1. Утвердить прилагаемую Программу деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2027 года.
2. Правительству Республики Дагестан ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, представлять Главе Республики Дагестан отчет о ходе выполнения Программы деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2027 года.
3. Признать утратившим силу Указ Главы Республики Дагестан от 6 февраля 2019 г. N 8 "О Программе деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2024 года" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 8 февраля, N 05004003748).
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Дагестан
С.МЕЛИКОВ
Махачкала
7 октября 2022 года
N 186
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА ПЕРИОД ДО 2027 ГОДА
Наименование | - | Программа деятельности Правительства Республики Дагестан на период до 2027 года (далее - Программа) | |
Основание для разработки Программы | - | Конституция Республики Дагестан, Закон Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан" | |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, органы исполнительной власти Республики Дагестан | |
Цели и задачи Программы | - | рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности, формирования инновационной, инвестиционно-привлекательной, социально ориентированной и эффективной экономики, сбалансированного пространственного развития и интеграции в межрегиональное и международное социальноэкономическое пространство | |
Срок реализации Программы | - | 2022 - 2027 годы | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | в 2027 году по сравнению с 2021 годом ожидается: рост валового регионального продукта - на 32 проц.; увеличение объема промышленного производства - в 1,6 раза; рост валовой продукции сельского хозяйства - на 14 проц.; увеличение объема инвестиций в основной капитал - в 1,6 раза; рост розничного товарооборота - на 40 проц.; повышение объема платных услуг населению - на 27 проц.; увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения - на 37 проц.; рост среднемесячной заработной платы работников - в 1,9 раза; доведение обеспеченности населения жильем до 24.7 кв. м на 1 человека; повышение продолжительности жизни до 77,8 лет; доведение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - с 14.7 до 10,5 проц. от общей численности населения; снижение уровня безработицы по методологии Международной организации труда - с 15,1 проц. в 2021 году до 9,5 проц. в 2027 году от рабочей силы республики | |
Организация контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан |
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. N 8028п-П13, статьей 87 Конституции Республики Дагестан, статьей 12 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан".
Программа определяет цели и приоритеты политики Правительства Республики Дагестан в области социального и экономического развития на период до 2027 года, направленные на повышение благосостояния населения на основе роста конкурентоспособности экономики республики, динамичного и устойчивого экономического развития.
Программа является неотъемлемой частью сложившейся целостной системы управления социально-экономическим развитием Республики Дагестан, основанной на взаимодополняющих методах долгосрочного и среднесрочного прогнозирования.
В Программе представлена система приоритетов, целевых ориентиров социально-экономического развития республики и механизмов их достижения в целях устойчивого развития, сокращения различий по основным среднедушевым показателям от среднероссийского уровня, снижения уровня безработицы, роста качества жизни населения.
Республика Дагестан по размеру территории и численности населения является одним из крупных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Дагестан занимает в Российской Федерации 12-е место по численности населения и 52-е место по площади территории. По размеру территории (50,3 тыс. кв. км) республика занимает 2-е место в Северо-Кавказском федеральном округе (далее - СКФО), а по численности населения (среднегодовая за 2021 год - 3143,6 тыс. человек) лидирует в округе.
Республика Дагестан включает в себя 1 городской округ с внутригородским делением, 9 городских округов, 41 муниципальный район, 1 муниципальный участок. В сельской местности проживает 54,7 проц. населения республики (по Российской Федерации - 25 проц., по СКФО - 50 процентов).
Дагестан занимает выгодное геостратегическое положение и располагает прямым выходом к международным морским путям, что имеет важное значение для экономических связей России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном и Ираном. Через территорию республики проходят важнейшие железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные маршруты федерального и международного значения.
Протяженность береговой полосы составляет около 530 км, что при уникальных природно-климатических условиях позволяет развернуть рекреационную деятельность с целью охраны и укрепления здоровья жителей регионов Российской Федерации практически круглый год.
По итогам оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2020 году Республика Дагестан получила грант в форме дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение значений показателей оценки эффективности деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, включающий 20 показателей (далее - показатели оценки эффективности).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 июля 2021 г. N 176 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68" определены органы исполнительной власти Республики Дагестан, ответственные за достижение целевых значений показателей эффективности, которыми на постоянной основе проводится мониторинг значений показателей и осуществляются мероприятия по их улучшению.
Экономическое развитие Республики Дагестан, как и в целом по Российской Федерации, за 2021 год определялось прежде всего эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В этой связи в республике приняты организационные меры, направленные на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности Республики Дагестан.
Итоги социально-экономического развития Республики Дагестан за 2021 год характеризуются ростом темпов основных социально-экономических показателей развития: промышленного производства - на 5,2 проц., продукции сельского хозяйства - на 0,5 проц., объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", - на 2,0 проц., ввода жилых домов - на 6,3 проц., оборота розничной торговли - на 1,0 проц., объема платных услуг населению - на 1,1 проц., оборота общественного питания - на 24,4 процента. Однако наблюдался спад темпов инвестиций в основной капитал на 11,4 процента. В итоге индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности за 2021 год увеличился на 4,6 процента.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) составил за 2020 год 748,2 млрд рублей (последний отчетный год) и уменьшился на 0,7 проц. к 2019 году (в 2019 году - 100,9 проц. к 2018 году). В структуре ВРП в 2020 году наибольшую долю занимали сельское хозяйство (18,4 проц.), торговля (18,0 проц.) и строительство (17,4 процента).
Отраслевая структура экономики в 2020 году с низкой долей промышленного производства в структуре ВРП (6,0 проц. при среднем значении в целом по Российской Федерации - 31,1 проц., по СКФО - 11,4 проц.) не приводит к необходимому увеличению налогооблагаемой базы.
В целях обеспечения роста основных экономических и социальных показателей в условиях сложной экономической и финансовой ситуации в стране в республике проводилась работа по выполнению ряда мероприятий, направленных на развитие экономики и социальной сферы.
В то же время, несмотря на достигнутые в прошедшем году темпы экономического роста, Республика Дагестан по большинству социально-экономических показателей в расчете на душу населения отстает от среднероссийских значений. По уровню бюджетной обеспеченности и обеспеченности объектами социальной инфраструктуры Республика Дагестан занимает низкие позиции среди субъектов Российской Федерации.
Объем ВРП на душу населения составил, по официальным статистическим данным за 2020 год, 239,6 тыс. рублей при среднем показателе по Российской Федерации - 640,5 тыс. рублей (отставание в 2,7 раза).
Существенное отставание (в 26,6 раза) наблюдается по объему отгруженной продукции на душу населения, который за 2021 год составил 23,6 тыс. рублей при среднем значении в целом по Российской Федерации - 628,3 тыс. рублей, по СКФО - 80,9 тыс. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2 раза ниже среднероссийского значения показателя (80,0 тыс. руб. против 157,3 тыс. руб.).
Наблюдается отставание по объему доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан на душу населения, который составил 59,1 тыс. рублей при среднем значении в целом по Российской Федерации 120,3 тыс. рублей, по СКФО - 69,7 тыс. рублей.
Величина среднемесячной заработной платы работников в Республике Дагестан по-прежнему остается в 1,8 раза ниже среднего значения в целом по Российской Федерации и на 6,8 проц. - по СКФО.
Ситуация на рынке труда характеризовалась снижением уровня официально зарегистрированной безработицы с 7,7 до 2,6 проц. (на конец 2021 года), однако он превышает среднероссийский показатель в 2,6 раза (1,0 процента).
В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в 2021 году органами исполнительной власти Республики Дагестан в рамках 12 национальных проектов разработано и утверждено 45 паспортов региональных проектов.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов в Республике Дагестан на 2021 год, составил 23,9 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета - 18,8 млрд рублей, средства республиканского бюджета - 3,1 млрд рублей и иные источники - 2,0 млрд рублей.
По состоянию на 30 декабря 2021 года на реализацию национальных проектов профинансированы расходы на сумму 23,5 млрд рублей, или 98,3 проц. от общего объема утвержденных значений. Кассовое исполнение - 17,1 млрд рублей, что составляет 71,5 проц. от объема финансирования.
Всего по национальным проектам в 2021 году было запланировано заключение 614 контрактов (договоров), из которых по состоянию на 30 декабря 2021 года заключено 610, или 99,3 проц. на сумму 20,9 млрд рублей.
Наибольшие суммы средств направлены на мероприятия национальных проектов "Демография" (7,8 млрд рублей), "Образование" (7,9 млрд рублей), "Здравоохранение" (2,8 млрд рублей), "Жилье и городская среда" (1,8 млрд рублей), "Безопасные и качественные дороги" (2,7 млрд рублей).
В марте 2021 года прошли Дни Республики Дагестан в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, в рамках которых обсуждались вопросы социально-экономического развития Дагестана и по их итогам принято постановление Совета Федерации от 17 марта 2021 г. N 85-СФ "О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан".
В 2021 году начата работа по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года (далее - Стратегия-2030). Проект Стратегии-2030, доработанный с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти, направлен в Министерство экономического развития Российской Федерации на согласование. Получено сводное положительное заключение на проект.
В настоящее время проект закона Республики Дагестан об утверждении Стратегии-2030 принят в первом чтении Народным Собранием Республики Дагестан.
Разработана модель экономического развития Республики Дагестан (далее - модель), в рамках которой реализация проектов на период до 2030 года предусматривает объем инвестиций на 416,0 млрд рублей и создание 65 тыс. рабочих мест.
Также в рамках модели выделено 5 прорывных проектов Республики Дагестан, которые охватывают такие отрасли экономики, как промышленность, агропромышленный комплекс, туризм, строительство и другие. Это проекты по развитию каспийского кластера в Республике Дагестан, развитию плодоовощного кластера в Южном Дагестане, второй этап реконструкции аэропорта "Махачкала", стратегический проект "Город обувщиков", развитие стекольного промышленного кластера. В целом по 5 прорывным проектам Республики Дагестан объем инвестиций за 2021 - 2030 годы составит 334,8 млрд рублей, планируется создание 16,5 тыс. рабочих мест.