ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2023 года N 866-п


О внесении изменения в постановление от 03.12.2018 N 452-п



1. В постановление Правительства Тюменской области от 03.12.2018 N 452-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" внести следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 22 декабря 2023 г. N 866-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОТРАСЛИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА" (ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)



Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика"



1. Оценка текущего состояния сферы социальной поддержки граждан Тюменской области


В Тюменской области социальные услуги в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предоставляют 89 организаций социального обслуживания, в том числе центры социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры социальной помощи, областной центр реабилитации инвалидов, стационарные учреждения социального обслуживания, негосударственные поставщики социальных услуг.


Существующая в Тюменской области сеть учреждений социального обслуживания населения представлена всеми формами социального обслуживания (на дому; стационарное; полустационарное, в том числе предоставление временного приюта лицам без определенного места жительства, освободившимся из мест лишения свободы).


Потребность в обеспечении социальными услугами во всех формах социального обслуживания удовлетворена в полном объеме. Отсутствует очередность на получение социальных услуг, в том числе в стационарной форме социального обслуживания.


Все учреждения социального обслуживания соответствуют требованиям пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Их материально-техническая база находится в нормативном состоянии и позволяет предоставлять весь спектр социальных услуг, проводить социально-реабилитационные мероприятия.


Все организации социального обслуживания максимально адаптированы к потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, оснащены необходимыми средствами для создания безбарьерной среды маломобильной категории граждан.


Для обеспечения адресности и доступности услуг в сфере социального обслуживания во всех муниципальных образованиях Тюменской области функционируют организации социального обслуживания, созданные с учетом особенностей демографической ситуации и социально-экономического развития Тюменской области, а также уровня востребованности видов и форм социального обслуживания основных категорий потребителей услуг.


Приоритетом региональной социальной политики в отношении граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, является внедрение новых технологий и реализация эффективных методов работы социальных служб, направленных на повышение качества жизни данной категории граждан, в том числе развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания, обеспечивающих доступность ежедневного ухода на дому с учетом состояния здоровья граждан. Особое внимание уделяется вопросу предоставления социальных услуг в удаленных районах с применением участкового метода работы, обеспечивающего своевременное выявление нуждающихся в социальных услугах граждан и предоставление им в оперативном порядке необходимых услуг. В более 1200 сельских поселениях работают более 300 участковых специалистов, оказывающих услуги по месту проживания граждан, в том числе обеспечивают поддержку граждан старшего поколения, семей с детьми, осуществляется патронаж, подворовые обходы, рейды. Участковый принцип работы клиентоориентирован, обеспечивает индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг.


Кроме того, в регионе применяются выездные формы работы с населением, в том числе организация работы мобильных "мультидисциплинарных" бригад, позволяющих "доставить" населению нужную услугу сотрудниками различных ведомств и организаций, несмотря на отдаленность и труднодоступность их проживания. В состав бригад входят социальные работники, медицинские работники, сотрудники отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области, представители муниципалитета, работники служб быта и другие. Все мобильные бригады оснащены автотранспортом.


В целях определения потребностей граждан, утративших способность к самообслуживанию, в необходимой помощи в регионе проводится комплексный мониторинг социального положения пожилых людей, по результатам которого принимаются все необходимые меры.


В регионе организована работа служб транспортного обслуживания отдельных категорий граждан при центрах (комплексных центрах) социального обслуживания населения, реабилитационных центрах во всех муниципальных образованиях Тюменской области.


В целях обеспечения доступности информации о социальном обслуживании учреждениями используются различные средства коммуникации, в том числе официальные сайты, диспетчерские службы, онлайн-консультации, единая областная информационно-справочная служба.


Семейная политика, включающая комплекс мер по профилактике сиротства, поддержке многодетных и малоимущих семей, способствует росту численности семей, имеющих детей.


В области в целях финансовой поддержки семей в связи с рождением детей предоставляются региональные меры социальной поддержки, в том числе региональный материнский (семейный) капитал на первого ребенка, региональный материнский капитал на третьего и последующих детей, единовременная выплата на приобретение жилого помещения (улучшение жилищных условий) при рождении одновременно трех и более детей.


В 2022 году различные меры социальной поддержки получали 402,2 тыс. человек - 27% от общей численности населения Тюменской области.


В области создаются условия для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.


Приоритетом развития сферы социального обслуживания является создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с учетом межведомственного взаимодействия, включая внедрение инновационных технологий, в том числе стационарозамещающих, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях граждан, нуждающихся в постороннем уходе, имеющих психические заболевания, на их социализацию в обществе, самореализацию и удовлетворение творческих, познавательных и иных потребностей.


В целях создания конкурентной среды и, как следствие, повышения качества социального обслуживания в регионе развивается негосударственный сектор, повышается доступ социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) к бюджетным средствам на оказание социальных услуг. На рынке социальных услуг в рамках Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" работают 37 негосударственных поставщиков социальных услуг, удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций всех форм собственности составляет 47,2%. В регионе созданы условия для развития конкуренции в сфере социального обслуживания.


С 2019 года продолжается реализация региональных проектов в рамках национального проекта "Демография".


Целью регионального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" является создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.


Целью регионального проекта "Старшее поколение" является создание условий для активного долголетия, качественной жизни граждан пожилого возраста, создание мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни.



2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из Указа Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р, постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24 марта 2020 г. N 23.


Реализация мероприятий государственной программы Тюменской области "Развитие отрасли "Социальная политика" оказывает влияние на достижение целевого показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" и опосредованно на достижение целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


В рамках действующей Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года стратегической целью является устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона. Реализация Программы направлена на достижение следующих целей и задач Стратегии СЭР ТО:


Приоритет 1. Человек. Высокое качество жизни населения и человеческий капитал.


Цель 1.1. Повышение уровня жизни. Повышение уровня жизни населения.


Задача 1.1.2. Социальная защита. Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) населения.


Цель 1.2. Развитие человеческого капитала. Развитие человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность Тюменской области и создание новых форматов качества и образа жизни.


Задача 1.2.3. Семья. Демографическое развитие. Укрепление института семьи и сохранение традиций семейных отношений. Демографическое развитие.



3. Задачи государственного управления при реализации Программы


Достижение целей государственной политики в сфере обеспечения социального благополучия населения Тюменской области обеспечивается путем решения следующих задач:


- обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) населения;


- укрепление института семьи и сохранение традиций семейных отношений. Демографическое развитие.


В рамках решения задачи "Обеспечение эффективного функционирования системы социальных гарантий (социальной защиты) населения предусмотрены следующие направления деятельности:


- повышение социальной обеспеченности и социального благополучия населения, социальная поддержка отдельных категорий граждан и сокращение бедности;


- унификация системы предоставления мер социальной поддержки;


- применение принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки;


- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с учетом межведомственного взаимодействия, включая внедрение современных технологий социального обслуживания, развитие семейного ухода;


- расширение практики по социальному сопровождению граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми с привлечением заинтересованных ведомств и организаций;


- повышение качества жизни пожилых людей, в том числе финансовое обеспечение граждан старшего поколения, стимулирование их занятости, совершенствование системы охраны здоровья, обеспечение доступа к информационным и образовательным ресурсам, создание условий для организации досуга, развития рынка социальных услуг, содействие социальной активности, участию в жизни общества;


- реализация проекта "Доступная среда", в том числе повышение уровня доступности ключевых объектов и услуг, в том числе медико-социальных и реабилитационных, в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; создание условий для самореализации инвалидов посредством физической культуры, спорта, культуры и творчества;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»