АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 942-п


О внесении изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 31 декабря 2014 г. N 136-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Волгоградской области"



Администрация Волгоградской области постановляет:


1. Внести в постановление Администрации Волгоградской области от 31 декабря 2014 г. N 136-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Волгоградской области" изменение, изложив государственную программу Волгоградской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Волгоградской области", утвержденную названным постановлением, в новой редакции согласно приложению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Волгоградской области
А.И.БОЧАРОВ



Приложение
к постановлению
Администрации
Волгоградской области
от 29 декабря 2023 г. N 942-п



"Утверждена
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 31 декабря 2014 г. N 136-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"



Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Волгоградской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Волгоградской области"



1. Оценка текущего состояния сферы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Волгоградской области


Энергетика Волгоградской области, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Топливно-энергетический комплекс Волгоградской области, включающий в себя нефтяную, газовую отрасли и электроэнергетику, играет роль ключевого источника доходов бюджетной системы региона.


Энергосистема Волгоградской области входит в объединенную энергосистему Юга России и связана с Ростовской, Астраханской, Воронежской, Липецкой, Саратовской энергосистемами, энергосистемами Республики Калмыкия и Республики Казахстан.


Установленная мощность электростанций энергосистемы Волгоградской области на 01 января 2023 г. составила 4321,0 МВт, в том числе:


гидроэлектростанций - 2756 МВт, тепловых электростанций - 1356,8 МВт, солнечных электростанций - 120 МВт, ветровых электростанций - 88,2 МВт.


За период 2018 - 2022 годов максимум потребления мощности энергосистемы Волгоградской области вырос на 150 МВт и составил 2597 МВт, что соответствует среднегодовому темпу прироста мощности на 1,2 процента. В течение всего периода годовые максимумы фиксировались только в утренние часы.


Наибольший годовой прирост мощности составил 3,67 процента в 2022 году, наибольшее снижение мощности зафиксировано в 2021 году и составило 2,5 процента.


За счет выполнения мероприятий государственной программы Волгоградской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Волгоградской области" (далее именуется - государственная программа) по отношению к 2013 году на 01 января 2023 г. обеспечено:


снижение доли потерь электрической энергии при ее транспортировке до 11,8 процента;


расширение сети объектов заправки транспортных средств компримированным природным газом до 23 единиц;


увеличение доли населенных пунктов Волгоградской области с модернизированной системой уличного (наружного) освещения (без учета населенных пунктов, расположенных на территориях, присоединенных к городскому округу город-герой Волгоград) до 62,9 процента.


Проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности носят долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на рынках энергоносителей, так и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.


На данном этапе социально-экономического развития Волгоградской области проблемы, предопределившие низкую по сравнению с другими регионами энергоэффективность в экономике и бытовом секторе, заключаются в следующем:


высокий износ основных фондов, особенно в электроэнергетике и коммунальной инфраструктуре;


низкие теплотехнические характеристики зданий;


недостаточный уровень газификации в сельской местности Волгоградской области;


использование неэффективного вида топлива при теплоснабжении объектов социальной сферы;


недостаточный статистический учет и государственный мониторинг потребления топливно-энергетических ресурсов;


недостаточно развитые механизмы финансирования энергоэффективной модернизации систем теплоснабжения и теплопотребления, водоснабжения и водопотребления многоквартирных домов с целью энергосбережения и повышения энергетической эффективности;


недостаточный уровень оснащенности многоквартирных домов интеллектуальными общедомовыми и индивидуальными приборами учета используемых энергетических ресурсов по видам коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Реализация мероприятий государственной программы, помимо содействия повышению энергетической эффективности экономики Волгоградской области и развития инфраструктуры для обеспечения природным газом потребителей Волгоградской области, также оказывает влияние на достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации, которые определены Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и их целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году:


"Комфортная и безопасная среда для жизни" (показатели - "Улучшение качества городской среды в полтора раза", "Снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза");


"Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" (показатель - "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности").


Кроме того, реализация мероприятий государственной программы учитывает накопленный опыт реализации направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности мероприятий иных государственных программ Волгоградской области и направлена на обеспечение достижения приоритетов и целей государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 28 декабря 2021 г. N 134-ОД (далее именуется - Стратегия), определен приоритет социально-экономического развития Волгоградской области, относящийся к сфере реализации государственной программы, - "Инженерная инфраструктура и энергетика", целью которого является комплексное развитие и модернизация систем инженерной инфраструктуры и энергетики региона. Показателями указанной цели в том числе определены:


доля потерь электрической энергии при ее передаче по распределительным сетям в общем объеме переданной электрической энергии;


доля населенных пунктов Волгоградской области с модернизированной системой уличного (наружного) освещения (без учета населенных пунктов, расположенных на территориях, присоединенных к городскому округу город-герой Волгоград).


Цели социально-экономического развития Волгоградской области, в том числе в части реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, также основаны на следующих стратегических документах Российской Федерации:


Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;


Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2020 г. N 1523-р;


Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р;


Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р;


Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г. N 3268-р;


Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 г. N 2765-р.


Приоритетами государственной политики в сфере реализации государственной программы являются:


сбалансированное развитие систем коммунальной инфраструктуры и энергетики области с учетом перспективных потребностей, определяемых документами стратегического планирования;


повышение энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры и энергетики;


переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;


расширение использования природного газа в качестве моторного топлива;


расширение использования электрической энергии в качестве моторного топлива, развитие транспорта, оснащенного электрическими двигателями;


ввод новых мощностей объектов генерации электрической энергии;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»