ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2023 года N 1152


О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы"



В целях повышения эффективности реализации государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности и общественного питания на территории Самарской области Правительство Самарской области постановляет:


1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 09.09.2020 N 672 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы" следующие изменения:


в наименовании и пункте 1 слова "на 2020 - 2025 годы" исключить;


в государственной программе Самарской области "Развитие торговли и потребительского рынка в Самарской области" на 2020 - 2025 годы (далее - Государственная программа):


в наименовании слова "на 2020 - 2025 годы" исключить;


паспорт Государственной программы признать утратившим силу;


текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению к настоящему Постановлению;


приложения 1 - 4 признать утратившими силу.


2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на министерство промышленности и торговли Самарской области.


3. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


4. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.



И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА



Приложение
к Постановлению
Правительства Самарской области
от 28 декабря 2023 г. N 1152



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)



Стратегические приоритеты Государственной программы



1. Оценка текущего состояния в сфере реализации Государственной программы


Самарская область - одна из крупнейших экономически развитых территорий России. Позиционирование Самарской области на межрегиональном и мировом уровнях определяется перспективами ее социально-экономического развития и степенью реализации возможностей региона в части формирования привлекательности и эффективного использования ресурсов территории.


В Самарской области торговля занимает одну из лидирующих позиций по вкладу в производство валового регионального продукта. Так, в 2021 году доля отрасли составила 9,8%. Для сравнения: доля обрабатывающих производств в регионе составила 21,6%, доля добычи полезных ископаемых - 20,7%.


В торговле по итогам 2022 года было занято порядка 17,2% всего занятого населения Самарской области.


Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики страны, в значительной мере обусловленным текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты и т.п.


Несмотря на зафиксированный в 2021 году рост оборота розничной торговли на 3,1% по сравнению с 2020 годом, в 2022 году вновь отмечается сокращение на 5,6% к уровню 2021 года.


Основным фактором, оказавшим существенное влияние на функционирование экономики в Самарской области, как и в Российской Федерации в целом, в 2022 году стало введение беспрецедентного пакета санкций недружественными странами в отношении Российской Федерации. Пакет ограничительных мер привел к разрыву производственно-логистических цепочек и необходимости перенастройки производств, существенному снижению импорта, ускорению инфляции.


Одновременно с падением товарооборота изменялась его структура. Наблюдалось уменьшение потребительского спроса на непродовольственные товары, которое было обусловлено снижением экономической активности бизнеса и населения, реальных располагаемых денежных доходов населения, а также повышением склонности потребителей к сбережению.


В 2020 году доля непродовольственных товаров в общем объеме розничных продаж составила 52,4%. В 2022 году данный показатель составил 49,9%.


В 2020 году доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составила 97,0%. В 2022 году зафиксирован спад на 0,6% до уровня 96,4%. Значение данного показателя по итогам 2022 года для Российской Федерации составило 95,4%, для Приволжского федерального округа - 95,6% и по сравнению с показателями 2020 года не продемонстрировало значительной динамики. Так, в 2020 году доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, для Российской Федерации и для Приволжского федерального округа составила соответственно 95,3% и 95,9%.


Доля оборота торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли в 2020 году в Самарской области, по данным Росстата, составила 42,1%, а по итогам 2022 года - 43%, демонстрируя тенденцию к росту на 0,9%. Для Приволжского федерального округа данный показатель в 2020 году составил 37,2%, в 2022 году - 39,3%, для Российской Федерации - 38,5% и 39,7% соответственно.


В сегменте торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, доля торговых сетей в обороте розничной торговли Самарской области в 2020 году составила 45,3%, в 2022 году увеличилась на 2,8%, достигнув значения 48,1%. Для Приволжского федерального округа данный показатель в 2020 году составил 46,0%, в 2022 году - 48,0%, для Российской Федерации - 42,9% и 46,3% соответственно.


На территории Самарской области представлены и активно развиваются сервисы доставки розничных торговых сетей, а также сервисы экспресс-доставки продуктов питания и товаров для дома со специальных складов, в котором собирают товары для формирования онлайн-заказов и их дальнейшей передачи в доставку. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в Самарской области также неуклонно растет, увеличившись с 2020 года со значения 3,2% до 5,9% в 2022 году. Указанный показатель в Приволжском федеральном округе составил 2,5% и 4,5% в 2020 и 2022 годах соответственно, в Российской Федерации - 3,9% и 6,0%.


Фактическая обеспеченность населения Самарской области площадью стационарных торговых объектов в 2022 году составила 857,87 кв. м на 1000 человек и по сравнению со значением 2020 года (825,50 кв. м на 1000 человек) незначительно выросла, превысив установленный норматив на 47,7%. Фактическая обеспеченность населения Самарской области площадью нестационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции также увеличилась с 9,25 кв. м в 2020 году до 9,35 кв. м в 2022 году, что превысило установленный норматив на 16,9%. Фактическая обеспеченность населения Самарской области площадью киосков и павильонов по продаже продукции общественного питания в 2020 году составила 1,67 кв. м на 1000 человек, а в 2022 году достигла 2,34 кв. м на 1000 человек, превысив установленный норматив на 192,96%.


Количество розничных рынков в Самарской области с 2020 по 2022 год сократилось на 4 единицы с 14 до 10, в том числе в связи с дополнением федерального законодательства требованиями об организации розничных рынков исключительно в капитальных строениях и сооружениях.


Доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли Самарской области в 2020 году составила 3,0% и по итогам 2022 года увеличилась до уровня 3,6% от общего оборота розничной торговли. В Приволжском федеральном округе указанный показатель составил 4,1% и 4,4% в 2020 и 2022 годах соответственно, в Российской Федерации - 4,7% и 4,6%.


Рынки и ярмарки являются одним из основных каналов сбыта продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Товарные группы, реализуемые на рынках и ярмарках, не находят других каналов продвижения. Развитие ярмарочной рыночной торговли имеет существенное значение и с точки зрения обеспечения экономической доступности продовольственных товаров для населения.


Реализация Государственной программы направлена на решение следующих проблем:


отсутствие современной инфраструктуры розничной торговли и общественного питания;


неравномерность распределения торговых объектов на территории региона, о чем свидетельствует наличие муниципальных образований со значительным перевыполнением установленных нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов и муниципальных образований, где нормативы не достигнуты;


недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.


В ходе реализации Государственной программы к концу 2025 года планируется рост оборота розничной торговли в Самарской области (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) на уровне 103,1.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются:


формирование современной многоформатной структуры розничной торговли Самарской области;


повышение экономической и территориальной доступности товаров для населения Самарской области;


создание условий для продвижения продукции местных товаропроизводителей и повышения ее конкурентоспособности;


повышение эффективности регулирования торговой отрасли;


обеспечение условий для развития конкуренции.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы установлены следующими нормативными правовыми актами:


Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";


Закон Самарской области "О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области";


Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441;


постановление Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности".


С учетом указанных приоритетов целью Государственной программы является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения Самарской области в потребительских товарах путем развития различных форм торговли.



3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Приоритеты и цель Государственной программы взаимосвязаны с национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474, и направлены на достижение целевого показателя "Обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции".


Показатель Государственной программы "Оборот розничной торговли в Самарской области (в % к предыдущему году в сопоставимых целях)" позволяет в полном объеме оценить степень развития торговли, масштаб товарного обращения как стадии воспроизведенного процесса, связывающей производство и потребление. Данный показатель как индикатор развития торговли на территории Самарской области используется в целях среднесрочного и долгосрочного планирования и является одним из основных показателей социально-экономического развития Самарской области, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 N 441 "О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года".



4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы


Задачей государственного управления в сфере реализации Государственной программы является формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Самарской области.


Достижение данной задачи планируется осуществить посредством реализации комплекса процессных мероприятий "Развитие многоформатной инфраструктуры торговли в Самарской области".


Ожидаемым результатом к концу реализации Государственной программы является достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью (количеством) стационарных торговых объектов, в том числе торговых объектов, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров, нестационарных торговых объектов, а также торговыми местами, используемыми для осуществления деятельности по продаже товаров на ярмарках и розничных рынках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»