ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2023 года N 534


О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан"



Правительство Республики Дагестан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. N 669 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24 (раздел III), ст. 1687; 2015, N 8, ст. 452; 2016, N 6, ст. 351; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2017, 22 марта, N 0500201703220013; 2 ноября, N 0500201711020002; 2018, 14 августа, N 0500201808140003; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 9 августа, N 05002004507; 2020, 7 августа, N 05002005830; 2022, 29 апреля, N 05002008844: 2023, 13 июля, N 05002011615).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.АБДУЛМУСЛИМОВ



Утверждены
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 27 декабря 2023 г. N 534



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"


Изложить государственную программу Республики Дагестан "Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан" в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 13 декабря 2012 г. N 669
     (в редакции постановления
Правительства Республики Дагестан
от 27 декабря 2023 г. N 534)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН"



Стратегические приоритеты

государственной программы Республики Дагестан

"Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан"



1. Оценка текущего состояния лесного хозяйства

в Республике Дагестан



В настоящее время в сфере лесного хозяйства Республики Дагестан накопились системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы экономического роста в лесном комплексе республики.


Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние лесных насаждений, являются лесные пожары и болезни. Под их воздействием происходит нарушение устойчивости лесов и, как следствие, ухудшение санитарного и лесопатологического состояния насаждений.


Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных вблизи границ лесов, а также высокая плотность населения создают рекреационную нагрузку на леса, что повышает опасность возникновения лесных пожаров.


На начальных этапах реализации настоящей Программы обеспеченность государственного автономного учреждения Республики Дагестан "Дагестанский лесопожарный центр" (далее - ГАУ РД "Дагестанский лесопожарный центр") лесопожарной техникой и оборудованием была крайне низкой, в связи с чем не удавалось вести эффективную борьбу с лесными пожарами, своевременно легализовывать и ликвидировать очаги возгорания.


После включения Республики Дагестан с 1 января 2019 года в федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" ситуация с лесопожарной техникой и оборудованием изменилась. К 2025 году (второй этап реализации настоящей Программы) при выделении финансирования в полном объеме лесопожарные формирования будут обеспечены необходимой специализированной техникой и оборудованием на 100 процентов, что позволит повысить оперативность реагирования для своевременного принятия мер по локализации и ликвидации очагов возгорания с наименьшим нанесением ущерба окружающей среде.


Также существует острая необходимость строительства зданий гаражного типа для использования под хранение лесопожарной техники и оборудования на местах дислоцирования лесопожарных станций 1-го типа.


Приживаемость лесных культур и их сохранность во многом зависят от качества семян и посадочного материала, своевременного проведения агротехнических уходов.


В соответствии с национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", для обеспечения достижения национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" в Республике Дагестан реализуется региональный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", направленный в том числе на устойчивое развитие экологической и природоохранной деятельности на территории республики.


С целью предупреждения вспышек массового размножения и распространения вредных насекомых и болезней, способных вызвать гибель насаждений или резкое падение прироста древесины и снижение ее продуктивности, в лесах республики необходимо проведение комплекса работ, включающих санитарно-оздоровительные мероприятия и лесопатологические обследования.


Так, уровень ежегодно допустимого объема изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях при уходе за лесами, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений за последние годы вследствие низкого уровня сбыта дровяной и низкокачественной древесины не превышает 28,4 процента, в связи с чем увеличивается запас спелой и перестойной древесины и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов, уничтожения пожарами, поражения вредителями и болезнями. Необходимо увеличение объемов заготовки древесины.


Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора в лесах.


Необходимо развитие межведомственного взаимодействия, в первую очередь с Министерством внутренних дел по Республике Дагестан, в сфере пресечения незаконного оборота древесины.


Также необходимо дальнейшее развитие системы общественного лесного контроля. Это различные формы взаимодействия органов исполнительной власти Республики Дагестан с профессиональным экспертным сообществом и населением. Данная работа позволит обеспечить учет потребностей и интересов жителей республики, защиту их прав и свобод и прав общественных объединений при осуществлении государственной политики в сфере лесного хозяйства.


Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия могут создавать предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем составляет 8 месяцев.


Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р, определены следующие проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса Российской Федерации:


отсутствие достоверных актуальных сведений об имеющихся лесных ресурсах;


отсутствие зонирования территории лесного фонда Российской Федерации по интенсивности ведения лесного хозяйства;


недостаточный уход за лесами, который не позволяет использовать плодородие лесных почв и обеспечить максимальный прирост древесины, что в свою очередь ограничивает возможности увеличения объемов заготовки в уже вовлеченных в эксплуатацию лесах;


недостаточная эффективность лесовосстановления, не позволяющая достичь достаточных при текущем уровне лесопользования темпов воспроизводства хозяйственно ценных лесов на наиболее продуктивных лесных землях, требует освоения новых лесных районов, как правило, не обеспеченных транспортной инфраструктурой (экстенсивная модель лесопользования);


недостаточная эффективность системы охраны и защиты лесов, разобщенность лесопожарных сил. Устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, наблюдаемая в последние десятилетия, носит выраженную цикличность и коррелирует с динамикой погодных и климатических условий. Совокупный ущерб от воздействия всех неблагоприятных факторов на леса значительно превышает величину общих расходов на их охрану, защиту и воспроизводство;


необходимость совершенствования отдельных норм предоставления лесных участков в пользование в связи с недостаточной актуальностью имеющихся сведений о лесных ресурсах;


сложность и длительность административных процедур, процедур принятия решений, а также наличие конфликтов, связанных с ужесточением экологических ограничений при освоении лесов;


низкая степень использования отходов древесины и собираемости макулатуры. Отсутствие в зоне транспортной доступности значительной части фактически осваиваемых и перспективных к освоению лесных ресурсов предприятий-потребителей низкокачественной древесины, что во многих случаях приводит к фактической потере значительной части заготавливаемых ресурсов и увеличению за счет этого конечной себестоимости (снижению конкурентоспособности) заготовленного леса;


недостаточный уровень материально-технического, научного и кадрового обеспечения. Около четверти специалистов не имеют профильного лесохозяйственного образования. Ситуация вызвана низким уровнем оплаты труда, низким престижем лесных профессий.


Перечисленные проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов власти разных уровней на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации настоящей Программы



Основными приоритетными направлениями и целями настоящей Программы являются:


достижение устойчивого лесоуправления;


эффективное использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;


обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100 процентов объема вырубленных и погибших лесов;


обеспечение комфортной и безопасной среды для жителей Республики Дагестан.


3. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами,

целями и показателями государственных программ

Российской Федерации



Приоритеты государственной политики в сфере реализации настоящей Программы определены следующими документами:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р;


Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. N 312-р (далее - Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года);


Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 1089-р;


Закон Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года";


Указ Главы Республики Дагестан от 7 октября 2022 г. N 186 "О Программе деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2027 года";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»