Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Внести в постановление Администрации Волгоградской области от 25 сентября 2017 г. N 503-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Развитие рынка труда и обеспечение занятости в Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ
"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 25 сентября 2017 г. N 503-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ситуация в сфере занятости населения Волгоградской области в 2022 году сложилась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития региона.
По сравнению с 2020 - 2021 годами, когда ситуация на рынке труда была осложнена распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), показатели рынка труда Волгоградской области в 2022 году значительно улучшились.
В 2021 году в регионе был реализован Комплекс мер по восстановлению численности занятого в экономике населения в рамках реализации постановления Губернатора Волгоградской области от 28 января 2021 г. N 65 "Об утверждении комплекса мер по восстановлению численности занятого населения на территории Волгоградской области в 2021 году", благодаря которому в 2021 году численность занятых в экономике превысила значения допандемийного 2019 года (1176,5 тыс. человек) и, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее именуется - Росстат), составила 1187,1 тыс. человек.
Несмотря на введение в 2022 году недружественными иностранными государствами санкционных ограничений, повлиявших на изменение внешних условий функционирования российской экономики, на рынке труда Волгоградской области сохранялись позитивные тенденции снижения безработицы, увеличения численности занятого населения.
Согласно сведениям Росстата, среднегодовая численность занятых в 2022 году составила 1197,2 тыс. человек и по сравнению с 2021 годом увеличилась на 10,1 тыс. человек. Численность безработных граждан по методологии Международной организации труда (далее именуется - по методологии МОТ) в 2022 году составила 43,5 тыс. человек и по сравнению с 2021 годом (61,6 тыс. человек) снизилась на 18,1 тыс. человек. Уровень безработицы по методологии МОТ по сравнению с 2021 годом (4,9 процента) увеличился на 1,4 процентного пункта и составил 3,5 процента.
Численность зарегистрированных безработных по состоянию на 31 декабря 2022 г. составила 4,5 тыс. человек. С начала 2022 года численность безработных снизилась на 2,9 тыс. человек. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 31 декабря 2022 г. составил 0,36 процента и по сравнению с началом года снизился на 0,23 процентного пункта.
В 2022 году Волгоградской области наблюдается ряд негативных миграционных процессов, оказывающих непосредственное влияние на рынок труда региона.
По данным Росстата, за 2022 год миграционная убыль в Волгоградской области населения составила - 6,2 тыс. человек. Миграционная убыль в 2022 году сложилась за счет:
отрицательной межрегиональной миграции (-4714 человек);
отрицательной международной миграции (-1477 человек).
Отрицательная миграционная убыль в 2022 году сложилась ввиду ряда факторов:
отрицательной международной миграции по причине оттока из страны высококвалифицированных и квалифицированных специалистов из числа иностранных граждан государств, поддерживающих в отношении Российской Федерации ограничительные меры экономического характера;
оттока населения из числа жителей Волгоградской области и иностранных граждан, осуществляющих в Волгоградской области трудовую деятельность на основании патента, для осуществления восстановительных работ на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей.
В этих условиях одним из действенных инструментов по снижению давления на рынок труда негативных демографических тенденций и миграционных процессов, по реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" является выполнение мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которые проводятся в регионе начиная с 2012 года. С 2012 по 2022 год в Волгоградскую область переселились 19,8 тыс. соотечественников вместе с членами их семей.
В 2022 году, по данным Государственной инспекции труда в Волгоградской области, количество групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом составило 74 случая, что превышает значения 2021 года на 18 случаев (в 2021 году количество групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом составляло 56 случаев). Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2022 году составила 16 человек, что превышает значения 2021 года на 23 процента (в 2021 году численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом составляла 13 человек).
Численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом, по данным Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, в 2022 году составила 357 человек, что также выше значений 2021 года на 0,8 процента [в 2021 году численность пострадавших (застрахованных) в результате страховых несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на один рабочий день и более и со смертельным исходом составляла 354 человека].
Превышение в 2022 году значений показателей производственного травматизма обусловлено восстановлением в течение 2021 и 2022 годов хозяйственной деятельности предприятий после снятия действовавших с 2020 года ограничений, связанных с временной приостановкой отдельных видов работ вследствие распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Мораторий на проведение проверок предприятий малого и среднего бизнеса по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и отсутствие действенного контроля со стороны надзорных органов за соблюдением требований охраны труда работодателями непосредственно повлияли на рост количества травм на производстве, на обеспечение безопасных условий труда работников.
Типичные причины организационного характера преобладают в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда.
В целях обеспечения условий для снижения производственного травматизма и устранения причин организационного характера, существенно влияющих на показатели тяжелого и смертельного производственного травматизма, основные усилия будут направлены на внедрение культуры безопасного труда и пропаганду основных достижений в сфере охраны труда.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 (далее именуется - государственная программа Российской Федерации), приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
Государственная программа оказывает опосредованное влияние на достижение следующих целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей";
снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".
Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД "О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", определен приоритет социально-экономического развития Волгоградской области "Население, социальное обслуживание и здоровый образ жизни", относящийся к сфере реализации государственной программы. Целью реализации данного приоритета является создание в регионе условий для снижения естественной убыли и сокращения миграционного оттока населения, обеспечение благополучия людей. Показателями цели реализации приоритета являются:
естественный прирост (убыль) населения, на одну тысячу человек (предполагается снижение естественной убыли с -4,7 в 2019 году до -1,5 в 2030 году);
численность постоянного населения на начало 2030 года составит 2400,1 тыс. человек.
В рамках государственной программы осуществляется реализация мероприятий, направленных на достижение цели приоритета в части сокращения миграционного оттока населения.
С учетом приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы целями государственной программы являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более одного процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее именуется - Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом);
обеспечение социально-экономического развития и решение демографических проблем Волгоградской области.
Задачами, определенными в соответствии с национальными целями, являются:
развитие инфраструктуры занятости и внедрение организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения;
снижение напряженности на рынке труда.
Государственной программой предусматривается решение стратегических задач социально-экономического развития Волгоградской области по повышению миграционного притока населения и по снижению уровня бедности в рамках приоритета "Население, социальное обслуживание и здоровый образ жизни".
Для достижения целей государственной программы разработана структура государственной программы, определены задачи государственной программы по следующим направлениям (подпрограммам) реализации:
направление (подпрограмма) "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы государственной программы, направленные на решение задач, связанных со снижением напряженности на рынке труда Волгоградской области, с развитием инфраструктуры занятости и внедрением организационных и технологических инноваций с использованием цифровых и платформенных решений в целях поддержки уровня занятости населения, содействием трудоустройству граждан и обеспечением работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики, повышением качества рабочей силы и конкурентоспособности рабочей силы с учетом потребности рынка труда, обеспечением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан, материально-техническим и финансовым обеспечением деятельности государственных учреждений службы занятости населения, автоматизацией оказания услуг в сфере содействия занятости населения;