ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2023 года N 538


Об утверждении Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа"

(с изменениями на 1 июля 2024 года)

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.07.2024 N 215)



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 10 сентября 2013 года N 359 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Чукотского автономного округа", Правительство Чукотского автономного округа постановляет:


1. Утвердить Государственную программу "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа" согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент экономики и инвестиций Чукотского автономного округа (Яремчук А.В.).


(п. 3 в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.07.2024 N 215)



Председатель Правительства
В.Г.КУЗНЕЦОВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 29 декабря 2023 г. N 538



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.07.2024 N 215)


Стратегические приоритеты в сфере реализации Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа"


1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Чукотского автономного округа


1.1. Малое и среднее предпринимательство


Сфера малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Чукотского автономного округа.


В период распространения новой коронавирусной инфекции и внешнеэкономических санкций, благодаря своевременно разработанным и реализованным на федеральном и региональном уровнях пакетам антикризисных мер, в Чукотском автономном округе обеспечена положительная динамика показателей в сфере МСП.


По состоянию на 1 октября 2023 года в округе осуществляют деятельность 1 561 субъект МСП, в том числе 437 - юридические лица, 1 124 - индивидуальные предприниматели, из них: 97,5% субъектов МСП относится к категории микропредприятий (1 522 единицы, в том числе 403 - юридические лица, 1 119 - индивидуальные предприниматели), 2,2% - к категории малых предприятий (35 единиц, в том числе 30 - юридические лица, 5 - индивидуальные предприниматели), 0,3% - к категории средних предприятий (4 юридических лица).


На 1 октября 2023 года количество субъектов МСП в сравнении с началом года увеличилось на 0,9% или на 14 единиц (1 547 единиц на 1 января 2023 года), к 1 января 2022 года выросло на 7,4% или на 108 единиц (1 453 единицы на 1 января 2022 года), а в сравнении с 1 января 2021 года - на 7,0% или на 102 единицы (1 459 единиц на 1 января 2021 года).


Среднесписочная численность работников, занятых у субъектов МСП, на 1 января 2023 года составила 3 837 единиц. Прирост значения показателя к прошлому году составил 10,8% или на 373 единицы. (3 464 единицы на 1 января 2022 года), в сравнении с 1 января 2021 года показатель увеличился на 19,2% или на 618 единиц (3 219 единиц на 1 января 2021 года). Значение показателя на 1 октября 2023 года составило 3 510 единиц.


По показателю численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей, также наблюдается положительная динамика: на 1 января 2021 года - 5 806 единиц, на 1 января 2022 года - 6 362 единицы (+9,6% к прошлому году), на 1 января 2023 года - 7 325 единиц (+15,1% к прошлому году). Значение показателя на 1 июля 2023 года составило 7 687 единиц.


Оборот субъектов МСП по итогам 2022 года составил 18,5 млрд рублей, что на 13,5% выше достигнутого значения показателя за 2021 год - 16,3 млрд рублей, а также на 14,2% выше значения показателя 2020 года - 16,2 млрд. рублей.


По данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 30 сентября 2023 года количество действующих налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) в Чукотском автономном округе, составило 1 025 человек, из них 963 человека - физические лица, 62 человека - индивидуальные предприниматели.


За период действия НПД в Чукотском автономном округе наблюдается ежегодный стабильный рост количества самозанятых граждан, что свидетельствует о востребованности специального налогового режима: за 2021 год количество самозанятых к предшествующему году увеличилось в 3 раза или на 254 человека (на 31 декабря 2021 года - 383 человека), в 2022 году значение показателя за год выросло почти в 2 раза или на 351 человека (на 31 декабря 2022 года - 734 человека).


Суммарный доход самозанятых граждан по итогам трех лет действия НПД на территории Чукотского автономного округа по состоянию на 30 сентября 2023 года составил 533,0 млн рублей, оказано свыше 78 тыс. услуг. Величина рассчитанного налога по чекам составила 23,0 млн рублей.


Несмотря на ежегодное увеличение количества самозанятых граждан в регионе не наблюдается сопоставимого оттока по количеству субъектов МСП, что означает вовлечение в сферу предпринимательской деятельности широкого круга физических лиц, ранее занятых в неформальном секторе.


Развитие МСП в Чукотском автономном округе сдерживается объективными условиями ведения деятельности в регионе, полностью расположенном в Арктической зоне, связанными с предельной транспортной недоступностью территории (отсутствие железнодорожного сообщения, отсутствие автотранспортных выходов в прилегающие субъекты Российской Федерации, отсутствие связи по наземным транспортным коммуникациям между населенными пунктами внутри региона), малой численностью населения, емкостью рынка, удаленностью от рынков сбыта, а также высокой капиталоемкостью производств, связанной с "северным удорожанием" (издержки, связанные со сложными природно-климатическими условиями, высоким уровнем затрат на коммунальные услуги и логистику, повышенной стоимостью рабочей силы).


В целях развития предпринимательской деятельности в регионе созданы региональные институты поддержки МСП: НО "Фонд развития Чукотки", осуществляющая функции центра "Мой бизнес", региональной гарантийной организации и центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, региональная микрокредитная компания АНО "Микрокредитная компания Чукотского автономного округа", а также управляющая компания промышленного парка "Анадырь" ООО "УК "Промышленный Парк "Арктикпромпарк".


Ежегодно осуществляется реализация комплекса мер поддержки МСП, включающего информационно-консультационную, финансовую поддержку в виде широкого спектра "прямых" безвозмездных субсидий как для начинающего, так и для действующего бизнеса, льготных микрозаймов, поручительств региональной гарантийной организации, имущественную поддержку и др.



1.2. Социально ориентированные некоммерческие организации


В целях развития гражданского общества в Чукотском автономном округе ежегодно осуществляется государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.


По состоянию на 1 октября 2023 года на территории округа зарегистрированы 189 некоммерческих организаций, в том числе 72 некоммерческие организации, созданные по национальному признаку и представляющие интересы коренных малочисленных народов, в том числе: 6 общественных организаций, 2 некоммерческих партнерства, 2 региональные ассоциации (союза), 1 автономная некоммерческая организация, 61 община коренных малочисленных народов Севера (54 - территориально-соседские общины, 7 - семейно-родовые общины).


В целях повышения роли институтов гражданского общества ежегодно осуществляется информационная и консультационная поддержка некоммерческих организаций. За последние 10 лет значительно активизировалась проектная деятельность некоммерческих организаций, представляющих интересы коренных малочисленных народов.


В целях учета этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития региона проводится социологическое исследование в целях определения доли граждан, удовлетворенных качеством реализуемых мероприятий, направленных на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сферах реализации Государственной программы "Стимулирование экономической активности населения Чукотского автономного округа" (далее - Государственная программа) определены исходя из долгосрочных приоритетов, закрепленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 26 июля 2020 года N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы", Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р, а также в Национальной программе социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 2464-р, Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2193-р, Государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316, Государственной программе Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532.


(в ред. Постановления Правительства Чукотского автономного округа от 01.07.2024 N 215)


К приоритетам Государственной программы относятся:


оказание государственной поддержки предпринимательству;


оказание государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, развитие институтов гражданского общества, поддержка общественно значимых инициатив, развитие взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти;


развитие экономической и внешнеэкономической деятельности предприятий.


В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Чукотского автономного округа определены цели, разработаны структура и система показателей Государственной программы.


Учитывая указанные приоритеты, система целеполагания Государственной программы включает в себя следующие цели:


1) создание благоприятных условий для развития бизнеса.


Для достижения указанной цели в структуру Государственной программы включено направление (подпрограмма) "Развитие предпринимательства";


2) создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.


Для достижения указанной цели в структуру Государственной программы включено направление (подпрограмма) "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций".



3. Задачи и способы их эффективного достижения в сфере государственного управления, включая задачи, определенные в соответствии с национальными целями, а также задачи, направленные на достижение показателей социально-экономического развития Чукотского автономного округа


Для достижения цели "Создание благоприятных условий для развития бизнеса" предусматривается решение следующих задач:


реализованы региональные меры финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства;


созданы условия для развития промышленных парков;


созданы условия для развития региональной системы микрофинансирования;


созданы условия для сохранения (увеличения) предпринимательской активности в сельской местности, сбалансированного развития потребительского рынка, стимулирования инвестиционной активности;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»