ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2024 года N 448-п


О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 638-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма"



В соответствии с Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 22 июля 2024 года N Пр-1379, учитывая решение Общественного совета при Департаменте промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 19 сентября 2024 года N 20), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 декабря 2021 года N 638-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма" следующие изменения:


1.1. Пункт 1 после подпункта 1.15 дополнить подпунктом 1.16 следующего содержания:


"1.16. Программу "Развитие автомобильного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2025 - 2030 годы" (приложение 16).".


1.2. После приложения 15 дополнить приложением 16 следующего содержания:

"Приложение 16
к постановлению
Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 30 декабря 2021 года N 638-п

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТУРИЗМА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2025 - 2030 ГОДЫ"


1. Паспорт программы "Развитие автомобильного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2025 - 2030 годы" (далее - Программа, автономный округ)


Основание создания и реализации Программы

подпункт "в" пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации от 22 июля 2024 года N Пр-1379

Ответственные исполнители и участники Программы

Департамент промышленности автономного округа (далее - Деппромышленности Югры),

Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа (далее - Депдорхоз и транспорта Югры),

некоммерческая организация "Фонд развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - Фонд развития Югры) (по согласованию),

органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию)

Цель Программы

создание условий для комплексного развития автомобильного туризма на территории автономного округа

Задачи Программы

создание и развитие сопутствующей, обеспечивающей и туристической инфраструктуры автомобильных туристических маршрутов, в том числе глэмпинговых зон для размещения автодомов;

формирование и продвижение автомобильных туристических маршрутов автономного округа на внутреннем и российском туристских рынках

Целевые (контрольные) показатели реализации Программы

1. Количество созданных автомобильных туристических маршрутов автономного округа.

2. Количество созданных объектов обеспечивающей инфраструктуры автомобильного туризма.

3. Количество созданных объектов туризма на автомобильных маршрутах автономного округа.

4. Количество объектов туризма автономного округа, размещенных на Национальном туристическом портале Путешествуем.рф.

5. Количество информационных материалов об автомобильных туристических маршрутах и объектах туризма на данных маршрутах, размещенных в сети Интернет, социальных сетях

Срок реализации Программы

2025 - 2030 годы

Объемы и источники финансового обеспечения Программы

финансирование осуществляется в рамках государственной программы автономного округа "Развитие промышленности и туризма", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 555-п, государственной программы автономного округа "Современная транспортная система", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 559-п, за счет местных бюджетов и внебюджетных источников

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

1. Увеличение количества созданных автомобильных туристических маршрутов автономного округа - на 3 ед.

2. Увеличение количества созданных объектов обеспечивающей инфраструктуры автомобильного туризма - на 4 ед.

3. Увеличение количества созданных объектов туризма на автомобильных туристических маршрутах автономного округа - на 4 ед.

4. Достижение количества объектов туризма автономного округа, размещенных на Национальном туристическом портале Путешествуем.рф, - не менее 50 ед.

5. Количество информационных материалов об автомобильных туристических маршрутах и объектах туризма на данных маршрутах, размещенных в сети Интернет, социальных сетях, - не менее 100 публикаций

2. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе основных проблем, на решение которых направлена Программа



В настоящее время наблюдается переориентация профессиональных участников туристского рынка и жителей Российской Федерации на внутренний туризм. В ближайшее время согласно Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2024 года N 1025-р, прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что в совокупности с высокой стоимостью транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений позволяет рассматривать развитие автомобильных туристических маршрутов в регионах приоритетным направлением по виду транспортных перевозок.


Согласно исследованию, проведенному акционерным обществом "Всероссийский центр изучения общественного мнения" в 2023 году, по вопросу автомобильного туризма на территории Российской Федерации, более трети россиян (39%) за последние 5 лет совершали туристские поездки на автомобильном транспорте.


На основании исследований получены следующие результаты: к основным преимуществам автомобильного туризма относятся свобода передвижения (49%), экономия средств (27%), комфорт и удобство передвижения (22%).


В автономном округе большое влияние на рост спроса на автомобильный туризм оказывает высокая стоимость перевозки туристов авиасообщением, а также недостаточная развитость инфраструктуры железных дорог. Железнодорожные сети в автономном округе не интегрированы между собой, представлены 3 изолированными железнодорожными линиями и не охватывают все основные туристические дестинации.


Автономный округ занимает 2-е место в Российской Федерации по доле автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям. В соответствии с государственной программой автономного округа "Современная транспортная система", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 559-п, доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в 2030 году составит 89%, в 2024 году - 88,61%.


В связи с этим автомобильный туризм считается актуальным как более доступный, в том числе в части стоимости, вид путешествий по автономному округу, в котором основными средствами передвижения являются персональные автомобили, туристические и пассажирские автобусы. Также в последние годы в автономном округе стали популярными путешествия на автодомах.


Учитывая транспортную доступность и наличие основных туристически привлекательных объектов, ключевыми дестинациями приоритетных туристских территорий для автомобильного туризма являются города Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Когалым; перспективных туристских территорий - города Югорск, Нягань.


Основные автомаршруты в автономном округе проходят по автомобильным дорогам приоритетных и перспективных территорий, определенных Концепцией развития внутреннего и въездного туризма в автономном округе, утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 1 июня 2012 года N 195-п:


западная граница автономного округа близ п.г.т. Таёжный Советского муниципального района - г. Югорск - г. Нягань - п.г.т. Талинка Октябрьского муниципального района (в т.ч. г. Югорск - п.г.т. Талинка Октябрьского муниципального района) - г. Ханты-Мансийск - п.г.т. Пойковский Нефтеюганского муниципального района - г. Нефтеюганск - п.г.т. Барсово Сургутского муниципального района - г. Сургут - г. Лангепас - г. Мегион - г. Нижневартовск - п.г.т. Излучинск Нижневартовского муниципального района - восточная граница автономного округа;


северная граница автономного округа близ г. Когалыма - г. Когалым - д. Русскинская Сургутского муниципального района - г. Сургут - г. Нефтеюганск - г. Пыть-Ях - п. Салым Нефтеюганского муниципального района - южная граница автономного округа близ п. Салым Нефтеюганского муниципального района;


г. Ханты-Мансийск - п. Горноправдинск Ханты-Мансийского муниципального района - южная граница автономного округа близ п. Горноправдинск Ханты-Мансийского муниципального района.


При этом развитие автомобильного туризма в первую очередь основывается на уровне обеспеченности транспортного комплекса, в том числе состояния автомобильных дорог регионального и местного значения, наличия объектов придорожного сервиса.


В настоящее время автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения автономного округа протяженностью 2866,7 км обслуживают 132 объекта дорожного сервиса. Территориальное размещение объектов дорожного сервиса автономного округа характеризуется неравномерным развитием данной сферы. На участках автодорог г. Югорск - г. Ханты-Мансийск, г. Сургут - г. Когалым существует потребность в размещении многофункциональных зон с объектами питания, торговли, парковочными местами для экскурсионных автобусов.


С целью формирования комфортной туристской среды к туристским объектам, объектам культурного наследия, туристско-рекреационным зонам и достопримечательностям автономного округа устанавливаются знаки туристской навигации. В автономном округе установлено 140 таких знаков, планируется к установке более 150 знаков.


Вышеизложенное свидетельствует о необходимости развития современной инфраструктуры дорожного сервиса и создания условий для комфортного передвижения как для жителей, так и для гостей автономного округа.

3. Реализация и ресурсное обеспечение Программы, описание рисков ее реализации, в том числе недостижения целевых показателей



Реализацию Программы осуществляют исполнительные органы автономного округа и органы местного самоуправления в пределах бюджетных средств, предусмотренных на соответствующий финансовый год и на плановый период, с учетом привлечения внебюджетных источников, в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по развитию автомобильного туризма в автономном округе на 2025 - 2030 годы.


Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации Программы являются учет возможных рисков и создание системы корректировки задач, направлений, мероприятий и значений целевых (контрольных) показателей.


Группы возможных рисков реализации Программы:


административные риски, связанные с законодательной и нормативной базой, несвоевременным принятием необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации Программы, низким уровнем заинтересованности органов местного самоуправления в реализации Программы;


экономические риски, связанные с ухудшением инвестиционного климата, устойчивости национальной валюты, доступности и цены кредитного продукта, темпов роста экономики;


конкурентные риски обусловлены ускорением развития и продвижения автомобильного туризма в регионах Уральского федерального округа, туристические продукты которых являются конкурентными по отношению к туристическим продуктам автономного округа.


Данные риски преодолеваются улучшением условий и объемов предоставления мер государственной поддержки; систематическим проведением анализа объемов финансирования мероприятий по развитию и продвижению автомобильного туризма в регионах Уральского федерального округа, эффективности плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию автомобильного туризма в автономном округе на 2025 - 2030 годы (таблица 2), их актуализации.


4. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения Программы



Необходимым условием формирования эффективного механизма реализации Программы является система мониторинга хода реализации, промежуточных и итоговых ее результатов.


Мониторинг достижения целевых (контрольных) показателей реализации Программы (таблица 1) отражается в ежегодном отчете Деппромышленности Югры, который вместе с отчетом о ходе реализации мероприятий Программы Деппромышленности Югры направляет в Координационный совет при Правительстве автономного округа по развитию внутреннего и въездного туризма, созданный постановлением Правительства автономного округа от 21 декабря 2018 года N 476-п.


Данные мониторинга позволяют отслеживать ситуацию по развитию автомобильного туризма в автономном округе в целом, исполнению плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию автомобильного туризма в автономном округе на 2025 - 2030 годы, достижению целевых (контрольных) показателей реализации Программы.



Таблица 1


Целевые (контрольные) показатели реализации Программы

N п/п

Наименование показателя

Базовый показатель на начало реализации Программы (2023 г.)

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 - 2030 г.

Целевое значение показателя на момент окончания действия Программы

1.

Количество созданных автомобильных туристических маршрутов автономного округа (ед.)

1

1

1

1

0

4

2.

Количество созданных объектов обеспечивающей инфраструктуры автомобильного туризма (ед.)

0

0

0

2

2

4

3.

Количество созданных объектов туризма на автомобильных туристических маршрутах автономного округа (ед.)

0

1

1

1

1

4

4.

Количество объектов туризма автономного округа, размещенных на Национальном туристическом портале Путешествуем.рф (ед.)

32

3

3

3

9

50

5.

Количество информационных материалов об автомобильных туристических маршрутах и объектах туризма на данных маршрутах, размещенных в сети Интернет, социальных сетях (публикаций)

0

15

15

15

55

100



Таблица 2

План мероприятий ("дорожная карта") по развитию автомобильного туризма в автономном округе на 2025 - 2030 годы


N п/п

Наименование мероприятия

Ответственный исполнитель (соисполнители)

Срок исполнения

Источник финансирования

Результат

1

2

3

4

5

6

1.

Утверждение перечня автомобильных туристических маршрутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, перечень)

Деппромышленности Югры,

Депдорхоз и транспорта Югры

до 1 февраля 2025 года

приведение автомобильных туристических маршрутов в автономном округе в нормативное состояние и размещение на них объектов придорожного сервиса

2.

Создание объекта "Мостовой переход через реку Обь в районе г. Сургут"

Депдорхоз и транспорта Югры, казенное учреждение автономного округа "Управление автомобильных дорог" (по согласованию)

до 31 декабря 2027 года

государственная программа автономного округа "Современная транспортная система", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 559-п, с учетом федерального бюджета и внебюджетных средств

создан мостовой переход через реку Обь в районе г. Сургут мощностью 45,56 км с площадкой для размещения не менее 2 многофункциональных зон

3.

Создание глэмпинговой зоны на объекте "Этнодеревня в городе Когалыме" для размещения автодомов

Деппромышленности Югры, администрация городского округа Когалым (по согласованию)

до 31 декабря 2028 года

внебюджетные средства

создана глэмпинговая зона на объекте "Этнодеревня в городе Когалыме" для размещения не менее 1 автодома

4.

Формирование земельных участков в целях создания многофункциональной зоны для строительства объектов придорожного сервиса на объекте "Ворота в Югру" в городе Югорске

Деппромышленности Югры, администрация городского округа Югорск (по согласованию)

до 31 декабря 2025 года

местный бюджет

поставлены на кадастровый учет земельные участки в целях создания многофункциональной зоны для строительства объектов придорожного сервиса на объекте "Ворота в Югру" в городе Югорске

5.

Строительство парковки на объекте "Ворота в Югру" в городе Югорске, в том числе для автобусов, перевозящих экскурсионные группы

Деппромышленности Югры, администрация городского округа Югорск (по согласованию)

до 31 декабря 2028 года

местный бюджет, внебюджетные средства

создана парковка на объекте "Ворота в Югру" в городе Югорске для размещения не менее 5 автобусов, перевозящих экскурсионные группы

6.

Размещение информационных материалов (публикаций) об автомобильных маршрутах и объектах туризма на данных маршрутах в сети Интернет, социальных сетях

Деппромышленности Югры

до 31 декабря 2030 года

государственная программа автономного округа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 555-п

размещено не менее 100 информационных материалов (публикаций) об автомобильных маршрутах и объектах туризма на данных маршрутах в сети Интернет, социальных сетях

7.

Создание объектов туризма на автомобильных туристических маршрутах автономного округа

Деппромышленности Югры

до 31 декабря 2030 года

государственная программа автономного округа "Развитие промышленности и туризма", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 555-п

предоставлены субсидии на создание не менее 4 объектов туризма на автомобильных туристических маршрутах автономного округа

".


2. Настоящее постановление вступает в силу с даты его подписания.



Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Р.Н.КУХАРУК

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»