ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2013 года N 722-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Администрации Волгоградской обл. от 26.10.2017 N 561-п.
____________________________________________________________________
(в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 11.08.2014 N 432-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п, от 21.10.2015 N 629-п, от 25.04.2016 N 183-п, от 22.08.2016 N 473-п, от 22.05.2017 N 256-п)
В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Волгоградской области от 21 июля 2011 года N 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций", постановлением Правительства Волгоградской области от 27 августа 2013 года N 423-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Волгоградской области", распоряжением Губернатора Волгоградской области от 14 ноября 2013 года N 1768-р "О разработке государственной программы Волгоградской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области" на 2014 - 2016 годы", с целью поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области, Правительство Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Волгоградской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области" на 2014 - 2020 годы.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 11.08.2014 N 432-п, постановлений Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п, от 21.10.2015 N 629-п, от 25.04.2016 N 183-п, от 22.08.2016 N 473-п, от 22.05.2017 N 256-п)
(в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п)
Ответственный исполнитель государственной программы | - | комитет по делам территориальных образований, внутренней и информационной политики Волгоградской области |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 21.10.2015 N 629-п, от 22.05.2017 N 256-п) | ||
Соисполнители государственной программы | - | комитет образования и науки Волгоградской области, комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитет социальной защиты населения Волгоградской области, комитет культуры Волгоградской области, комитет здравоохранения Волгоградской области, комитет молодежной политики Волгоградской области, комитет по делам национальностей и казачества Волгоградской области |
(в ред. постановлений Администрации Волгоградской области от 21.10.2015 N 629-п, от 22.05.2017 N 256-п) | ||
Цель государственной программы | - | увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области (далее именуются - СО НКО) |
Задачи государственной программы | - | использование потенциала СО НКО в решении задач социально-экономического и культурного развития региона посредством конкурсного финансирования социально значимых проектов (программ); формирование благоприятных условий для осуществления деятельности СО НКО; популяризация и пропаганда деятельности СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества; повышение уровня профессиональной и социальной компетентности руководителей, членов и добровольцев, участвующих в деятельности СО НКО; обеспечение поддержки деятельности СО НКО в муниципальных районах и городских округах Волгоградской области; мониторинг и анализ деятельности СО НКО; привлечение СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере |
Целевые показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | - | количество СО НКО, реализующих социально значимые проекты (программы), получивших государственную поддержку, - 70 единиц; количество получателей услуг, оказываемых СО НКО, получившими государственную поддержку, - 24000 человек; количество социально значимых проектов (программ) СО НКО, получивших государственную поддержку, - 70 единиц; численность добровольцев, привлекаемых СО НКО для реализации социально значимых проектов (программ), - 2000 человек; доля средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов (программ), к объему средств, выделяемых из областного бюджета, - 30 процентов; количество СО НКО, получивших имущественную поддержку, - 50 единиц; количество СО НКО, получивших финансовую поддержку [за исключением поддержки на реализацию социально значимых проектов (программ)], - 30 единиц; количество мероприятий, проведенных СО НКО в конференц-зале государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Региональный информационно-аналитический центр", - 70 единиц; продолжительность материалов в средствах массовой информации о деятельности СО НКО и институтов гражданского общества: аудиоматериалов - 48 минут, аудиовизуальных материалов - 61 минута; количество печатных информационных продуктов (социальной рекламы) - 3 единицы; количество претендентов на номинирование в форуме-фестивале социальных достижений - 55 единиц; количество руководителей, членов и добровольцев, участвующих в деятельности СО НКО, получивших премии за значительный вклад в развитие некоммерческого сектора, благотворительной деятельности и добровольчества в Волгоградской области, - 5 человек; количество проведенных семинаров по актуальным вопросам деятельности СО НКО - 4 единицы; количество СО НКО, принявших участие в семинарах по актуальным вопросам деятельности СО НКО, - 30 единиц; количество СО НКО, принявших участие в семинарах по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Волгоградской области, - 50 единиц; количество руководителей, членов и добровольцев, участвующих в деятельности СО НКО, обученных на семинарах по актуальным вопросам деятельности СО НКО, - 60 человек; количество повысивших квалификацию штатных сотрудников СО НКО - 15 человек; доля муниципальных районов и городских округов Волгоградской области, реализующих муниципальные программы поддержки СО НКО, к общему количеству муниципальных районов и городских округов Волгоградской области - 30 процентов; количество социологических исследований по вопросам деятельности СО НКО - 1 единица; доля органов исполнительной власти Волгоградской области, при которых действуют совещательные, консультативные общественные советы, в состав которых входят представители СО НКО, к общему количеству органов исполнительной власти Волгоградской области - 86,2 процента; доля государственных учреждений социальной сферы, при которых действуют попечительские (общественные, наблюдательные) советы, в состав которых входят представители СО НКО, к общему количеству государственных учреждений социальной сферы - 20 процентов |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п) | ||
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | государственная программа реализуется в 2014 - 2020 годах в один этап |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 30.12.2014 N 134-п) | ||
Объемы и источники финансирования государственной программы | - | общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, составляет 190019,4 тыс. рублей, в том числе: а) средства из федерального бюджета - 31863,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 17808,00 тыс. рублей; 2015 год - 14055,00 тыс. рублей; б) средства из областного бюджета - 133482,1 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 23497,09 тыс. рублей; 2015 год - 16500,00 тыс. рублей; 2016 год - 8340,0 тыс. рублей; 2017 год - 10500,0 тыс. рублей; 2018 год - 19500,0 тыс. рублей; 2019 год - 19500,0 тыс. рублей; 2020 год - 35645,0 тыс. рублей; в) привлеченные средства - 24674,3 тыс. рублей, в том числе: средства местных бюджетов - 5810,0 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 830,00 тыс. рублей; 2015 год - 830,00 тыс. рублей; 2016 год - 830,0 тыс. рублей; 2017 год - 830,0 тыс. рублей; 2018 год - 830,0 тыс. рублей; 2019 год - 830,0 тыс. рублей; 2020 год - 830,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 18864,3 тыс. рублей, из них по годам: 2014 год - 2060,82 тыс. рублей; 2015 год - 1500,00 тыс. рублей; 2016 год - 1100,0 тыс. рублей; 2017 год - 1920,0 тыс. рублей; 2018 год - 2600,0 тыс. рублей; 2019 год - 2800,0 тыс. рублей; 2020 год - 6883,5 тыс. рублей |
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22.05.2017 N 256-п) | ||
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | привлечение СО НКО к решению приоритетных задач социально-экономического и культурного развития региона, а именно: увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых СО НКО населению Волгоградской области; расширение круга потенциальных получателей услуг; расширение добровольческого участия граждан в деятельности СО НКО; разработка и реализация муниципальных программ поддержки СО НКО с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; проведение социологических исследований с целью получения подробной информации об эффективности деятельности СО НКО в сфере оказания услуг населению для дальнейшего совершенствования механизмов оказания мер государственной поддержки СО НКО, а также оценки эффективности реализованных СО НКО проектов (программ), получивших государственную поддержку |
Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Формирование гражданского общества непосредственно связано с созданием самоуправляемых и добровольных гражданских объединений, в том числе СО НКО.
Деятельность СО НКО способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.
Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции Российской Федерации. Федеральными законами от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрена возможность общественных объединений и религиозных организаций действовать без государственной регистрации. В связи с этим СО НКО, зарегистрированные в качестве юридических лиц, отражают лишь часть общественной активности, тем не менее их количество и качественный состав являются одним из показателей развития гражданского общества в регионе.
На территории Волгоградской области на 18 сентября 2013 г. зарегистрированы в установленном законом порядке: 2207 некоммерческих организаций, 1979 общественных объединений, 203 фонда, 258 некоммерческих партнерств, 175 автономных некоммерческих организаций, 1176 ТОСов, 28 национальных общественных объединений, 111 казачьих организаций (общества, объединения, иные организации), 406 религиозных организаций, 56 политических партий, 91 ветеранская организация.
Приоритетными направлениями уставной деятельности значительной части общественных организаций от общего количества зарегистрированных в установленном порядке некоммерческих организаций являются вопросы просвещения, образования, формирования и пропаганды здорового образа жизни, организации досуга, защиты прав и интересов детей, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть сектор социальной направленности.
Формирование гражданского общества зависит не только от количества СО НКО и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области с СО НКО при решении задач социально-экономического развития региона. Укрепление и развитие СО НКО как необходимого института представительной демократии обеспечит взаимодействие гражданского общества и государства, будет способствовать реализации конституционных прав и интересов граждан, развитию социальной, культурной и образовательной сфер Волгоградской области.
Согласно положениям подпункта 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества.
Статья 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СО НКО, к которым относятся в том числе: участие в осуществлении государственной политики в области поддержки СО НКО, разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки СО НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, пропаганда и популяризация деятельности СО НКО, содействие муниципальным программам поддержки СО НКО.
Взаимодействие органов исполнительной власти Волгоградской области с институтами общественного контроля и СО НКО - один из важнейших факторов развития гражданского общества. Представителям СО НКО доступны функции гражданского контроля над государственными органами, возможность общественной экспертизы законопроектов. Существуют площадки для широкого обсуждения социально значимых проблем. Практика свидетельствует о наличии различных форм взаимодействия государственных структур с представителями общественных объединений и СО НКО.
В Волгоградской области осуществляется конструктивный диалог власти, бизнеса и общества, принимаются меры для повышения открытости власти, совершенствования обратной связи.
За последние годы в Волгоградской области были предприняты конкретные шаги по развитию и углублению системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Волгоградской области и институтов гражданского общества. Определились основные структуры взаимодействия: общественный совет при Губернаторе Волгоградской области, общественные советы при всех исполнительных органах государственной власти Волгоградской области, общественные приемные, Общественная палата Волгоградской области. В состав всех этих структур обязательно входят представители СО НКО.
Совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и СО НКО, повышение правовой культуры и грамотности гражданского общества - это обеспечение возможностей социального партнерства и создание условий для устойчивости и развития некоммерческого сектора. На сегодняшний день в Волгоградской области принят целый ряд законов и иных нормативных правовых актов в области поддержки СО НКО. Так, при широком участии общественности приняты законы Волгоградской области от 31 января 1997 года N 98-ОД "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области", от 21 июля 2011 года N 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций", разработаны и приняты постановление Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 года N 106-п "О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области" и постановление Губернатора Волгоградской области от 28 августа 2013 года N 896 "О реестрах социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области, - получателей государственной поддержки". Также в 2013 году на территории Волгоградской области действовала долгосрочная областная целевая программа "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Волгоградской области" на 2013 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Волгоградской области от 29 декабря 2012 года N 649-п. Действие данной программы будет прекращено с 2014 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" и принятием настоящей государственной программы.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22.08.2016 N 473-п)
В связи с этим необходима дальнейшая совместная работа законодательной и исполнительной ветвей власти Волгоградской области с некоммерческими организациями для совершенствования регионального законодательства и внесения инициатив в федеральные законы.
Исполнительные органы государственной власти Волгоградской области взаимодействуют с СО НКО не только в рамках общественных советов. Исполнительными органами государственной власти Волгоградской области оказывается финансовая поддержка СО НКО в форме субсидий. В рамках государственной программы из областного бюджета молодежным и детским общественным объединениям предоставляются субсидии на реализацию проектов (программ), соответствующих основным направлениям государственной молодежной политики. Комитетом социальной защиты населения Волгоградской области совместно с СО НКО реализуются проекты по поддержке детей-сирот, людей пожилого возраста, инвалидов. СО НКО из областного бюджета предоставляются субсидии:
на реализацию социально значимых проектов (программ) по приоритетным направлениям социальной политики Волгоградской области;
на частичное или полное возмещение затрат по арендной плате за помещение, оплате коммунальных услуг и услуг связи;
в целях полного или частичного возмещения расходов, связанных с участием работников и (или) добровольцев СО НКО в мероприятиях международного, федерального и регионального уровней;
на проведение мероприятий по информационной, методической, консультационной поддержке СО НКО.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 22.05.2017 N 256-п)
СО НКО предоставляется имущественная поддержка в виде предоставления в пользование нежилых помещений на долгосрочной или краткосрочной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы. Предоставление имущественной поддержки регулируется Законом Волгоградской области от 06 декабря 1999 года N 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" и подлежит учету в размере имущественной поддержки, определяемой как сумма, недополученная в бюджет в результате передачи соответствующего имущества по льготной ставке арендной платы. В соответствии с пунктом 2.3.2 Методики по определению арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области, утвержденной распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19 мая 2011 года N 865-р, СО НКО, определенным статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", величина арендной платы устанавливается в размере 25 процентов от рыночной стоимости за пользование объектом государственной собственности.
В Волгоградской области активно развивается добровольчество и благотворительная деятельность. Создаются добровольческие центры, которые призваны оперативно реагировать на острые социальные проблемы общества и оказывать помощь социально уязвимым категориям граждан. В связи с крупными спортивными событиями в жизни нашей страны и нашего региона (XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, чемпионат мира по футболу 2018 года) стремительно развивается спортивное волонтерство. На базе создаваемых волонтерских центров осуществляется серьезная подготовка будущих добровольцев, формируется система работы, которая в дальнейшем может быть использована и направлена сугубо на решение социальных проблем общества. Комитет по делам молодежи Волгоградской области осуществлял регистрацию добровольцев и выдачу им документа "Книжка волонтера". При наличии в регионе значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие добровольчества требует решения проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием системности в данной работе. Необходимо принятие региональной концепции развития добровольчества, дальнейшего развития инфраструктуры добровольческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях, развития механизмов системной поддержки добровольцев.
Средства массовой информации также являются частью гражданского общества. На сегодняшний день средства массовой информации Волгоградской области представлены периодическими печатными изданиями, сетевыми изданиями, телеканалами, радиоканалами. В первом полугодии 2013 года в областных средствах массовой информации (без учета районных газет) и интернет-проектах вышли материалы, посвященные деятельности 38 СО НКО региона.
С целью продвижения общественных инициатив и информирования СО НКО действует официальный сайт Общественной палаты Волгоградской области www.opvlg.ru. Информация о деятельности СО НКО размещается на портале Губернатора и Администрации Волгоградской области в сети Интернет www.volganet.ru.
(в ред. постановления Администрации Волгоградской области от 21.10.2015 N 629-п)
В 2013 году начата работа по выстраиванию системы взаимодействия СО НКО и средств массовой информации. Среди конкретных форм совместной работы можно назвать такие, как вовлечение средств массовой информации в совместную деятельность, контакты с журналистами, размещение публикаций и сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности общественных организаций, проведение специальных мероприятий для журналистов, проведение информационных кампаний и социальных акций.
В ходе работы, проводимой в 2013 году, намечены пути решения таких проблем, существующих в данной сфере, как:
неразвитость системы социального заказа и, как следствие, недостаточная эффективность государственно-общественного партнерства;
недостаточная информированность общества о деятельности СО НКО;
низкая гражданская активность и правовая грамотность населения;
несовершенная система взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований с общественными объединениями, действующими на территории Волгоградской области.
Обозначенные проблемы характерны как в целом для Российской Федерации, так и для Волгоградской области. Решить их можно только общими усилиями государства и общества. Реализация настоящей государственной программы обеспечит достижение положительного эффекта в решении названных и иных проблем гражданского общества Волгоградской области.
В последние годы исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области совместно с общественными объединениями и некоммерческими организациями заложены основы и созданы предпосылки для дальнейшего формирования и развития правовых, экономических и организационных условий построения гражданского общества и его демократизации.
Целесообразность принятия государственной программы для решения обозначенных выше проблем вызвана:
необходимостью системного подхода к развитию некоммерческого сектора экономики и формированию инфраструктуры данного сектора;
потребностью в развитии конкуренции в сфере оказания социальных услуг населению;
межведомственным характером вопросов поддержки СО НКО.