(с изменениями на 14 октября 2024 года)
(в ред. Постановлений Администрации города Омска от 13.01.2023 N 8-п, от 17.04.2023 N 372-п, от 10.05.2023 N 436-п, от 31.07.2023 N 685-п, от 16.08.2023 N 725-п, от 14.09.2023 N 804-п, от 19.01.2024 N 26-п, от 22.02.2024 N 139-п, от 18.06.2024 N 483-п, от 06.08.2024 N 611-п, от 23.08.2024 N 656-п, от 14.10.2024 N 799-п)
Руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Омска, Решением Омского городского Совета от 19 декабря 2018 года N 101 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Омска до 2030 года", постановлением Администрации города Омска от 2 августа 2013 года N 864-п "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Омска, их формирования и реализации, Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Омска", распоряжением Администрации города Омска от 15 июня 2022 года N 121-р "О разработке проекта муниципальной программы города Омска "Развитие образования", постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу города Омска "Развитие образования" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2023 года.
3. Департаменту информационной политики Администрации города Омска опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить в сети "Интернет" на официальном сайте Администрации города Омска.
Мэр города Омска
С.Н.Шелест
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
города Омска "Развитие образования"
(в ред. Постановлений Администрации города Омска от 13.01.2023 N 8-п, от 17.04.2023 N 372-п, от 10.05.2023 N 436-п, от 31.07.2023 N 685-п, от 16.08.2023 N 725-п, от 14.09.2023 N 804-п, от 19.01.2024 N 26-п, от 22.02.2024 N 139-п, от 18.06.2024 N 483-п, от 06.08.2024 N 611-п, от 23.08.2024 N 656-п, от 14.10.2024 N 799-п)
Наименование муниципальной программы города Омска (далее - муниципальная программа) | "Развитие образования" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы | Департамент образования Администрации города Омска |
Участники муниципальной программы | Департамент строительства Администрации города Омска, департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска, бюджетные учреждения, подведомственные департаменту образования Администрации города Омска (по согласованию) |
Сроки реализации муниципальной программы | С 1 января 2023 по 31 декабря 2030 года |
Цель и задачи муниципальной программы | Цель муниципальной программы - создание в системе общего образования и дополнительного образования равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации детей. Задачи муниципальной программы: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного качественного общего и дополнительного образования; 2) обеспечение доступности получения образования, улучшение условий, сохранение и улучшение здоровья обучающихся; 3) реализация полномочий по выплате компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми и в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними; 4) осуществление муниципальной политики Администрации города Омска, направленной на реализацию программ и мероприятий в области образования на территории города Омска |
Объем и источники финансирования муниципальной программы в целом и по годам ее реализации | На реализацию муниципальной программы планируется направить 89054302881,58 рубля, в том числе: - за счет средств бюджета города Омска - 39786717551,85 рубля; - за счет средств областного бюджета - 42539817116,81 рубля; - за счет средств федерального бюджета - 6727768212,92 рубля; в том числе по годам реализации: 1) в 2023 году - 17710313253,63 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 4497216428,63 рубля; - за счет средств областного бюджета - 11631449974,05 рубля; - за счет средств федерального бюджета - 1581646850,95 рубля; 2) в 2024 году - 20564946529,64 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 5476551494,45 рубля; - за счет средств областного бюджета - 12412923159,68 рубля; - за счет средств федерального бюджета - 2675471875,51 рубля; 3) в 2025 году - 16492218366,10 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 5178530505,42 рубля; - за счет средств областного бюджета - 9443067861,55 рубля; - за счет средств федерального бюджета - 1870619999,13 рубля; 4) в 2026 году - 14735313190,41 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 5082907581,55 рубля; - за счет средств областного бюджета - 9052376121,53 рубля; - за счет средств федерального бюджета - 600029487,33 рубля; 5) в 2027 году - 4887877885,45 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 4887877885,45 рубля; 6) в 2028 году - 4887877885,45 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 4887877885,45 рубля; 7) в 2029 году - 4887877885,45 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 4887877885,45 рубля; 8) в 2030 году - 4887877885,45 рубля; - за счет средств бюджета города Омска - 4887877885,45 рубля |
(в ред. Постановления Администрации города Омска от 06.08.2024 N 611-п) | |
Перечень подпрограмм муниципальной программы | - "Развитие дошкольного образования детей"; - "Развитие общего образования детей"; - "Развитие дополнительного образования детей"; - "Предоставление мер социальной поддержки в сфере охраны семьи и детства"; - "Реализация муниципальной политики Администрации города Омска в сфере образования" |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы <*> | 1. Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений. 2. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет. 3. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы |
________________
* Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы по годам и по итогам ее реализации приведены в приложении N 6 к настоящей муниципальной программе.
Развитие муниципальной системы образования в городе Омске осуществляется в рамках стратегических целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
В связи с этим целью развития муниципальной системы образования города Омска является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, путем создания благоприятных условий для самореализации каждого ребенка, укрепления и совершенствования педагогического потенциала, создания комфортных и безопасных условий на территории образовательных учреждений, поддержки и развития одаренных детей.
В настоящее время в муниципальной системе образования города Омска 356 бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска (из них: 148 средних общеобразовательных школы, 3 общеобразовательных школы-интерната, 2 вечерних, открытых (сменных) общеобразовательных школы, 183 дошкольных образовательных учреждений, 20 учреждений дополнительного образования).
Важнейшим экономическим приоритетом на современном этапе является повышение качества образования, в том числе путем реализации следующих мероприятий:
- строительства новых образовательных учреждений;
- проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- замены морально устаревающего материально-технического оснащения образовательного процесса большинства образовательных организаций, не позволяющего эффективно реализовывать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг для каждого человека.
Приоритетным направлением политики развития образования в сфере дошкольного образования является реализация комплекса мер по обеспечению доступности дошкольного образования.
Вследствие осуществления мероприятий по строительству в период 2019 - 2022 годов на территории города Омска введены в эксплуатацию 12 зданий дошкольных образовательных учреждений.
Реализованные системные меры по развитию дошкольного образования привели к снижению остроты проблемы его доступности.
Общее образование включает в себя четыре уровня, соответствующие уровням образовательных программ: дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование.
В муниципальной системе образования в последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования.
В 2020 - 2022 годах реализован комплекс мероприятий по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в муниципальных общеобразовательных организациях в рамках реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", направленного на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней:
оснащение общеобразовательных организаций современным цифровым технологическим оборудованием;
увеличение скорости подключения к сети "Интернет" с гарантированным интернет-трафиком;
обеспечение доступа к каталогам художественной и научно-популярной литературы, электронным образовательным ресурсам, контенту, направленному на получение дополнительного образования, подготовку к олимпиадам и для организации работы с одаренными детьми, лицами с ограниченными возможностями здоровья, образовательному контенту Российской электронной школы;
внедрение цифровых образовательных ресурсов (платформ) в образовательную деятельность.
Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.
Бюджетные образовательные учреждения города Омска обеспечены педагогическими работниками на 99 процентов, но наблюдается процесс старения кадров. В целях укрепления кадрового потенциала и поддержки молодых специалистов муниципальных образовательных организаций города Омска применяется система предоставления адресной поддержки педагогов в системе образования путем увеличения размера оклада в течение первых трех лет с даты трудоустройства по должности педагогического работника в соответствии с Положением об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений города Омска, бюджетных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 26 декабря 2008 года N 1175-п.
(в ред. Постановления Администрации города Омска от 17.04.2023 N 372-п)
Кроме того, организовано методическое сопровождение: проводятся консультации, открытые занятия как педагогами-стажистами, так и самими молодыми специалистами. Для эффективного использования потенциальных возможностей педагогов проводятся в том числе конкурсы профессионального мастерства.
Важнейшей составляющей образовательной политики муниципальной системы является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию детей и подростков, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует навыки здорового образа жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Бесплатные дополнительные образовательные услуги предоставляются детям в возрасте преимущественно с 5 лет до 18 лет.
Проводятся мероприятия по повышению эффективности и качества услуг в сфере дополнительного образования детей, включающие в себя функционирование эффективной сети учреждений дополнительного образования на территории города Омска, обеспечивающей повышение доступности и качества дополнительного образования детей посредством сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, интеграции их материально-технических и кадровых ресурсов.
В целях развития инфраструктуры дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ реализуется проект по созданию детских технопарков "Кванториум" и центров цифрового образования детей "IT-куб".
В целях реализации задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей реализуются дополнительные образовательные программы различных направленностей, а также внедрена система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
В области опеки и попечительства над несовершеннолетними на территории города Омска реализуется комплекс мер по укреплению института семьи и детства, профилактике социального сиротства, развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержке данной категории детей.
Управлением опеки и попечительства департамента образования Администрации города Омска ведется централизованный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Деятельность специалистов по опеке и попечительству ориентирована на приоритетность устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающую семью.
В данной сфере реализуется следующие гранты:
- президентский грант автономной некоммерческой организации "Гавань Надежды" - "Взрослеем вместе". Целью проекта является содействие социализации приемных и опекаемых детей и нормализации детско-родительских отношений в замещающих семьях группы риска по вторичному сиротству;
- областной грант Омского областного отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" - "Предотвратить вторичное социальное сиротство". В рамках гранта, опекуны (попечители) и подопечные участвуют в групповых тренингах, получают индивидуальные консультации специалистов (психотерапевт, психолог), посещают мероприятия (Новогодние спектакли, представления, концерты и др.), приходят в гости в приемные семьи, где есть возможность в неформальной обстановке пообщаться со всеми членами приемной семьи.