В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края" Правительство края постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр "О государственной программе Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае" следующие изменения:
1) преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края", в целях создания на территории Хабаровского края современного эффективного конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, Правительство края постановляет:";
2) пункт 2 признать утратившим силу.
2. Внести изменение в государственную программу Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 г. N 211-пр, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор, Председатель
Правительства края
М.В.Дегтярев
"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26 июня 2012 г. N 211-пр
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребности людей в отдыхе и рекреации и повышение качества жизни населения.
Особенности географического положения Хабаровского края (далее также - край), историко-экономического освоения, богатейший природный и культурно-исторический потенциалы позволяют говорить о крае как об одном из крупных туристских центров Дальнего Востока России.
По состоянию на 01.01.2024 на региональном рынке туристских услуг осуществляют деятельность 228 туркомпаний и 231 коллективное средство размещения с общей численностью занятых порядка 1,84 тыс. человек.
Номерной фонд составляет порядка 7,4 тыс. номеров (16,75 тыс. койко-мест).
За последние пять лет туротрасль Хабаровского края пережила как спад из-за пандемии COVID-19 и введения внешнеполитических санкций в 2020 - 2022 годах, так и подъем развития внутреннего туризма в 2023 году.
По итогам работы в 2023 году достигнуты следующие основные показатели развития туризма в крае (по сравнению с 2019 годом):
- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения края - 750,3 тыс. человек (что на 16,1% больше показателя 2019 года);
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 3475,9 млн. рублей (что на 39,3% больше показателя 2019 года).
Налоговые поступления от организаций края, отнесенных к виду деятельности "Туризм", составили 257,2 млн. рублей, что на 40,4% выше показателя 2019 года.
По оперативным данным 2023 года коэффициент использования наличных мест в коллективных средств размещения края составляет 0,26 (среднероссийский показатель - 0,31).
Вместе с тем, объем платных туристских услуг составил 586,4 млн. рублей, что на 64,2% ниже показателя 2019 года.
Снижение показателя объясняется низким уровнем международного турпотока из-за продолжающихся внешнеполитических санкций, повышением стоимости турпродукта и отложенным спросом на туристические поездки.
Отмечается снижение рентабельности финансово-экономической деятельности туроператоров и турагентов, в том числе за счет переориентации компаний на внутренний туризм, маржинальность которого значительно уступает деятельности по приему иностранных туристов и отправке жителей края за рубеж.
Ситуация также усугублена ростом цен на услуги, входящие в стоимость туристского продукта, отложенным спросом на турпоездки, а также расширением возможностей граждан самостоятельно организовывать свое путешествие без участия туристских организаций.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся проблемы, в крае сохраняется значительный потенциал увеличения роли туризма в социально-экономическом развитии региона.
В целях получения максимального синергетического эффекта на уровне края в развитии регионального туристического комплекса определены четыре приоритетные зоны развития, каждая из которых выполняет свои особые функции в туристско-рекреационной системе и выделяется своими видами туризма и рекреации.
Для каждой территории характерен свой вектор развития:
- Хабаровский центр делового, событийного, культурно-исторического туризма, транспортный хаб (Хабаровская городская агломерация);
- Южный центр экологического, этнографического и гастрономического туризма (Бикинский, Вяземский, Нанайский, Хабаровский муниципальные районы края и муниципальный район им. Лазо края);
- Комсомольский центр водного, горнолыжного, промышленного туризма (г. Комсомольск-на-Амуре, а также Солнечный, Комсомольский, Ванинский, Советско-Гаванский, Верхнебуреинский муниципальные районы края);
- Северный центр экспедиционного, промыслового и приключенческого туризма (Аяно-Майский, Николаевский, Тугуро-Чумиканский, Ульчский муниципальные районы края и муниципальный район им. Полины Осипенко края и Охотский муниципальный округ края).
Для повышения уровня туристской привлекательности территорий, а также создания условий для развития туристской инфраструктуры государственной программой Хабаровского края "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае" (далее - Программа) предусмотрена государственная поддержка органов местного самоуправления муниципальных образований края путем предоставления субсидии из краевого бюджета.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по строительству, реконструкции или техническому перевооружению объектов капитального строительства муниципальной собственности приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации мероприятий туристической (событийной) направленности приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Государственная политика в сфере туризма в крае осуществляется в соответствии с приоритетами и целями государственной политики, установленными Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"; Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р; государственной программой Российской Федерации "Развитие туризма", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2439; Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр.
В соответствии с указанными документами сформулированы основные цели государственной политики в крае в сфере туризма:
- развитие и модернизация туристской инфраструктуры, повышение уровня ее качества и безопасности, развитие транспортной доступности;
- создание конкурентоспособного регионального туристского продукта;
- продвижение туристских возможностей края на российском и международном рынках.
Совершенствование системы принятия государственных управленческих решений, повышение эффективности использования туристского потенциала края в целях достижения национальной цели - сохранение населения, здоровья и благополучие людей, которая достигается путем предоставления гражданам качественных туристских услуг, носят комплексный межведомственный характер.
Целью Программы является увеличение к 2030 году числа туристских поездок до 0,76 млн. человек (число лиц, размещенных в коллективных средствах размещения).
Программа влияет на достижение национальных целей. Так, наибольшее влияние Программа оказывает на национальную цель - сохранение населения, здоровья и благополучия людей, которая достигается путем предоставления гражданам качественных услуг в сфере туризма, которые обладают рекреационными свойствами и влияют на здоровье людей.
Для достижения цели Программы предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение граждан современной туристской инфраструктурой;
- создание условий для обеспечения доступности гражданам поездок по краю в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры;
- создание и внедрение цифровых решений, обеспечивающих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри края, а также к туристским цифровым сервисам;
- увеличение числа рабочих мест и повышение кадрового потенциала туристской отрасли края;
- создание имиджа Хабаровского края как региона, благоприятного для развития туризма, и поддержание статуса крупного туристского центра Дальнего Востока;
- усовершенствование государственного управления в сфере туризма.
В рамках основных задач Программы предусматривается реализация мероприятий, направленных на: