ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 апреля 2024 года № 1025-р
[О Концепции развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года]
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция).
2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Концепции при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
3. Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить до 25 декабря 2024 г. в Правительство Российской Федерации проект программы развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
4. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации руководствоваться Концепцией при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития автомобильного туризма в Российской Федерации.
5. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий в рамках Концепции, осуществлять за счет и в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на указанные цели в соответствующем финансовом году и плановом периоде, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Концепция развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года
Концепция развития автомобильного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (далее - Концепция) является документом планирования, определяющим цели, задачи и приоритетные направления развития автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры на указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом международных норм, стандартов и сложившейся практики.
Концепция разработана во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений по итогам совещания Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации 2 мая 2023 г. (от 16 мая 2023 г. № Пр-989) и подпункта "б" пункта 5 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Восточного экономического форума 10-13 сентября 2023 г. (от 11 ноября 2023 г. № Пр-2246), а также в рамках Указа Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. № 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. № 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма" (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие туризма"), Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. № 2129-р (далее - Стратегия развития туризма), Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р (далее Транспортная стратегия Российской Федерации), и паспорта национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Целями Концепции являются создание условий для комплексного развития автомобильного туризма на территории Российской Федерации, создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам и условий для строительства и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, обеспечение доступности к местам и объектам туристского показа, повышение качества предоставляемых услуг, в том числе на объектах в составе многофункциональных зон дорожного сервиса.
Задачами Концепции являются:
совершенствование нормативно-правовой базы и подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в целях обеспечения условий для развития автомобильного туризма, а также сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры;
обеспечение синхронизации действующих мер государственной поддержки, предоставляемых заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации, и подготовки предложений о новых мерах государственной поддержки в целях создания и развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, а также условий для развития автомобильного туризма;
создание условий для совершенствования и развития сети автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, непосредственно обеспечивающих доступ к местам и объектам туристского показа, сети многофункциональных зон дорожного сервиса в целях развития автомобильного туризма;
обеспечение автомобильных дорог качественной мобильной связью и интернет-соединением, а также цифровыми сервисами;
создание сети национальных и межрегиональных туристских автомобильных маршрутов на территории Российской Федерации, в том числе соединяющих г.Санкт-Петербург с г.Владивостоком;
повышение качества обслуживания и безопасности участников дорожного движения на автомобильных дорогах по пути следования к объектам туристского показа;
модернизация существующей и развитие современной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на автомобильных дорогах и в местах непосредственной близости от объектов туристского показа;
обеспечение условий для расширения международного и трансграничного сотрудничества в области автомобильного туризма на наиболее значимых туристских направлениях;
увеличение объема и повышение конкурентоспособности туристских продуктов, включая автомобильные, автобусные экскурсионные туры и другие предложения, в том числе путем повышения квалификации и роста числа туроператоров в указанной сфере;
создание предпосылок для развития производства отечественных транспортных средств, оборудования и продукции, предназначенных для автомобильного туризма;
повышение удобства поездок на территории Российской Федерации и обеспечение доступности туристских продуктов, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание предпосылок для социально-экономического развития территорий и развития новых опорных точек экономического роста;
создание условий для формирования новых рабочих мест различной квалификации и специализации;
создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие необходимой сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, в том числе для организаций из смежных отраслей экономики;
создание условий для развития предпринимательства через механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог.
При разработке, корректировке и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, мастер-планов развития туристских территорий, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ в сфере автомобильного туризма и создания объектов сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры могут учитываться мероприятия в рамках Концепции.
Термины, используемые в Концепции, употребляются в значениях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исследование зарубежного опыта показывает, что автомобильный туризм активно развивается в ряде стран, схожих по природно-климатическим условиям с Российской Федерацией, в связи с чем может быть адаптирован в том числе в части создания необходимых объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры, включающей объекты дорожного сервиса, многофункциональные зоны дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и иные объекты.
В настоящее время происходит смещение приоритетных видов отдыха в направлении путешествий, связанных с посещением объектов культурного, природного и исторического наследия, а также туристских поездок к местам проведения мероприятий.
Характер природных условий, климатические и ландшафтные особенности территорий и наличие культурно-исторических объектов оказывают влияние на выбор мест для путешествия и построения маршрута туристов, путешествующих на автомобилях, автобусах, автодомах или мототехнике (далее - автотуристы).
Природно-экологические факторы развития автомобильного туризма связаны с наличием природных туристско-рекреационных ресурсов, наличием промысловых ресурсов для охоты, рыбной ловли, сбора грибов, ягод, лечебных растений и особо охраняемых природных территорий.
Историко-культурная база оказывает существенное влияние на развитие автомобильного туризма и включает как материальные, так и нематериальные объекты привлечения туристов. К материальным объектам привлечения туристов относятся градостроительные памятники, архитектурные комплексы, исторические места, произведения искусства. К нематериальным объектам привлечения туристов относятся культура, искусство, наука, история, традиции, религия, народный эпос территории и др.
Объекты культурного и исторического наследия являются не только основой для реализации познавательных путешествий, но также предоставляют местному населению возможность делиться историей с туристами, сохранять свое историко-культурное наследие, поддерживать объекты туристского показа.
Культурный потенциал региона выражается в его историческом наследии. Большинство направлений для автомобильного туризма формируется на основании исторических особенностей регионов. Наличие объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, уникальных исторических памятников и особо охраняемых мест может предопределить успешное развитие автомобильного туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами содействует развитию автомобильного туризма.
Регион, принимающий автотуристов, должен предлагать широкий ассортимент сувенирной продукции, выполненной местными мастерами и ремесленниками. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары должны быть доступны и продаваться в удобно расположенных магазинах и торговых точках. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазины в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Такие объекты торговли сувенирной продукцией являются точками притяжения и вызывают большой интерес у автотуристов.
Уровень индустриального развития региона также является мотивом для привлечения определенной категории автотуристов, в том числе иностранных туристов, интересующихся показателями экономики другой страны, промышленностью и производимой продукцией.
Одним из важных видов туризма являются поездки верующих к географическим местам и реликвиям, имеющим важное значение в отдельно взятых религиях. Мотивами к паломническому автомобильному туризму являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, желание участвовать в культовых обрядах и др.
Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяйства, предлагающие местную сельскохозяйственную продукцию, являются важным звеном в туристском обслуживании. Развитие сельского туризма напрямую связано с гастрономическим туризмом (производством вина, сидра, домашнего сыра и других видов продукции).
Национальная кухня является важным элементом культуры региона. Автотуристы, путешествуя по региону, могут попробовать национальные блюда данного региона, узнав об особенностях традиций их приготовления. Особенности национальной кухни, ассортимент блюд и их качество могут оставить положительное впечатление не только об отдыхе, но и о регионе.
В 2023 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование по вопросу автомобильного туризма на территории Российской Федерации. По результатам проведенного исследования выявлено, что более трети россиян (39 процентов) за последние 5 лет совершали туристские поездки на автомобильном транспорте.
Отдых на природе, экскурсии и посещение достопримечательностей - главные составляющие путешествий для российских автотуристов (67 процентов и 62 процента соответственно в группе имеющих опыт таких поездок). Более половины опрошенных (57 процентов) также отметили, что дальние поездки на машине сопровождаются пляжным отдыхом на море, 43 процента опрошенных посещают храмы, соборы и другие религиозные места (среди граждан в возрасте старше 60 лет - 60 процентов), 39 процентов опрошенных считают важным ознакомиться с местной кухней (среди молодежи 18-24 лет - каждый второй (48 процентов), 25 процентов опрошенных выбирают активный досуг, а именно поездки на фестивали, концерты и другие мероприятия, 23 процента опрошенных предпочитает тихий и спокойный отдых в кемпинге, 18 процентов опрошенных выбирают экстремальные виды туризма.
На основе проведенных исследований также получены данные, определяющие выбор в пользу путешествий на автомобиле как в связи с личными предпочтениями россиян посещать популярные и отдаленные туристские направления страны, так и в связи:
со свободой и гибкостью передвижения ("куда захотели, туда и поехали" либо "возможны остановки или смена маршрута" - 49 процентов, "можно путешествовать в любое время" - 17 процентов, "мобильность либо доступность" - 12 процентов, "независимость от каких-либо факторов" - 11 процентов, "возможность добраться в труднодоступные места" - 3 процента);
с возможностью экономии средств и времени ("более экономно" либо "бюджетно либо дешево" - 27 процентов, "дорогие билеты" - 1 процент, "можно быстрее перемещаться либо добираться" - 5 процентов);
с условиями для комфортного передвижения ("более комфортно" либо "удобно передвигаться" - 22 процента);
с большим количеством предоставляемых возможностей ("больше можно увидеть или посетить либо красота природы" - 16 процентов, "возможность взять большее количество вещей" - 6 процентов, "возможность переночевать в автомобиле", "можно взять с собой животных", "больше возможностей (без уточнения)" - по 1 проценту);
с условиями для выбора окружения в поездке ("едешь с родственниками либо друзьями" либо "приятное общение" - 6 процентов, "знакомство с новыми людьми" - 1 процент).
Таким образом, к основным преимуществам автомобильного туризма относятся свобода передвижения (49 процентов), экономия средств (27 процентов), комфорт и удобство передвижения (22 процента).
Предпочтения российских автотуристов по формату отдыха зависят от региона проживания. Так, отдых на море чаще предоставляется жителям Южного федерального округа (72 процента) и Дальневосточного федерального округа (85 процентов), посещение храмов, соборов - жителям Центрального федерального округа (53 процента). Жители Северо-Кавказского федерального округа чаще других предпочитают гастрономический туризм (66 процентов), а Сибирского федерального округа - отдых на природе (88 процентов), в кемпинге (45 процентов), поездки на мероприятия (38 процентов) и по экстремальным местам (34 процента).
В настоящее время основные межрегиональные маршруты автомобильного туризма концентрируются в южных регионах Российской Федерации (Республика Крым и г.Севастополь, Ростовская область и Волгоградская область, Ставропольский край и Краснодарский край и др.), обеспечивая основной сезонный поток на побережье в летний период времени, а также по направлению следования в г.Санкт-Петербург (автомобильные дороги федерального значения М-10 "Россия" и М-11 "Нева").
Вопрос развития автомобильного туризма с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе многофункциональных зон дорожного сервиса и кемпингов, актуален как на территориях указанных субъектов Российской Федерации, так и в регионах восточного направления Российской Федерации по маршрутам следования главных транспортных артерий страны (автомобильные дороги федерального значения М-5 "Урал", М-7 "Волга", М-11 "Нева", М-12 "Восток", Р-254 "Иртыш", Р-255 "Сибирь", Р-297 "Амур", А-370 "Уссури" и др.), включая автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения как непосредственно обеспечивающие доступ к объектам туристского показа, в том числе по направлениям, ведущим к туристским макротерриториям, а также по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток в рамках пилотного проекта.
Динамика развития туристской отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Развитие внутреннего туризма имеет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики Российской Федерации. Рост конкурентоспособности и раскрытие потенциала туристской отрасли Российской Федерации будут зависеть от повышения уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, ее транспортной доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования.
Одним из важных импульсов развития туристской отрасли в настоящее время стала переориентация профессиональных участников рынка национальной туристской индустрии и жителей Российской Федерации на внутренний туризм, сопровождающаяся разработкой новых предложений (маршрутов, в том числе комплексных, а также авторских туров).
В ближайшее время прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что дает возможность воспользоваться ситуацией в части импортозамещения продукции и услуг, а также развития внутренних туристских маршрутов.
При этом влияние на спрос туристских продуктов на территории Российской Федерации оказывает высокая стоимость транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений, в том числе ввиду ограничений их провозной способности.
В связи с этим актуальным становится автомобильный туризм как разновидность более выгодных для бюджета семьи и компаний путешествий, в которых основным средством передвижения по обозначенному маршруту туриста является персональный автомобиль, автобус, мотоцикл или автодом в целях посещения культурно-познавательных, спортивных, досугово-рекреационных и оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках профессионально-делового туризма. В настоящее время доля поездок на личном транспорте на территории Российской Федерации стремительно растет. Согласно цели "Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма" Транспортной стратегии Российской Федерации транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 году увеличится в 1,5 раза.