ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2024 года N 44
О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 553 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия"
В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия" Правительство Республики Хакасия постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 553 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2019, N 5; 2020, N 8; 2021, N 19; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 29.10.2015, N 1900201510290012; 30.05.2016, N 1900201605300001; 06.01.2017, N 1900201701060017; 29.05.2017, N 1900201705290006; 04.01.2018, N 1900201801040011; 14.08.2018, N 1900201808140004; 08.04.2019, N 1900201904080002; 04.07.2019, N 1900201907040004; 02.09.2020, N 1900202009020003; 24.08.2021, N 1900202108240003; 09.02.2022, N 1900202202090001; 09.02.2022, N 1900202202090002; 24.08.2022, N 1900202208240007; 22.12.2022, N 1900202212220005; 07.02.2023, N 1900202302070009; 21.12.2023, N 1900202312210006) следующие изменения:
1) в преамбуле слова "от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" (с последующими изменениями)" заменить словами "от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия";
2) приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение
Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении государственной
программы Республики Хакасия
"Развитие профессионального
образования в Республике Хакасия"
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Республики Хакасия "Развитие профессионального образования
в Республике Хакасия"
1. Стратегические приоритеты государственной программы
Республики Хакасия "Развитие профессионального
образования в Республике Хакасия"
1.1. Оценка текущего состояния сферы профессионального
образования в Республике Хакасия
1.1.1. Система среднего профессионального образования Республики Хакасия включает в себя 15 образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, из них 13 государственных профессиональных образовательных организаций (11 - подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия, одна - подведомственная Министерству физической культуры и спорта Республики Хакасия, одна - подведомственная Министерству культуры Республики Хакасия), одна частная профессиональная образовательная организация (ЧОУ СТЭМИ) и одна образовательная организация высшего образования (ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова"), в которых обучаются более 14 тысяч человек.
Ежегодно более 60 процентов выпускников девятых классов общеобразовательных организаций поступают в профессиональные образовательные организации Республики Хакасия.
В 2022 году Министерством образования и науки Республики Хакасия проведена работа по обновлению перечня профессий и специальностей, востребованных на рынке труда Республики Хакасия, по которым требуется получение среднего профессионального образования (ТОП-РЕГИОН), утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 11.01.2017 N 01.
Обновляется материально-техническая база образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования в Республике Хакасия. В девяти подведомственных Министерству образования и науки Республики Хакасия профессиональных образовательных организациях создана и функционирует 31 современная мастерская, отвечающая международным требованиям по семи приоритетным направлениям развития экономики: "Строительство", "Обслуживание транспорта и логистика", "Социальная сфера", "Сельское хозяйство", "Промышленные и инженерные технологии", "Информационные и коммуникационные технологии", "Искусство, дизайн и сфера услуг". Общий объем бюджетных ассигнований государственной программы в период с 2019 по 2023 год составил более 140 миллионов рублей, таким образом, обучающиеся профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, осуществляют подготовку на новейшем учебно-лабораторном и производственном оборудовании.
На базе мастерских осуществляется подготовка и проведение демонстрационного экзамена. Демонстрационный экзамен - это форма промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и выпускников по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает:
моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
За период с 2019 по 2022 год промежуточную и государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена успешно прошли 4191 человек. В 2023 году количество студентов, прошедших государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена, составило 78 процентов (региональный показатель составляет 20 процентов), из них на профильном уровне - каждый пятый студент.
Преподаватели и мастера производственного обучения ежегодно проходят повышение квалификации в целях совершенствования профессиональных компетенций, повышения профессионального уровня, изучения технологии инклюзивного образования, бережливого производства, получения цифровых компетенций и навыков работы на современном оборудовании в современных мастерских на базе стажировочных площадок в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, что способствует увеличению доли выпускников, готовых применять свои знания и умения на предприятиях по своим специальностям и профессиям.
В 2023 году педагоги профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования Республики Хакасия в составе 52 человек прошли обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Практическая подготовка обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями", реализуемой Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития профессионального образования", с учетом выделенных на Республику Хакасия квот.
По результатам конкурсного отбора, проведенного Министерством просвещения Российской Федерации в марте - апреле 2023 года, победителем - получателем гранта на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) в рамках федерального проекта "Профессионалитет" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (отрасль: педагогика) стало Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия "Черногорский техникум отраслевых технологий". Средства федерального бюджета в объеме 60500000,0 (шестьдесят миллионов пятьсот тысяч) рублей направлены на создание восьми учебных зон для подготовки молодых педагогов.
Кроме того, в 2024 году на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия "Хакасский политехнический колледж" планируется создание центра опережающей профессиональной подготовки с привлечением региональных и федеральных средств в объеме более 20 миллионов рублей.
Одним из основных показателей эффективности деятельности профессиональных образовательных организаций является трудоустройство выпускников. Уровень занятости выпускников 2022 года, по данным Федеральной службы по труду и занятости, составил 65,4 процента (региональный показатель - 62,6 процента). Во всех образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, созданы и функционируют центры по содействию трудоустройству выпускников, которые активно сотрудничают с центрами занятости, заключив договоры о сотрудничестве.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной
политики в сфере реализации государственной
программы Республики Хакасия "Развитие
профессионального образования в Республике Хакасия"
1.2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия" (далее - государственная программа) сформированы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474), распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, Законом Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года".
1.2.2. Стратегическими приоритетами в сфере реализации государственной программы являются:
обеспечение доступности современного качества образования;
формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков;
модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг.
Целью государственной программы является создание современной системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия.
Постоянное обновление содержания профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников и развитием образовательных технологий происходит на основе нормативных требований федерального уровня образовательных программ, реализуемых в образовательных организациях среднего профессионального образования Республики Хакасия.
1.3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими
приоритетами, целями и показателями государственных
программ Российской Федерации
1.3.1. Мероприятия государственной программы направлены на решение отдельных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474.
Структурные элементы государственной программы соотнесены с национальной целью развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474.
1.3.2. Для достижения цели государственной программы Республики Хакасия "Развитие профессионального образования в Республике Хакасия" предусматривается решение следующих задач:
повышение уровня квалификаций педагогических работников;
подготовка экспертов в сфере оценки качества профессионального образования;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы непрерывного профессионального образования Республики Хакасия, позволяющей обеспечить потребности различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций, а также потребности организаций;
создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся;
обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики Республики Хакасия.
Реализация мероприятий государственной программы окажет непосредственное влияние на повышение качества подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Республике Хакасия к 2026 году, что позволит осуществить:
увеличение численности выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательных организаций, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям в течение календарного года, следующего за годом выпуска, до 62,7 процента;
создание (обновление) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;
создание и обеспечение функционирования центра опережающей профессиональной подготовки до одной единицы;
обеспечение количества предоставленных выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций в общем количестве запланированных таких выплат - ежегодно 100 процентов;
обеспечение студенческих общежитий государственных профессиональных образовательных организаций мебелью и бытовой техникой - ежегодно 100 процентов;