В целях приведения нормативного правового акта Правительства Пензенской области в соответствие с постановлением Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области", руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Внести в государственную программу Пензенской области "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области" (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 29.10.2013 N 802-пП "Об утверждении государственной программы Пензенской области "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области" (с последующими изменениями), следующие изменения:
1.1. Паспорт Государственной программы, паспорта подпрограмм 1 - 2 Государственной программы признать утратившими силу.
1.2. Раздел "Приоритеты государственной политики, цели, задачи основных мероприятий в сфере социально-экономического развития, в рамках которой реализуется государственная программа" государственной программы Пензенской области "Обеспечение государственного управления собственностью Пензенской области" Государственной программы изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему к постановлению.
1.3. Приложения N 1 - 6.2 к Государственной программе признать утратившими силу.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя исполнительного органа Пензенской области в сфере земельных и имущественных отношений.
Председатель Правительства
Пензенской области
Н.П.СИМОНОВ
Стратегические приоритеты и оценка текущего состояния в сфере реализации государственной программы
В настоящее время приоритеты в управлении имуществом Пензенской области претерпевают некоторые изменения, и на первый план выходит обеспечение достижения принципов перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (с последующими изменениями).
В течение последних лет созданы необходимые условия для достижения следующих целей и задач в области управления имуществом Пензенской области:
нормативное закрепление моделей управления имуществом Пензенской области, предусматривающих принятие управленческих решений на основании принципов открытости и согласованности решений, для компаний с государственным участием;
создание условий для внедрения эффективных моделей корпоративного управления в компаниях с государственным участием путем привлечения независимых директоров, внедрения программ стратегического планирования деятельности, современных методов управления и представления отчетности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");
расширение правовых оснований для реорганизации государственных унитарных предприятий Пензенской области и их преобразования в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, а также в автономные некоммерческие организации;
создание правовых условий для оптимизации механизмов управления государственными учреждениями, включая возможность изменения типа на казенные, бюджетные и автономные учреждения;
законодательное определение условий вовлечения в коммерческий оборот объектов недвижимого имущества, включая обязательность независимой оценки, проведения торгов и размещения информации на едином специализированном информационном ресурсе в сети "Интернет";
повышение ответственности в части информационной открытости приватизации, в том числе путем введения обязательных требований об опубликовании сведений не только в печатных изданиях, но и в сети "Интернет", расширения перечня таких сведений, а также введения обязанности по раскрытию информации подлежащими приватизации организациями;
совершенствование механизмов государственного контроля за ходом приватизации путем перехода к разработке и утверждению прогнозных планов (программ) приватизации имущества Пензенской области на 3-летний период, а также путем организации проведения независимой оценки объекта для определения начальной цены как обязательного этапа приватизации;
развитие инструментов приватизации путем создания возможности проведения продажи имущества в электронной форме, а также новых правил продажи посредством публичного предложения, проводимой в случае признания аукциона несостоявшимся.
Созданная нормативно-правовая база позволила решить большинство первоочередных задач, определенных в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 (с последующими изменениями).
Вместе с тем требуется продолжить работу по преодолению следующих системных проблем:
избыточность имущества Пензенской области с точки зрения исполнения государственных функций;
отсутствие однозначно определенных целей управления имуществом Пензенской области и полноты учета объектов имущества Пензенской области;
недостаточная эффективность управления имуществом Пензенской области, приводящая к неудовлетворительным результатам финансово-хозяйственной деятельности организаций или потере контроля над объектами управления;
недостаточная мотивация и ответственность всех участников процесса управления имуществом Пензенской области, в том числе лиц, избранных в органы управления компаний с государственным участием;
низкая техническая обеспеченность взаимодействия участников управления, приводящая к ограничению открытости информации о целях, задачах и результатах управления имуществом Пензенской области.
В основу настоящей государственной программы положены следующие принципы управления имуществом Пензенской области:
принцип определенности - формирование и определение применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством цели, для достижения которой служит объект, способы ее достижения, порядка принятия управленческих решений, представления отчетности и иных механизмов контроля;
принцип прозрачности - обеспечение открытости и доступности информации о субъектах и объектах управления;
принцип обеспечения баланса интересов - принятие обоснованных решений с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач;
принцип непрерывности осуществления контроля - постоянный мониторинг процесса достижения субъектами управления целей и задач государственной программы, показателей их достижения;
принцип полноты, результативности и эффективности управления имуществом Пензенской области - обеспечение полного учета, отражения и мониторинга объектов имущества Пензенской области, необходимости достижения наилучшего результата и установленных показателей деятельности.
Указанные принципы являются приоритетными для всех субъектов управления.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148, предусмотрены мероприятия по проведению комплексных кадастровых работ (далее - ККР), которые осуществляются на условиях софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств Пензенской области в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета с последующим предоставлением субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований на указанные цели.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета Пензенской области на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству государственного имущества Пензенской области (далее - Министерство) - главному распорядителю средств бюджета Пензенской области в соответствии с мероприятием данной государственной программы.
В ходе выполнения ККР планируется провести работы по уточнению местоположения границ земельных участков, установлению или уточнению местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также исправить массовые реестровые ошибки. Проведение данных работ позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости за счет внесения в него сведений о границах земельных участков, кадастровый учет которых осуществлен. Это необходимо для защиты прав собственности, формирования налоговой базы, совершенствования земельно-имущественных отношений и повышения инвестиционной привлекательности Пензенской области.
В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам реализации государственной программы "Национальная система пространственных данных" в бюджете Пензенской области дополнительно предусмотрены средства на 100% финансирование проведения комплексных кадастровых работ.
Объектом выполнения данных работ являются кадастровые кварталы, в которых располагаются гаражи и земельные участки под ними в целях реализации мероприятий в рамках Федерального закона о "гаражной амнистии", что позволит разрешить давно назревшие проблемы в оформлении прав граждан в отношении гаражей и земельных участков под ними, а также способствует наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) актуальными и точными сведениями об объектах недвижимости, снижению барьеров, препятствующих гражданам на законных основаниях внести сведения о своих объектах в ЕГРН
В целях обеспечения опережающего развития экономических показателей, в 2024 году запланировано выполнение ККР в городских агломерациях, выделенных Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО.
Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", проведение государственной кадастровой оценки на территории Пензенской области возложено на государственное бюджетное учреждение Пензенской области "Государственная кадастровая оценка", созданное постановлением Правительства Пензенской области от 23.01.2017 N 16-пП.
Кадастровая стоимость имущества является базой начисления таких налогов, как земельный налог и налог на имущество физических лиц, кроме того, от нее зависит размер арендной платы на землю и стоимость земельного участка при продаже, что формирует доходную часть консолидированного бюджета Пензенской области и является значительной частью бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
В соответствии с законодательством в 2022 году ГБУ ПО "Государственная кадастровая оценка" проведена государственная кадастровая оценка одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории Пензенской области земельных участков. Общее количество участков составило 699240 единиц.
В 2023 году проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. Количество данных объектов на территории Пензенской области составляет 1017000 единиц.
В соответствии с действующим законодательством очередной тур кадастровой оценки стартует в 2026 году, для подготовки к успешному проведению которого в 2024 - 2025 годах учреждению необходимо собрать, обработать и систематизировать информацию в отношении порядка 570000 объектов.
В целях актуализации сведений, содержащихся в реестре имущества Пензенской области и Едином государственном реестре недвижимости, Министерством осуществляется уточнение сведений о недвижимом имуществе Пензенской области, и выполняются действия, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество. За 2023 год подано 385 заявлений на регистрацию и перерегистрацию прав собственности Пензенской области, оперативного управления и хозяйственного ведения на недвижимое имущество Пензенской области.
Для обеспечения эффективности использования имущества Пензенской области, с учетом предложений исполнительных органов Пензенской области, Министерством вносятся проекты распоряжений Правительства Пензенской области о передаче высвобожденного, неиспользуемого и не планируемого для дальнейшего использования имущества. Передача такого имущества на иной уровень собственности позволяет сократить расходы, связанные с его содержанием.