Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2014 года N 2-П

О ПРОГРАММЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 - 2018 ГОДЫ)"

(в редакции Постановлений Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П, от 15.07.2015 N 355-П, от 23.12.2015 N 642-П)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании Постановления Правительства Астраханской области от 20.11.2015 N 568-П.
____________________________________________________________________  

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" Правительство Астраханской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу Астраханской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на территории Астраханской области (2014 - 2018 годы)".

2. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор Астраханской области
А.А.ЖИЛКИН





Утверждена
Постановлением Правительства
Астраханской области
от 27 января 2014 года N 2-П

ПРОГРАММА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ РОССИИ НА ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2014 - 2018 ГОДЫ)"

(в редакции Постановлений Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П, от 15.07.2015 N 355-П, от 23.12.2015 N 642-П)  


Паспорт программы Астраханской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на территории Астраханской области (2014 - 2018 годы)"

Наименование Программы

- программа "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на территории Астраханской области (2014 - 2018 годы)" (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

- министерство культуры и туризма Астраханской области

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П)

Государственный заказчик - координатор Программы

- министерство культуры и туризма Астраханской области

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П)

Основной разработчик Программы

- министерство культуры и туризма Астраханской области

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П)

Исполнители основных мероприятий Программы

- управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, министерство культуры и туризма Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство физической культуры и спорта Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П)

Цель и задачи Программы

Цель - укрепление единства российской нации на территории Астраханской области

Задачи:

- содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межэтнических отношений в регионе;

- содействие развитию этнокультурного многообразия на территории Астраханской области

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве населения Астраханской области;

уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия

Сроки реализации Программы

- 2014 - 2018 годы

Объемы и источники финансирования

Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2018 годах составляет 130880.421 тыс. рублей, из них:

- из федерального бюджета - 26445.38 тыс. рублей;

- из бюджета Астраханской области - 96312.741 тыс. рублей;

- из бюджетов муниципальных образований - 5800.8 тыс. рублей;

- из внебюджетных источников - 2321.5 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 23.12.2015 N 642-П)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 50 процентов;

- уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 60 процентов;

- численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, составит 32.5 тыс. человек

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство культуры и туризма Астраханской области. Исполнители основных мероприятий Программы несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий

(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 29.12.2014 N 631-П)


 1. Общие положения

Программа разработана в качестве механизма осуществления программно-целевого управления в сфере реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития на территории Астраханской области.

Программа разработана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.2013 N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".

Правовую основу Программы составляют:

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

- Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года;

- государственная программа Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы;

- федеральная целевая программа "Культура России (2012 - 2018 годы)";

- Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.

Программа определяет приоритеты в дальнейшем решении задач по сохранению культурного наследия, развитию культуры и искусства на 2014 - 2018 годы, регулирует процессы государственной поддержки деятельности государственных учреждений культуры.


 2. Содержание проблемы, ее соответствие стратегическим приоритетам, обоснование необходимости ее решения программным методом

Астраханская область - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации, где наряду с русскими, составляющими более 60% населения, проживают представители многих народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На протяжении веков они сложились как этнические общности на территории региона. Благодаря объединяющей роли русского народа здесь сохранились уникальное единство и многообразие обычаев и традиций, духовная общность и союз различных народов.

В регионе непрерывно усложняется этноконфессиональный состав населения. По переписи населения 2010 года здесь проживают представители 147 этносов. Наибольшую численность составляют около тридцати национальностей, из которых самые крупные: русские, казахи, татары, ногайцы, калмыки, представители народов Кавказа. Демографическая ситуация для большей части традиционных народов региона продолжает оставаться в целом неблагоприятной.

По итогам переписи отмечено снижение численности коренного населения: количество татар сократилось на 12 тысяч человек, или на 14.3%, русских - на 82 тысячи, или на 12%, в целом сократилась численность славянского населения. Меньше стало калмыков и евреев. Этноконфессиональный состав населения области меняется в сторону увеличения численности выходцев из Средней Азии и народов Кавказа.

По ряду причин Астраханская область вызывает огромный интерес у иностранных государств, а также государств, входящих в блок НАТО. С территории некоторых прилегающих к региону стран СНГ в течение 20 лет осуществляется поддержка общественно-политической активности диаспор в России и, в частности, Астраханской области. Отдельные национальные общества региона имеют устойчивые связи с дипломатическими службами и органами исполнительной власти этих государств, общероссийскими организациями диаспор.

Наблюдается рост численности национально-культурных общественных объединений (далее - НКОО) со статусом юридического лица. Так, в 2010 году их было 30, в 2011 - 37. На данный момент зарегистрировано 39 региональных НКОО, функционирует 27 местных отделений и самостоятельных НКОО.

Также на территории региона представлено более 30 религиозных исповеданий, объединяющих 212 религиозных общин. Из них Русской православной церкви - 76, мусульманских объединений - 68, протестантских общин - 33.

Продолжается внешний и внутригосударственный приток в регион преимущественно неквалифицированной рабочей силы. Часть мигрантов-иностранцев работает на незаконных основаниях. Большинство мигрантов - низкоквалифицированные работники, только половина иностранцев, претендующих на проживание в России, имеет среднее образование, плохо владеет русским языком, мало кто имеет профессии, востребованные на рынке труда. Ситуация в миграционной сфере сохраняет ресурс для общей напряженности межнациональных отношений, некоторую коррупционную, криминогенную составляющую.

Нарастает обострение культурных противоречий благодаря неконтролируемому наплыву в регион жителей южных республик России, не приспособленных к жизни в крупном городе, не принимающих местные традиции, вызывающе ведущих себя в общении со старожильческим населением. В перераспределении объектов собственности в течение десятилетий реализуются тенденции, ведущие в том числе к маргинализации местного населения, вытеснению его из ряда традиционных сфер хозяйственной деятельности.

Усиливается миссионерская деятельность неправославных конфессий и сект, повышается конкурентная борьба в рекрутировании новых верующих. Отмечается дальнейшее разделение мусульманской общины по национальному признаку.

В оценке и прогнозировании межэтнических отношений в регионе следует также учитывать негативные политические процессы, происходящие в некоторых регионах России, к которым культурно-исторически тяготеют отдельные народы Астраханской области. К таким тенденциям следует отнести снижение авторитета общегосударственных институтов, укрепление этнократии на волне отрицания принципа социальной справедливости, равноправного использования социальных лифтов, возрождения доиндустриальных, родоплеменных традиций и пропаганды этнорелигиозной отчужденности от общероссийских ценностей.

В регионе отмечен рост русофобии, которая проявляется в быту, в местах проживания со значительной долей нерусского населения, в общежитиях учебных заведений и на молодежных форумах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Среди активистов национально-культурных обществ наблюдается снижение популярности идей российской государственности. Многие национально-культурные общественные объединения организуют, как правило, собственные мероприятия исключительно в интересах сохранения и развития национальных языков и культуры. Как показал социологический опрос, у национально-культурных элит снижены или отсутствуют базовые ценности, способные скреплять общество.

Наблюдается радикализация молодежного актива некоторых национальных сообществ. В последние 20 лет среди части молодых людей сформировалось стремление к национально-культурной изоляции, радикальным религиозным или националистическим взглядам на мир, оторванности от традиций русской культуры и общероссийских ценностей. Обращают на себя внимание тенденции бытового национализма, проявляющиеся в межличностных и групповых конфликтах. На протяжении длительного времени отмечается рост популярности среди тюркской молодежи пантюркистской идеологии, а также наличие определенных групп, разделяющих и пропагандирующих через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" сепаратистские взгляды. Предпринимаются попытки создать в социальных сетях группы для пропаганды отдельных исламских государств как образа общетюркского объединения, борьбы за чистоту культуры и религии.

Вследствие ряда деструктивных процессов в сфере экономических, культурных, социальных отношений в последнее время ежегодно фиксируются уголовные преступления экстремистской направленности на религиозной или этнической почве.

Наиболее существенное негативное влияние на межэтнические отношения оказывают следующие негативные факторы:

размывание базовых культурных ценностей, способных скреплять общество, а также традиционных нравственных ориентиров народов региона;

рост радикальных настроений на фоне правового нигилизма и участившихся случаев совершения преступлений экстремистской направленности;

недостаточная системность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению культуры, истории и традиций народов региона;

высокий уровень социально-культурных различий и распространенность стереотипов в отношении представителей других народов;

отсутствие системы мер по адаптации и интеграции мигрантов;

недостаточность системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики, в том числе и по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на территориях муниципальных образований Астраханской области.

Потенциальный негатив в этноконфессиональной сфере сдерживается относительно спокойным социально-экономическим положением в стране и в регионе, численным превосходством коренных народов региона над приезжими, стабильной политической обстановкой, сохраняющимся авторитетом власти среди населения, общественно-политической инфантильностью жителей региона.

В современных условиях этнический и религиозный факторы становятся полем противостояния идей и мировоззрений, среди которых есть ориентированные на возрождение и укрепление здоровых традиционных нравственных начал культуры, а есть радикальные, нацеленные на раскол общества и ликвидацию существующей социальной организации и государственности.

Ключевыми проблемами, требующими комплексного решения в современных условиях, являются:

формирование и активное распространение узконационального мировоззрения и интересов в противовес общероссийской гражданской идентичности;

сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей, наличие подобных проблем также у других народов, традиционно проживающих в Астраханской области;

радикализация национальных и религиозных настроений в молодежной среде под воздействием растущего расслоения общества и агрессивной пропаганды посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

недовольство местного, коренного населения увеличением прибывающих из-за рубежа трудовых мигрантов и других иностранных граждан, а также ранее вступивших в гражданство Российской Федерации, при этом мало связанных в культурном отношении с Россией;

необходимость усиления систематической воспитательной и просветительской работы по формированию гражданского единства ввиду сложной социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе.

Эти проблемы определены в общероссийских программно-целевых документах в сфере реализации стратегии государственной национальной политики. Главная цель решения данных проблем - укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России.

Цель и задачи Программы соответствуют задачам федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", а также приоритетным задачам развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Они также соответствуют задачам концепции государственной национальной политики в Астраханской области и плану реализации концепции государственной национальной политики в Астраханской области.

Программа предполагает переход к системному межотраслевому взаимодействию в проведении мероприятий по гармонизации межнациональных отношений, поддержке этнокультурного развития и взаимодействию с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России.

В сфере межнациональных отношений ранее были приняты следующие Постановления Правительства Астраханской области:

- от 14.06.2012 N 253-П "О государственной программе "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы";

- от 15.08.2012 N 350-П "О государственной программе "Профилактика экстремизма и терроризма в Астраханской области на 2013 - 2017 годы";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»