ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2024 года N 260-пП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2013 N 804-пП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ" (С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ)
В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 804-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (с последующими изменениями), изложив его в новой редакции:
"В соответствии с постановлениями Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" (с последующими изменениями) и от 13.10.2020 N 709-пП "Об организации проектной деятельности в Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области".
2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2014 и действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы общего и профессионального образования.
Председатель Правительства
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ
Утверждена
постановлением
Правительства Пензенской области
от 30 октября 2013 г. N 804-пП
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕНЗЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ"
1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
в сфере реализации государственной программы Пензенской
области "Развитие образования в Пензенской области"
Оценка текущего состояния отрасли образования
Пензенской области
Система образования Пензенской области в настоящее время включает в себя 306 школ, 178 детских садов, 133 учреждения дополнительного образования, 33 организации профессионального образования, 4 организации высшего образования и 5 филиалов. В образовательных организациях трудятся свыше 32 тысяч педагогических работников, вспомогательного и обслуживающего персонала.
На протяжении последних трех лет в Пензенской области наблюдается устойчивая тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных организаций за счет строительства новых зданий.
Благодаря участию региона в национальном проекте "Демография" с 2020 года в государственном секторе создано 1103 дополнительных места за счет строительства, приобретения зданий детских садов и пристроев к ним, капитального ремонта и перепрофилирования групп в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО). Показатель "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет" за счет проведения мероприятий по состоянию на 01.10.2023 составил 100%.
В регионе реализуется свыше 30 федеральных и региональных проектов в сфере образования: "500+", "Равенство образовательных возможностей", "Формирование и оценка функциональной грамотности как инструмент повышения качества общего образования в Пензенской области", "Школа Архимеда", "Физика", "Компьютерные науки", "Пенза - город трудовой доблести" и другие.
Пензенские выпускники ежегодно улучшают результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2023 году доля участников, получивших высокие результаты в диапазоне 81 - 100 баллов, составила 10,5%.
Получили 100 баллов по результатам ЕГЭ 57 выпускников, что выше результата 2022 года на 25 человек.
Одним из важных достижений системы образования региона является стабильное снижение количества выпускников, не преодолевших порог по учебным предметам, что говорит о хорошей базовой подготовке выпускников по выбранным учебным предметам (2022 г. - 684 чел., 2023 г. - 675 чел.).
Ежегодно свыше 10 тыс. учащихся принимают участие в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.
В 2022/2023 учебном году в заключительном этапе Всероссийской олимпиады пензенские ребята участвовали по 12 предметам, в 11 из них они стали победителями и призерами. Результативность участия пензенской команды ежегодно составляет 65 - 67%.
В Пензенской области с 2019 года успешно реализуются мероприятия национального проекта "Образование".
Так, в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" создано 99 центров "Точка роста", позволяющих расширить доступность качественного образования для школьников, проживающих в сельской местности.
В общеобразовательных организациях в рамках проекта проведен ремонт учебных помещений и оснащение современным оборудованием: цифровыми лабораториями по физике, химии, биологии; ноутбуками; многофункциональными устройствами; образовательными наборами по механике, мехатронике и робототехнике; образовательными наборами для изучения многокомпонентных робототехнических систем и манипуляционных роботов.
В 2024 году планируется открыть еще 72 центра "Точка роста".
В рамках реализации национального проекта "Образование" в Пензенской области открыто 3 школьных технопарка "Кванториум".
Кванториум - это инновационная площадка, оснащенная высокотехнологичным современным оборудованием, где проводится обучение школьников по ряду естественно-научных и инженерно-технических направлений. Основная его цель - подготовка со школьной скамьи высококвалифицированных инженерных кадров, разработка, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.
В Кванториумах установлено современное оборудование: цифровые микроскопы, роботы, флипчарты магнитно-маркерные, программные аппаратные комплексы, спектрофотометр. Материально-техническая база площадки даст возможность для организации внеурочной деятельности по инновационным направлениям.
В 2024 году планируется открыть еще 3 Кванториума.
В рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" 1 сентября 2023 года была открыта крупнейшая в Приволжском федеральном округе школа на 2425 человек.
Открытие нового учебного заведения в селе Засечное Пензенского района расширит возможности обучения. Школа рассчитана на 97 классов, что полностью удовлетворит потребность в учебных местах.
Всего с 2016 года создано 8995 новых мест в общеобразовательных организациях Пензенской области. В 2024 году планируется введение еще 1650 мест.
В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" с 2020 года начали работу 4 Центра цифрового образования "IT-куб", которые призваны обеспечить освоение детьми актуальных и востребованных знаний, навыков и компетенций в сфере информационных технологий, а также создание условий для выявления, поддержки и развития детских способностей и талантов, их профориентации, развития информационной, математической грамотности, формирования критического и креативного мышления.
Учащиеся центров на новом оборудовании осваивают актуальные программы в сфере информационных технологий. На занятиях Центра "IT-куб" учащиеся приобретают практические навыки и умения работы на ноутбуках, планшетах, современных роботах, изучают языки программирования и т.д. Дети постигают основы программирования, робототехники, кибергигиены, системного администрирования и мобильной разработки.
Центры располагают всеми необходимыми материально-техническими и педагогическими ресурсами для качественной реализации востребованных направлений дополнительного образования в сфере информационных технологий.
В 2024 году планируется открыть еще 1 Центр цифрового образования "IT-куб".
С 2020 года 291 образовательная организация обеспечена материально-технической базой (современным интерактивным и компьютерным оборудованием) для внедрения цифровой образовательной среды в рамках проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование".
В 2024 году планируется обеспечить еще 39 образовательных организаций.
Данное оборудование позволяет сделать процесс обучения комфортным и эффективным. На уроках обучающиеся и учителя могут воспользоваться верифицированным интерактивным контентом, что существенно повышает качество образования.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере
реализации государственной программы
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года" (с последующими изменениями) (далее - стратегия), приоритетное значение в регионе приобретает повышение эффективности и качества образования.
Данное направление обеспечит решение вопросов социально-экономического развития, общими целями которого являются:
- подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, к выполнению обязанностей гражданина, к самообразованию и труду;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Реализация государственной программы Пензенской области "Развитие образования в Пензенской области" (далее - государственная программа) основывается на направлении стратегии "Пензенская область - территория образования, культуры и туризма".
Целями реализации государственной программы являются:
- выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
- обеспечение возможности детям получать качественное образование в условиях, отвечающих современным требованиям;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
- увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента в 2030 году;
- развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году.