов права в области охраны труда, а также наилучшей российской и международной практики.



1. Характеристика существующей системы управления охраной труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры



1.1. Общие характеристики и условия функционирования существующей системы государственного управления охраной труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


1.1.1. Природно-климатические, географические, социальные и экономические условия функционирования системы управления охраной труда


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее также - автономный округ, округ) располагается в центральной части Западной Сибири и входит в состав Уральского федерального округа (УрФО). Площадь территории автономного округа составляет 534,8 тыс. кв. км, а численность населения - порядка 1,5 млн чел. (28 место в Российской Федерации (далее также - РФ, Россия). Из них 31 тыс. человек, или примерно 2%, - представители коренных малочисленных народов Севера: ханты и манси, половина из которых ведет традиционный образ жизни.


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра самый крупный по численности населения регион, территория которого приравнена к районам Крайнего Севера. Автономный округ характеризуется высокой степенью урбанизации. Доля городского населения составляет порядка 92% (в Российской Федерации - порядка 74%).


В состав округа входят 106 муниципальных образований, в том числе 13 городских округов (Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск), 9 муниципальных районов (Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский), 26 городских и 58 сельских поселений.


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из стратегических регионов России, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления модернизации и инновационного развития России, а потому сохранение его трудового потенциала и обеспечение безаварийности производства являются одними из приоритетных задач устойчивого развития России. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является крупнейшим нефтедобывающим районом России (более 50% всей добычи) и мира, занимает 1 место среди регионов России по выработке электроэнергии (более 8,0%), добывает порядка 5% всего объема природного и попутного газа, а потому относится к регионам-донорам и лидирует по целому ряду основных экономических показателей.


Количество зарегистрированных субъектов права, ведущих деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по данным налоговых органов по состоянию на 1 января 2013 года составляло 33374 единицы. Количество работников организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, по состоянию на 1 января 2013 года по данным государственной статистики составило 707348 человек.


При этом численность экономически активного населения автономного округа составляет более 900 тыс. человек. Доля предприятий малого бизнеса - незначительна, а доля среднесписочной численности работников малых предприятий в общей численности занятых в автономном округе составляет порядка 10%. Таким образом, преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях, что открывает хорошие перспективы для работ по улучшению условий и охраны труда.


Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является регионом, в котором широко используют труд вахтовых работников из других субъектов России и зарубежных стран. Вахтовые работники прибывают на разные сроки, для работы в организациях автономного округа с периодическим возвращением к месту постоянного жительства. Работа вахтовым методом делает необходимым не только организацию работ по охране труда "временной рабочей силы", но и обеспечение их безопасности и сохранение работоспособности во время междусменного отдыха.


Усиление глобальной конкуренции предъявляет высокие требования к качеству человеческого потенциала, определяемому качеством профессиональной подготовки кадров и уровнем их социализации. Более половины занятого населения автономного округа - лица с высшим и средним профессиональным образованием. По индексу образования, являющемуся составной частью индекса развития человеческого потенциала, автономный округ со значением 0,754 входит в первую десятку регионов России.


Нефтедобыча является базовой отраслью региональной экономики. Нефтегазопереработка и нефтегазохимия развиваются в автономном округе как звенья регионального нефтегазового кластера. На территории автономного округа действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий.


Важнейшей отраслью хозяйственного комплекса автономного округа является электроэнергетика. Основную долю выработки электроэнергии на территории автономного округа обеспечивают крупнейшие электростанции общегосударственного масштаба: Сургутская ГРЭС-1, Сургутская ГРЭС-2 и Нижневартовская ГРЭС - общей установленной мощностью 10480 МВт.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»