МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 23 июля 2024 года N 27-п
О внесении изменений в приказ Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 8 июля 2019 года N 1-п
Внести в приложение "Региональные нормативы градостроительного проектирования по Омской области" к приказу Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области от 8 июля 2019 года N 1-п следующие изменения:
1) в абзаце третьем параграфа 1.3 слова "от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" заменить словами "от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года";
2) абзац второй пункта 1.6.1 параграфа 1.6 изложить в следующей редакции:
"Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон (в части жилых зон), предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности местами хранения велосипедов и иных средств индивидуальной мобильности приведены в таблице N 27.";
3) строку "Примечания" таблицы N 27 изложить в следующей редакции:
Примечания: "1. Размещение мест постоянного хранения индивидуального автотранспорта в границах земельного участка допускается в подземных, полуподземных стоянках, многоуровневых пристроенных, отдельно стоящих стоянках или на плоскостных открытых стоянках. 2. В границах земельного участка многоквартирного дома размещается не менее 30% от общей потребности в местах хранения индивидуального автотранспорта. Для точечной застройки - не менее 70% от общей потребности. Прочие места постоянного хранения индивидуального автотранспорта, расположенные вне границ земельного участка многоквартирного дома, должны быть размещены в пределах 800 м от многоквартирного дома, в границах планировочного микрорайона. При отсутствии утвержденной схемы планировочных элементов - в границах магистральных улиц. 3. Допускается снижение значения расчетного показателя обеспеченности местами постоянного хранения для многоквартирного дома на 10% для территорий, на которых реализуются проекты комплексного развития территории. 4. Допускается снижение значения расчетного показателя обеспеченности местами постоянного хранения для многоквартирного дома на 20% при расположении многоквартирного дома в нормативной территориальной доступности от остановок общественного транспорта, через которые проходят магистральные маршруты городского пассажирского общественного транспорта. 5. Допускается снижение значения расчетного показателя обеспеченности местами постоянного хранения для многоквартирного дома на 40% при расположении многоквартирного дома на расстоянии не более 800 м от существующей или планируемой к размещению трамвайной линии. При условии, что планируемая к размещению трамвайная линия предусмотрена документами территориального планирования и документацией по планировке территории (проектом планировки линейного объекта). 6. Проценты допустимого снижения значения расчетного показателя обеспеченности местами постоянного хранения для многоквартирного дома не суммируются. При наличии нескольких условий, позволяющих снижение расчетного показателя, допускается выбирать максимальный. 7. Потребность в местах постоянного хранения для многоквартирного дома допускается обеспечивать за счет мест временного хранения, размещаемых для отдельно стоящих объектов социальной инфраструктуры, объектов коммерческого назначения (за исключением апартаментов), расположенных не далее 800 м от многоквартирного дома и при условии свободного доступа на места временного хранения неограниченного круга лиц в целях их совместного использования. Возможность использования мест временного хранения для жителей многоквартирных домов должна быть обоснована расчетом в проекте планировки территории. 8. В случае выделения в многоквартирном доме доли жилых помещений, передаваемых для обеспечения социальных групп, рассчитывать обеспеченность местами постоянного хранения для данной части многоквартирного дома из расчета 1 машино-место на 150 кв.м общей площади жилых помещений, передаваемых для обеспечения социальных групп. Под социальной группой понимаются следующие категории граждан: а) участники долевого строительства многоквартирных домов, перед которыми застройщики не выполнили свои обязательства по завершению строительства многоквартирных домов в срок, предусмотренный договором участия в долевом строительстве; б) собственники или наниматели жилого помещения по договору социального найма при переселении из аварийного жилого помещения; в) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеют права на имущество и жилое помещение. 9. Сокращение расчетного показателя обеспеченности местами постоянного хранения для многоквартирного дома возможно только при наличии соответствующего обоснования в документации по планировке территории, в том числе закреплении показателей в характеристиках планируемого развития территории в границах элемента планировочной структуры, для зоны планируемого размещения объектов капитального строительства. 10. Места хранения велосипедов и иных средств индивидуальной мобильности допускается размещать внутри объекта капитального строительства в специально оборудованном для этого помещении." |
4) абзац третий пункта 1.6.1 параграфа 1.6 изложить в следующей редакции:
"Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон (в части общественно-деловых зон), минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон приведены в таблице N 28.";
5) в таблице N 30:
- в графе "Значение расчетного показателя" нормируемого расчетного показателя "Уровень обеспеченности, мест на 1000 человек общей численности населения" вида объекта "Дошкольные образовательные организации" цифры "65" заменить цифрами "50";
- в графе "Значение расчетного показателя" нормируемого расчетного показателя "Уровень обеспеченности, мест на 1000 человек общей численности населения" вида объекта "Общеобразовательные организации" цифры "130" заменить цифрами "95";
6) абзац первый подпункта 1.6.5.5 пункта 1.6.5 параграфа 1.6 изложить в следующей редакции:
"Предельное значение расчетного показателя минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и предельные значения расчетных показателей, устанавливаемые для объектов местного значения городского округа, формирующих общественные пространства, в том числе для объектов благоустройства и озеленения, массового отдыха, приведены в таблице N 36.";
7) абзац третий строки "Примечания" таблицы N 37 изложить в следующей редакции:
"3. Не менее 20% озеленения должно быть интенсивного типа с посадкой крупных кустарников, деревьев, многолетних травянистых растений и созданием различных типов газонов. Озеленение на земельном участке может размещаться на застроенных частях земельного участка (в том числе на надземных частях зданий и сооружений) не выше отметки пола второго надземного этажа здания, для земельных участков с уклоном 5% и более - не выше отметки пола третьего надземного этажа здания, но не выше отметки пола первого жилого этажа, с обеспечением беспрепятственного доступа жителей, в том числе с организацией входных групп. Не менее 50% озеленения должно быть полуинтенсивного типа, включая посадку различных типов газона, травянистых и в отдельных случаях древесных растений.";
8) в пункте 1.7.1 параграфа 1.7:
- абзац первый после таблицы N 40 изложить в следующей редакции:
"Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон (в части жилых зон) приведены в таблице N 41.";
- абзац первый после таблицы N 41 изложить в следующей редакции:
"Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон (в части общественно-деловых зон), минимально допустимого количества машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон приведены в таблице N 42.";
9) абзац первый пункта 1.7.3.1 параграфа 1.7 изложить в следующей редакции:
"Предельное значение расчетного показателя минимально допустимой площади озелененных территорий общего пользования в границах поселений и предельные значения расчетных показателей, устанавливаемые для объектов местного значения поселения Омской области в области благоустройства территории, организации массового отдыха населения, приведены в таблице N 44.";
10) абзац одиннадцатый пункта 2.2.2.1 параграфа 2.2.2 изложить в следующей редакции:
"Минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых в непосредственной близости от отдельно стоящих объектов капитального строительства в границах жилых и общественно-деловых зон, минимально допустимое количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на стоянках автомобилей, размещаемых у границ лесопарков, зон отдыха и курортных зон приняты исходя из прогнозируемого уровня обеспеченности индивидуальными легковыми автомобилями при условии, что каждый автомобиль обеспечен местом для стоянки. Нормирование данного расчетного показателя на единицу площади позволяет производить расчет унифицировано для объектов различного класса, независимо от сложившейся обеспеченности жилой площадью на 1 человека.";
11) подпункт 2.2.2.3 пункта 2.2.2 параграфа 2.2 после абзаца пятого дополнить абзацами следующими содержания:
"Предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения городского округа в области образования (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации) уточнены с учетом демографической ситуации и прогноза ее изменения, современного уровня обеспеченности населения объектами образования, объективной потребности граждан городского округа в услугах общего образования, роли негосударственного и частного сектора по предоставлению образовательных услуг, планируемых целевых показателей социально-экономического развития документов стратегического планирования.
Дошкольные образовательные организации
В городе Омске за период 2023 года доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет составила 73,5%, увеличивших по отношению к 2019 году на 7,0%. Увеличение охвата детей дошкольной образовательной услугой и (или) услугой по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях обоснована в том числе и сокращением детского контингента.
Устойчивая тенденция сокращения детского контингента наблюдается на протяжении всего рассматриваемого периода с 2019 по 2023 гг. (сокращение на 20,9%). На начало 2023 года число детей в возрасте 1 - 6 лет составило 71,2 тыс. человек или 6,4% от общей численности населения г. Омска.
В 2024 году количество свободных мест в дошкольных образовательных организациях города составляло 3025 мест, то есть актуальная очередность на предоставление мест в дошкольные образовательные организации отсутствовала.
Таким образом, учитывая фактическую численность воспитанников дошкольных образовательных организаций и отсутствие актуальной очередности на предоставление мест в дошкольные образовательные организации, в расчете на 1000 человек общей численности населения за период 2019 - 2023 гг. приходилось не более 52 мест в дошкольных образовательных организациях.
Таблица 2 - Анализ демографической ситуации и современного уровня обеспеченности населения дошкольными образовательными организациями:
Наименование показателя | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
Общая численность населения, тыс. человек | 1164,8 | 1154,5 | 1139,9 | 1126,2 | 1110,8 |
Численность населения в возрасте 1 - 6 лет (включительно), тыс. человек | 90,1 | 86,7 | 82,1 | 76,7 | 71,2 |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет в общей численности населения, % | 7,7 | 7,5 | 7,2 | 6,8 | 6,4 |
Численность воспитанников, посещающих дошкольные образовательные организации, тыс. человек | 60,7 | 59,5 | 57,7 | 55,5 | 52,6 |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, % | 68,7 | 68,6 | 70,6 | 72,0 | 73,5 |
Число мест в дошкольных образовательных организациях на 1000 человек (исходя из фактической численности воспитанников) | 52,1 | 51,5 | 50,7 | 49,2 | 47,3 |
В соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке нормативов градостроительного проектирования, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 февраля 2021 года N 71, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности инфраструктурными объектами должны быть взаимоувязаны с планируемыми показателями социально-экономического развития документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также учитывать прогноз изменения демографической ситуации.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года (утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п) к числу задач социально-экономического развития региона отнесена задача по формированию эффективной демографической политики, направленная на снижение миграционного оттока населения Омской области и восстановление естественного прироста населения. При дальнейшей прогнозируемой убыли населения региона на период до 2030 года в целом (на 6,8% относительно уровня 2020 года) прогнозируется постепенное сокращение ежегодных темпов убыли.
Ожидаемым результатом муниципальной программы города Омска "Развитие образования" (утв. постановлением Администрации города Омска от 10 октября 2022 года N 774-п) является рост доли детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет к 2030 году до 100%. Однако достижение стопроцентной обеспеченности детей муниципальными образовательными организациями к установленному сроку маловероятно и избыточно. Уже на период 2019 года 2,4 тыс. детей посещало частные детские сады (или 2,7% от общего числа детей в возрасте 1 - 6 лет). Ежегодно в городе увеличивается количество детских центров, осуществляющих услугу по присмотру и уходу за детьми.";
12) абзац первый подпункта 2.2.2.9 пункта 2.2.2 параграфа 2.2 изложить в следующей редакции:
"Расчетные показатели в отношении объектов благоустройства и организации массового отдыха населения, в том числе минимально допустимая площадь озелененных территорий общего пользования в границах городских округов и поселений, установлены с учетом раздела 9 СП 42.13330.2016, климатических особенностей и принадлежности территорий Омской области к определенным природным зонам - лесным, лесостепным, степным в соответствии с СП 131.13330.2020 "СНиП 23-01-99 Строительная климатология", сложившейся практики проектирования и строительства данных объектов, исходя из анализа потребности населения в данных объектах и возможностей территории.".
Министр
А.В.Рашко