ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2024 года N 41


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Республики Хакасия постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 614 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия" ("Вестник Хакасии", 2013, N 81; 2014, N 55, N 61; 2015, N 3; 2017, N 46; 2018, N 94; 2020, N 11, N 12; 2021, N 15, N 16; 2022, N 7; 2023, N 4; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10.04.2015, N 1900201504100002; 17.11.2015, N 1900201511170010; 07.12.2015, N 1900201512070006; 25.12.2015, N 1900201512250007; 08.01.2016, N 1900201601080016; 08.01.2016, N 1900201601080022; 27.06.2016, N 1900201606270003; 10.10.2016, N 1900201610100011; 06.01.2017, N 1900201701060012; 17.02.2017, N 1900201702170005; 30.10.2017, N 1900201710300008; 04.01.2018, N 1900201801040012; 18.07.2018, N 1900201807180002; 17.08.2018, N 1900201808170007; 29.12.2018, N 1900201812290026; 27.03.2019, N 1900201903270002; 24.03.2021, N 1900202103240002; 26.05.2021, N 1900202105260003; 10.11.2021, N 1900202111100006; 08.12.2021, N 1900202112080003; 19.07.2022, N 1900202207190001; 15.12.2022, N 1900202212150006; 10.11.2023, N 1900202311100005; 25.12.2023, N 1900202312250018) следующие изменения:


1) в преамбуле слова "от 23.04.2013 N 221 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Хакасия" заменить словами "от 04.09.2023 N 679 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и мониторинга государственных программ Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия";


2) приложение изложить в следующей редакции:



"Приложение


Утверждена
постановлением
Правительства Республики Хакасия
"Об утверждении государственной
программы Республики Хакасия
"Развитие здравоохранения
Республики Хакасия"


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия"

1. Стратегические приоритеты государственной программы

1.1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан


1.1.1. В 2022 году, по оценке Федеральной службы государственной статистики, ожидаемая продолжительность жизни составила 70,5 лет, что на 2 года выше уровня 2021 года (рост на 2,9%).


Численность населения Хакасии за 2022 год составила 530233 человека, что на 46 человек больше 2021 года (2021 год - 530187).


По данным Росстата, за 12 месяцев 2022 года родилось 5031 человек, показатель рождаемости составил 9,5 на 1000 населения.


Коэффициент естественного прироста за 2022 год составил -4,0, что выше уровня 2021 года (2021 год -6,1).


Смертность - второй компонент формирования естественного движения населения. По существующей шкале общего коэффициента смертности Республика Хакасия относится к регионам со средним уровнем. За 2022 год значение данного показателя составило 13,3 на 1000 населения, что на 16,9% ниже уровня 2021 года (2021 год - 16,0 на 1000 населения).


Отмечается снижение младенческой смертности на 4,0% к уровню 2021 года, показатель составил 5,3 на 1000 родившихся живыми (2021 год - 5,5).


В структуре смертности 1 место занимают болезни системы кровообращения - 45,2%, 2 место - новообразования, 14%, 3 место - COVID-19, 8,3%.


За 2022 год отмечается снижение смертности от болезней системы кровообращения на 7,2% к аналогичному периоду 2021 года, показатель составил 610,9 на 100 тыс. населения (2021 год - 658,2), в структуре отмечается снижение смертности:


от ишемической болезни сердца на 19,9%, показатель составил 276,0 на 100 тыс. населения (2021 год - 330,9), в том числе от острого инфаркта миокарда на 44%, показатель составил 46,1 (2021 год - 66,4);


от цереброваскулярной болезни на 15,9%, показатель составил 173,4 на 100 тыс. населения (2021 год - 201,1), в том числе от острого нарушения мозгового кровообращения (далее - ОНМК) на 25,2%, показатель составил 99,2 (2021 год - 124,2).


2 место занимает смертность от новообразований, в том числе от злокачественных новообразований. За 2022 год показатель составил 189,8 на 100 тыс. населения (2021 год - 238,2), снижение к уровню 2021 года на 20,3%.


3 место занимает смертность от COVID-19. За 12 месяцев 2022 года смертность составила 112,5 на 100 тыс. населения и уменьшилась на 68,6% (2021 год - 358,8).


Показатель смертности от туберкулеза за 2022 год уменьшился на 2,8% и составил 7,0 на 100 тыс. населения (2021 год - 7,2).


В 2022 году в Республике Хакасия зарегистрировано 66297 случаев COVID-19, что на 1,1% больше 2021 года (65884), показатель заболеваемости составил 125,6 на 1000 населения (2021 год - 124,2).


Показатель летальности от COVID-19 составил 0,89% на 100 заболевших, что на 65,7% ниже уровня 2021 года (2,6), несмотря на увеличение заболеваемости в 2022 году.


Негативные демографические тенденции - снижение ожидаемой продолжительности жизни, избыточная смертность обусловлены последствием пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - COVID-19), которая явилась одним из сильнейших вызовов для системы здравоохранения за последнее столетие.


1.1.2. В целом развитие отрасли имеет положительную тенденцию, но имеется ряд существующих проблем, решение которых направлено на улучшение демографической ситуации, в том числе на снижение смертности населения, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни.


С целью профилактики и выявления заболеваний на ранних стадиях на территории Республики Хакасия сформирован перечень медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на базе которых проводится Всероссийская диспансеризация взрослого населения, в том числе углубленная диспансеризации лиц, перенесших COVID-19.


По данным мониторинга показателей охвата диспансеризацией взрослого населения в Республике Хакасия за 2022 год, I этап диспансеризации прошли 40193 человека (38% от годового плана), что на 57,4% выше уровня 2021 года (2021 год - 25533), из них: лица старше 60 лет - 20392 человека (51% от числа прошедших I этап диспансеризации), что на 72,3% выше уровня 2021 года (2021 год - 11833).


Для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи организована диспансеризация граждан, проживающих в отдаленных, труднодоступных и сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек и не имеющих структурных медицинских подразделений, и сельских населенных пунктах, не имеющих медицинских работников, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Хакасии) от 15.03.2022 N 389 "Об утверждении работы передвижных медицинских комплексов взрослому населению". В 2022 году осуществлено 1643 выезда, в том числе 391 выезд в отдаленные и малонаселенные пункты, осмотрено 17849 человек, в том числе проведена диспансеризация 7058 человек.


По итогам реализации регионального проекта "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи (Республика Хакасия)" по состоянию на 1 сентября 2023 г. доля граждан, ежегодно проходящих профилактический осмотр (или) диспансеризацию, от общего числа населения составила 28,6%, что составляет 48% от плана на 2023 год.


Низкий отклик взрослого населения, недостаточно высокая санитарная культура граждан и их желание отложить посещение врачей на более поздний срок оказывает негативное влияние на охват граждан диспансеризацией.


С целью повышения доступности первичной медико-санитарной помощи для граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, с 2019 года введены в эксплуатацию и оказывают медицинскую помощь шесть фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в с. Ефремкино Ширинского района, аале Отты Аскизского района, д. Смирновка Алтайского района, с. Сон Ширинского района, с. Орджоникидзевское Орджоникидзевского района, с. Сабинка Бейского района, 13 фельдшерских пунктов в аале Мохов Усть-Абаканского района, д. Красный Катамор, аале Койбалы, аале Шалгинов Бейского района, д. Когунек, д. Подкамень Орджоникидзевского района, д. Белелик, д. Заречная, д. Толчея Боградского района, д. Богословка, г. Саяногорске, аале Апчинаев, аале Анхаков Аскизского района, д. Лукьяновка Алтайского района, девять врачебных амбулаторий в аале Райков, с. Зеленое, с. Московское, с. Калинино, с. Усть-Бюр, аале Чарков Усть-Абаканского района, с. Табат Бейского района, с. Имек Таштыпского района, с. Первомайское Боградского района, поликлиника на 350 посещений в смену в с. Белый Яр Алтайского района. Начато строительство трех детских поликлиник - в с. Аскиз, г. Черногорске, г. Абакане.


На труднодоступных и удаленных территориях актуальным является использование передвижных медицинских комплексов, в рамках регионального проекта "Развитие первичной медико-санитарной помощи" приобретено 16 мобильных медицинских комплексов, из них 7 передвижных медицинских комплексов для оснащения мобильной медицинской бригады для оказания первичной медико-санитарной помощи, пять передвижных медицинских комплексов для оснащения мобильной медицинской бригады для проведения первого этапа диспансеризации (маммограф) и четыре передвижных медицинских стоматологических комплекса, на которых за 7 месяцев 2023 года осуществлено 1812 выездов и принято 18934 человека.


С 2018 года в целях обеспечения доступности скорой специализированной медицинской помощи жителям отдаленных районов и снижения смертности населения организовано оказание медицинской помощи, медицинской эвакуацией с использованием авиационного транспорта (вертолета) за 8 месяцев 2023 года выполнено 127 вылетов санитарной авиации, эвакуировано 145 человек.


В большинстве медицинских организаций Республики Хакасия в последние пять лет произвели замену и приобретение оборудования в рамках реализации государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия" и региональных проектов Республики Хакасия, направленных на достижение целей и показателей федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Здравоохранение". С 2017 по 2022 год в медицинские организации поставлено 1522 единицы медицинского оборудования, в том числе "тяжелое": МРТ - 1, КТ-3, ангиограф - 1, рентген - 26, УЗИ - 26, маммограф - 3.


С целью проведения качественного медицинского обследования в медицинских организациях Республики Хакасия имеется "тяжелое" диагностическое оборудование, а именно: компьютерные томографы в ГБУЗ РХ "Саяногорская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Абаканская межрайонная клиническая больница", ГБУЗ РХ "Черногорская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Республиканская клиническая больница имени Г.Я. Ремишевской", ГБУЗ РХ "Ширинская межрайонная больница", ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер", ГБУЗ РХ "Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер". На базе ГБУЗ РХ "Абаканская межрайонная клиническая больница" и с 2021 года в ГБУЗ РХ "Республиканский клинический онкологический диспансер" проводится МРТ-диагностика.


С 2017 по 2022 год на 131 объекте здравоохранения Республики Хакасия проведены капитальные ремонты.


В период с 2017 по 2022 год в медицинские организации поставлено 223 автомобиля, из них: 108 автомобилей скорой медицинской помощи и в рамках региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия", утвержденной постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.12.2020 N 174-п, 111 автомобилей санитарного транспорта для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, а также для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей, четыре автомобиля для оснащения отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым.


В Республике Хакасия как в большинстве субъектов Российской Федерации существует дефицит врачей. Одной из основных причин снижения укомплектованности медицинских организаций необходимым количеством медицинских работников является ощутимое снижение заработной платы, вызванное сокращением стимулирующих "ковидных" выплат. Кроме того, продолжается трудовая миграция медицинских работников из государственных медицинских организаций в медицинские организации частной формы собственности (коммерческие).


Численность врачей в соответствии с региональным проектом Республики Хакасия "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" по состоянию на 01.01.2023 составила 1721 человек, план - 1995 человек, дефицит составил 274 человека.


В 2022 году поступили на работу 140 врачей, из них 39,3% (55 человек) - молодые специалисты после окончания вуза или ординатуры, из другого субъекта переехали 40,0% (56 человек), 12,9% (18 человек) трудоустроились из частных медицинских организаций, 5,7% (8 человек) трудоустроились из медицинских организаций других ведомств Республики Хакасия, 0,7% (1 человек) прибыл из другой страны, 1,4% (2 человека) трудоустроились после окончания службы в армии.


Численность среднего медицинского персонала в соответствии с региональным проектом Республики Хакасия "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" по состоянию на 01.01.2023 составила 4739 человек, план - 5117 человек, дефицит составил 332 человека.


В 2022 году поступили на работу 310 средних медицинских работников, из них 39,0% (121 человек) - молодые специалисты после окончания колледжа и студенты вузов, из другого субъекта переехали 36,1% (112 человек), 12,3% (38 человек) трудоустроились из частных медицинских организаций, 11,6% (36 человек) трудоустроились из медицинских организаций других ведомств Республики Хакасия, 1,0% (3 человека) трудоустроились после окончания службы в армии.


С целью сохранения и привлечения специалистов в медицинские организации Республики Хакасия Правительством Республики Хакасия реализуются различные меры социальной поддержки медицинских работников.


Реализация мероприятий по лекарственному обеспечению осуществляется в рамках подпрограммы "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" государственной программы Республики Хакасия "Развитие здравоохранения Республики Хакасия".


Финансирование программы льготного лекарственного обеспечения населения республики осуществляется из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия. В связи с назначением дорогостоящих, в том числе инновационных лекарственных препаратов, ежегодно увеличивается сумма бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет).


В 2022 году увеличение затрат республиканского бюджета составило 300,5 млн руб., что на 43% больше по сравнению с 2021 годом, увеличивается и число отпущенных лекарственных препаратов и рецептов.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»