В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 14 сентября 2011 г. N 303-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель
Правительства края
Д.В.Демешин
"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 14 сентября 2011 г. N 303-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в Хабаровском крае (далее также - коренные народы), являются особой группой населения Российской Федерации, проживающей на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющей традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность, промыслы, самобытную культуру, влияющую на их самоидентификацию и образ жизни.
Малая численность представителей коренных народов, зависимость их национальной самобытности от сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, культуры и духовных ценностей обуславливает необходимость государственной поддержки этих народов и обеспечение их прав и законных интересов.
Хабаровский край (далее также - край) является крупнейшим регионом Российской Федерации по численности коренных народов. Согласно Всероссийской переписи населения 2020 года на его территории проживает 21 456 человек, относящихся к коренным народам, что составляет 1,7 процента от численности жителей края.
Край занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по числу коренных народов. Коренные народы представлены в крае 31-м народом, большинство из них относятся к восьми этносам (нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки и эвены), для которых край является исторической родиной. Представители этих народов составляют 98,7 процента от общей численности коренных народов.
Большинство лиц, относящихся к коренным народам, осуществляют свою жизнедеятельность в сельских населенных пунктах края (78,0 процентов от общей численности коренных народов).
Учитывая исторически сложившееся расселение коренных народов, вся территория края отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов.
Географическое расположение края предопределило характерные способы жизнеобеспечения коренных народов, к которым относятся рыболовство, охота, оленеводство и другие этнообразующие виды деятельности, позволяющие сохранять традиционный, самобытный уклад жизни коренных народов.
Государственная политика, проводимая Правительством края в отношении коренных народов, является частью социально-экономической и национальной политики Российской Федерации, и осуществляется путем реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа), целью которой является создание в крае условий для развития коренных народов на основе сохранения традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, самобытной культуры и духовных ценностей.
Учитывая определенные положительные результаты, достигнутые в данной сфере управления, необходимость поддержки коренных народов остается актуальной.
Основные проблемы в данной сфере вызваны несовершенством нормативной правовой базы в области традиционного природопользования, низким уровнем экономической активности и социального положения граждан из числа коренных народов, высоким уровнем материальных расходов при осуществлении традиционной хозяйственной деятельности, которая зачастую является единственным источником жизнеобеспечения для данной группы населения.
Неразвитая инфраструктура мест традиционного проживания, отдаленность населенных пунктов от районных центров и крупных городов сохраняет необходимость развивать формы самозанятости населения, обучение их востребованным профессиям, собственному делу.
Из числа трудоспособного населения 48,8 процента лиц, относящихся к коренным народам, имеют только общее образование. Сохраняется тенденция ослабления кадрового состава учреждений здравоохранения, образования, культуры в сельских населенных пунктах, где проживает большинство лиц, относящихся к коренным народам. В связи с этим вопросы поддержки молодежи, поступающей в высшие и средние профессиональные учебные заведения края, повышения уровня общеобразовательной подготовки, содействия в процессе обучения, предоставления социальной помощи студентам из малоимущих семей, стимулирования лучших студентов из числа лиц, относящихся к коренным народам, не теряют своего значения.
В современных условиях развития общества обострилась проблема утраты интереса у детей и молодежи из числа лиц, относящихся к коренным народам, к традиционному образу жизни, хозяйственной деятельности, промыслам, сохранению самобытной культуры, изучению родных языков коренных народов. Одним из возможных путей решения является проведение мероприятий по реформированию воспитания и обучения подрастающего поколения с учетом традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности, изучение родных языков и культуры, популяризация видов традиционной хозяйственной деятельности, в том числе путем участия детей и молодежи в проводимых районных (межрайонных), краевых и общероссийских мероприятиях.
Обеспечение прав коренных народов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности с учетом имеющейся специфики жизнедеятельности решается путем предоставления муниципальным образованиям края субсидий из краевого бюджета, источником которых являются в том числе средства федерального бюджета, на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края в соответствии с приложениями N 1 - 3 к настоящей государственной программе.
Комплекс вопросов, сохраняющихся в данной сфере управления, требует внимания и согласованных действий на всех уровнях власти и должен решаться при активном участии институтов гражданского общества коренных народов.
Реализация государственной программы будет способствовать проведению единой государственной политики в сфере экономического и социального развития коренных народов и применению общих подходов при решении возникающих проблем, что позволит и дальше обеспечить в крае стабильное функционирование системы защиты прав коренных народов.
Государственная политика в сфере реализации государственной программы осуществляется в соответствии с приоритетами и целями государственной политики, установленными на федеральном уровне Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (далее - Указ Президента РФ N 309), Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 132-р; на краевом уровне - Законом Хабаровского края от 23 апреля 2014 г. N 358 "О поддержке коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, Концепцией государственной политики Хабаровского края в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае, на 2015 - 2030 годы, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 9 июня 2015 г. N 342-рп.
Основным приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является содействие дальнейшему укреплению социально-экономического потенциала коренных народов на основе защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, сохранения и развития самобытной культуры.
Государственная программа в соответствии с Указом Президента РФ N 309 в рамках национальной цели "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности" (далее - национальная цель) направлена на достижение целевого показателя "Создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей".
В соответствии с национальной целью и приоритетами государственной политики целями реализации государственной программы являются:
1) сохранение традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, повышение уровня жизни коренных народов путем оказания финансовой поддержки не менее 19 получателям, в том числе муниципальным образованиям края, социально ориентированным некоммерческим организациям, общинам коренных народов, оленеводческим хозяйствам, до 2030 года.
Для достижения цели государственной программы, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- реализация мер системной поддержки муниципальных образований края, на территории которых проживают коренные народы;
- осуществление усиления роли социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации общественных инициатив по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов, сохранению и развитию своей самобытной культуры, а также сохранение и развитие традиционной хозяйственной деятельности коренных народов;
2) сохранение традиционных промыслов коренных народов, повышение образовательного уровня, укрепление здоровья, обеспечение социальной защиты коренных народов, повышение их самосознания и общественной активности путем проведения до 20 мероприятий, направленных на социально-экономическое и культурное развитие коренных народов, ежегодно до 2030 года.
Для достижения цели государственной программы, указанной в абзаце первом настоящего подпункта, необходимо обеспечить выполнение следующих задач:
- осуществление доступа лиц, относящихся к коренным народам, к услугам в сфере образования, социальной поддержки и иным видам;
- осуществление повышения правовых знаний и организация информационно-консультационной поддержки коренных народов в целях обеспечения прав коренных народов.
Выполнение задач государственной программы обеспечивается путем реализации отраслевого (ведомственного) проекта "Поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае", а также комплекса процессных мероприятий "Содействие развитию традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности в целях социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае".
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ КРАЕВОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ НА СОФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПИТАНИЕМ, ОДЕЖДОЙ, ОБУВЬЮ И МЯГКИМ ИНВЕНТАРЕМ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД В ПРИШКОЛЬНЫХ ИНТЕРНАТАХ, РОДИТЕЛИ КОТОРЫХ ВЕДУТ КОЧЕВОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
1. Настоящий Порядок определяет условия, цели и порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края (далее также - край) на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по реализации мероприятий по обеспечению питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем детей из числа коренных народов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни (далее - субсидия).
2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения по реализации мероприятий по обеспечению питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем детей из числа коренных народов, проживающих в учебный период в пришкольных интернатах, родители которых ведут кочевой образ жизни (далее - мероприятия).
3. Субсидия предоставляется министерством образования и науки края (далее - министерство) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период (далее - закон о краевом бюджете) и (или) сводной бюджетной росписью краевого бюджета на цели предоставления субсидии, по результатам отбора муниципальных образований края для предоставления субсидии в соответствии с настоящим Порядком (далее - отбор).
4. Условия предоставления субсидии:
1) наличие муниципальной программы, утверждающей перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, целевые показатели и объем финансирования мероприятий (далее - муниципальная программа);
2) заключение соглашения (дополнительного соглашения) между министерством и муниципальным образованием края о предоставлении из краевого бюджета субсидии бюджету муниципального образования края на софинансирование расходных обязательств муниципального образования края в соответствии с Порядком формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 7 мая 2019 г. N 181-пр (далее - Порядок N 181-пр), с типовой формой соглашения, утвержденной министерством финансов края (далее - соглашение), содержащего в том числе обязательства муниципального образования края по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных соглашением обязательств;