ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 538


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"



В целях реализации на территории Алтайского края государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326, государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 318, и государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края" (приложение).


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:


от 03.07.2020 N 287 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края";


от 20.11.2020 N 499 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 12.02.2021 N 38 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 24.03.2021 N 89 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 21.05.2021 N 168 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 30.12.2021 N 504 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 04.02.2022 N 33 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 14.04.2022 N 122 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 09.09.2022 N 324 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 26.12.2022 N 512 "О некоторых актах Администрации Алтайского края и Правительства Алтайского края";


от 30.01.2023 N 23 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 23.05.2023 N 168 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287";


от 14.08.2023 N 308 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 03.07.2020 N 287".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 28 декабря 2023 г. N 538



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ"



I. Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, развитие лесного хозяйства Алтайского края"



1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, развития лесного хозяйства Алтайского края



1.1. Охрана окружающей среды на территории Алтайского края


Состояние окружающей среды в Алтайском крае характеризуется в целом как удовлетворительное, однако уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных ресурсов, почв на отдельных территориях превышает установленные нормативы. Экологическими проблемами по-прежнему остаются загрязнение поверхностных водных ресурсов и воздуха в результате деятельности промышленных предприятий и транспорта, постоянное увеличение количества отходов производства и потребления. Основная территория Алтайского края расположена в зоне повышенного природного потенциала загрязнения атмосферы, который характеризуется частой повторяемостью штилей и приземных инверсий, что затрудняет рассеивание вредных веществ и способствует их накоплению в атмосфере.


Загрязнение атмосферного воздуха складывается из поступлений вредных веществ от стационарных и передвижных источников, больше всего загрязняющих веществ приходится на транспорт - от общего объема выбросы составляют 62%, оставшиеся 38% выбрасывают в атмосферу предприятия.


Общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крае в 2022 году (включая автомобильный и железнодорожный транспорт) составил 483,0 тыс. тонн.


Тем не менее, по оценке независимой экспертной комиссии "Зеленый патруль", которая более 10 лет формирует рейтинг экологического благополучия России, Алтайский край по итогам 2022 года удерживает свою позицию в десятке лидеров.


В Алтайском крае по состоянию на 01.01.2023 функционирует 117 особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения: 35 государственных природных заказников, 80 памятников природы, природные парки "Ая" и "Предгорье Алтая". Общая площадь региональных и федеральных ООПТ в Алтайском крае составляет 1002,45 тыс. гектаров, или 5,97% от общей площади края. По России в целом ООПТ различных уровней и категорий занимают около 14,14% общей площади страны.


В целях расширения совокупной площади ООПТ проводятся научные исследования с привлечением квалифицированных специалистов.



1.2. Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края


Одной из основных задач развития строительной отрасли Алтайского края является обеспечение строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных материалов, основными общераспространенными полезными ископаемыми (далее - ОПИ).


ОПИ, используемыми в данной сфере и разрабатываемыми на территории Алтайского края, являются пески строительные, песчано-гравийная смесь, строительный камень, кирпичные суглинки. Ведение кадастра и баланса общераспространенных полезных ископаемых обеспечивает надлежащую работу системы недропользования Алтайского края.



1.3. Развитие системы обращения с отходами на территории Алтайского края


К основным проблемам в сфере обращения с отходами в крае относятся: несоответствие значительного количества объектов размещения отходов требованиям природоохранного и санитарного законодательства; отсутствие стопроцентного охвата населения края централизованной системой сбора твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО); низкая степень вовлечения ТКО в материальную сферу производства и слабое развитие переработки твердых коммунальных отходов вследствие недостаточности специализированных мусороперерабатывающих предприятий.


Действующая Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, предусматривает 7 зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; 16 полигонов твердых коммунальных отходов, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


Объем образования ТКО в 2022 году составил 527,7 тыс. тонн.


По состоянию на 01.01.2023 коммунальная услуга "Обращение с твердыми коммунальными отходами" предоставляется во всех городах и практически во всех крупных населенных пунктах края более чем 2118 тыс. человек (93,38%) в 879 населенных пунктах (54,77%).


На территории края функционирует 9909 мест накопления ТКО, на которых размещено более 35 тысяч контейнеров и бункеров.



1.4. Развитие лесов Алтайского края


Земли лесного фонда Российской Федерации на территории Алтайского края занимают 4438 тыс. га, что составляет 26,4% всех земель региона. Площадь лесов Алтайского края составляет 1,4% площади лесов Сибирского федерального округа.


Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные и эксплуатационные. Площадь защитных лесов составляет 72%, эксплуатационных - 28%. Изменение запасов лесных насаждений из года в год незначительно. Это свидетельствует о недостаточном использовании древесины, особенно малоценных пород березы и осины.


Средняя лесистость по краю составляет 23,0%.


В настоящее время в аренду переданы лесные участки площадью 2581,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины - 68 лесных участков площадью 2242,2 тыс. га. Установленный объем заготовки древесины на арендуемых лесных участках составляет 2993,3 тыс. куб. м. Для осуществления рекреационной деятельности в аренду переданы 126 лесных участков площадью 257,9 га.


Для получения точной и объективной оценки эксплуатационных запасов лесных насаждений, ежегодного определения возможного объема заготовки древесины при планировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов необходимы данные лесоустройства. В настоящее время на площади более 2 млн га мероприятия по лесоустройству не проводились более 10 лет. Необъективность оценки лесных ресурсов является одним из сдерживающих факторов развития лесного комплекса.


Лесовосстановительные мероприятия направлены на своевременное восстановление лесов на вырубаемых площадях, гарях и сокращение площади не покрытых лесной растительностью земель. Фонд лесовосстановления лесов на землях лесного фонда Алтайского края на начало 2023 составил 59,6 тыс. га.


В крае сформирована устойчивая система прогнозирования, предупреждения, обнаружения и ликвидации лесных пожаров. Важным элементом этой системы являются пожарно-химические комплексы, включающие в себя 161 пункт сосредоточения противопожарного инвентаря, 2 пожарно-химические станции, 157 пожарных наблюдательных вышек, 57 из которых оборудованы современными системами видеонаблюдения.


Большое внимание уделяется своевременному и качественному проведению профилактических противопожарных мероприятий, противопожарному обустройству лесов.


В связи с благоприятными для развития вредных организмов погодными условиями с 2012 года наблюдается увеличение их очагов. В первую очередь это происходит за счет массового распространения нового инвазивного вида стволового вредителя - полиграфа уссурийского, способы и методы борьбы с которым до сих пор не разработаны. Также активизировались вредные организмы, ранее формировавшие очаги на территории края, что связано с цикличностью их развития.


В настоящее время за всеми очагами вредных организмов установлен постоянный надзор.



1.5. Развитие водохозяйственного комплекса Алтайского края


Водные ресурсы Алтайского края представлены поверхностными и подземными водами, которые служат источниками водоснабжения для хозяйственно-питьевых, производственных целей, для нужд энергетики, орошения, а также являются водоприемниками сточных вод.


По территории Алтайского края протекает 17085 рек общей протяженностью более 51 тыс. км.


Наиболее крупным искусственным водным объектом Алтайского края является Гилевское водохранилище на р. Алей. Его емкость составляет 471 млн куб. м. Плотина протяженностью 2760 м создает водоем с площадью зеркала 59,5 кв. км. Склюихинское водохранилище является вторым по величине и предназначено для обеспечения водой г. Рубцовска в период весенне-летнего паводка р. Алей, летнюю и зимнюю межени. Проектная емкость водохранилища составляет 36,8 млн куб. м, длина дамбы - 6,5 км.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»