(с изменениями на 31 октября 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 31.10.2024 N 774)
В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 июня 2023 г. N 257 "О системе управления государственными программами Республики Мордовия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Мордовия "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (далее - государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем государственной программы Министерство культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" ("Известия Мордовии" от 29 ноября 2013 г. N 178-65);
постановление Правительства Республики Мордовия от 31 марта 2014 г. N 114 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 4 апреля 2014 г. N 48-18);
постановление Правительства Республики Мордовия от 30 апреля 2014 г. N 196 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 22 мая 2014 г. N 72-26);
постановление Правительства Республики Мордовия от 19 января 2015 г. N 10 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 января 2015 г., N 1300201501210004);
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 января 2016 г. N 24 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 22 января 2016 г. N 6-2);
постановление Правительства Республики Мордовия от 24 марта 2017 г. N 208 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 27 марта 2017 г., N 1300201703270001);
постановление Правительства Республики Мордовия от 27 марта 2018 г. N 174 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы" ("Известия Мордовии" от 28 марта 2018 г. N 32-13);
постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2019 г. N 91 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 507" ("Известия Мордовии" от 27 февраля 2019 г. N 22-9);
постановление Правительства Республики Мордовия от 3 апреля 2020 г. N 200 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" ("Известия Мордовии" от 3 апреля 2020 г. N 35-19);
постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2021 г. N 83 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 1 марта 2021 г., N 1300202103010002);
постановление Правительства Республики Мордовия от 20 декабря 2021 г. N 584 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 декабря 2021 г., N 1300202112230008);
Постановление Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2022 г. N 205 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 9 марта 2022 г., N 1300202203090001);
постановление Правительства Республики Мордовия от 17 марта 2023 г. N 131 "О внесении изменений в государственную программу "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия" (официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 17 марта 2023 г., N 1300202303170001).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
Д.ПОЗДНЯКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ"
(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 31.10.2024 N 774)
Республика Мордовия - полиэтничный и поликонфессиональный субъект Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на территории региона проживают представители 90 различных национальностей, общая численность которых составляет 783552 чел., из них: русские (406061 чел., или 51,8% от общего количества населения), мордва (290750 чел., или 37,1%), татары (39855 чел., или 5%), таджики (1544 чел., или 0,19%), украинцы (1414 чел., или 0,18%), армяне (1359 чел., или 0,17%), узбеки (1038 чел., или 0,13%), азербайджанцы (627 чел., или 0,08%), белорусы (309 чел., или 0,03%), чуваши (446 чел., или 0,057%).
Мордовский народ занимает шестнадцатое место по численности среди народов Российской Федерации, этнически неоднороден и состоит из двух субэтнических групп: мордва-мокша и мордва-эрзя. На территории Республики Мордовия проживает 290750 чел., или 60,0% от численности мордвы.
Демографическая ситуация в Республике Мордовия в целом отражает общероссийские тенденции: сокращение численности и старение населения, снижение рождаемости и активизировавшиеся в последние десятилетия миграционные процессы, в результате которых в Мордовии сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из республик Северного Кавказа и бывших союзных республик (узбеки, таджики, казахи, грузины, туркмены).
Государственные языки - русский и мордовский (мокшанский, эрзянский). Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи и является разговорным для 1/3 населения республики.
В настоящее время в Республике Мордовия сохраняется благоприятный климат в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, благодаря эффективной региональной политике, которая основывается на сбалансированном сочетании решения двух задач: с одной стороны - формирования общегражданской идентичности, а с другой - сохранения самобытности, традиций, языка, культуры и других характеристик этнической идентичности. В регионе выстроена устойчивая система взаимодействия в сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти, органам местного самоуправления и институтам гражданского общества.
В последние десятилетия в республике созданы все необходимые условия для удовлетворения национальных и религиозных потребностей народов, ведется регулярная работа по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского, татарского и других народов, населяющих республику, их приобщение к собственным национально-культурным традициям, создание атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности. Высокий уровень межнационального и межрелигиозного мира и согласия в регионе подтверждается данными социологических исследований. Так, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений по результатам мониторинга, проведенного специалистами ГКУ Республики Мордовия "Научный центр социально экономического мониторинга" в 2022 году, составила 91,4%; доля граждан, не испытывающих негативного отношения к представителям другой национальности, - 86,0%; доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации по признакам национальности, языка, религии в общем количестве опрошенных граждан, составляет 88%.
Средством реализации этнокультурной политики в республике является развернутая инфраструктура, создающая условия для воспроизводства культуры различных этнических групп в форме изучения мордовских языков в школах и вузах, книгоиздания, использования мордовских языков в средствах массовой информации, национально-культурных центров, фольклорных коллективов и фестивалей, а также некоммерческих и неправительственных организаций, тесно сотрудничающих с органами государственной власти. В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих Мордовию. К их числу относятся: "Акша келу", "Раськень озкс", "Велень озкс", "День славянской письменности и культуры", "Сабантуй", "Шумбрат". Организация и проведение подобных мероприятий формирует имидж республики как региона, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.
Значительное влияние на сложившуюся в последние годы ситуацию в сфере межнациональных отношений оказывает деятельность различных этноориентированных общественных объединений. По состоянию на 1 января 2023 г. в Республике Мордовия насчитывается 1428 некоммерческих организаций, из которых наиболее активно действующих и влияющих на формирование общественного мнения - около 200, в том числе: Межрегиональное общественное движение мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия "Якташлар", Местная национально-культурная автономия украинцев г. Саранска Республики Мордовия, Региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз армян России" в Республике Мордовия, Мордовская региональная общественная национально-культурная организация "Азербайджан", Ассоциация мокшанских женщин "Юрхтава", Союз эрзянских женщин "Литова", Мордовская региональная общественная организация татарских женщин "Чулпан", Мордовская региональная общественная организация развития сельских территорий "Новое село", Автономная некоммерческая организация информационно-аналитический центр "Национальная безопасность и наука", Автономная некоммерческая организация Центр социокультурных инициатив "Вместе".
В реестр Министерства культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия включены 32 социально ориентированных некоммерческих организации, осуществляющие деятельность в области культуры и искусства, сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, содействия духовному развитию личности.
С организациями налажено тесное взаимодействие, проводятся совместные мероприятия, оказывается информационно-методическая поддержка осуществления проектной деятельности.
Исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия ведется активная работа совместно с национально-культурными объединениями республики и другими институтами гражданского общества по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе, а также этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории.
Кроме того, консолидация многонационального сообщества Республики Мордовия входит в число приоритетных направлений деятельности Общественной палаты Республики Мордовия, Совета при Главе Республики Мордовия по межнациональным и межконфессиональным отношениям, Координационного совета Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественного Совета по развитию православной культуры при Главе Республики Мордовия, Общественного Совета по развитию мусульманской культуры при Главе Республики Мордовия, Рабочей группы по делам казачества при Главе Республики Мордовия.
Республика Мордовия не является мигрантоемким регионом. Результаты мониторингов показывают, что жители Мордовии в целом положительно относятся к иностранным гражданам, считая отношения между принимающим сообществом и иностранными гражданами доброжелательными и бесконфликтными. Приезд иностранных граждан на территорию Мордовии не воспринимается как источник напряженности, в связи с чем большинство респондентов не испытывают к ним негативных отношений.
Органами государственной власти Республики Мордовия на регулярной основе ведется работа по профилактике идеологии экстремизма, воспитанию традиционных российских духовно-нравственных ценностей, информационному противодействию и недопущению пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости. На постоянной основе осуществляется взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, институтов гражданского общества и средств массовой информации, в том числе и в сфере противодействия национализму, экстремизму и терроризму. В частности, одна из мер предупреждения вовлечения детей и подростков в деструктивные движения и криминальные субкультуры - это информационно-пропагандистская работа в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", направленная на масштабирование и продвижение контента о реализации основных направлений государственной национальной политики, включая духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание, популяризацию традиционных ценностей. На страницах республиканских средств массовой информации открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов, проживающих на территории Республики Мордовия.
В целях создания благоприятных условий для равноправного развития языков всех народов, проживающих в Мордовии, сохранения достижений культуры, а также удовлетворения языковых и культурных запросов в республике осуществляются меры по изучению государственных языков в образовательных организациях республики. В регионе созданы условия для расширения их функционирования в средствах массовой информации, в сфере науки и культуры. Успешно работают национальные редакции радио и телевидения, выпускаются книги, газеты и журналы на национальных языках, во многих средствах массовой информации регулярно издаются материалы, посвященные традиционной культуре, обычаям и истории народов, проживающих в Мордовии.
Религиозная ситуация в Республике Мордовия характеризуется стабильностью и веротерпимостью, этнические конфликты и проявления этнического насилия в Мордовии отсутствуют. В настоящее время на территории республики зарегистрировано 495 религиозных организаций, представляющих 10 конфессий. Доминирующей религией среди населения является православное христианство: в республике действует 361 религиозная организация, относящаяся к Мордовской митрополии Русской Православной Церкви. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам. Несмотря на преобладание православия и, в меньшей степени, ислама, конфессиональный ландшафт достаточно разнообразен: в республике представлены практически все основные протестантские общины (баптисты, лютеране, адвентисты, пятидесятники), а также небольшое число сторонников других религиозных конфессий.
В республике налажено взаимодействие органов государственной власти с представителями религиозных организаций, что благоприятно отражается на поддержании социального согласия и стабильности межконфессиональной ситуации в республике.
Вместе с тем существующее в Республике Мордовия этническое, культурное и религиозное многообразие требует осуществления очень взвешенной и эффективной национальной политики, так как решение задач по обеспечению национальной безопасности сталкивается с определенными угрозами и рисками, в число которых входят:
социально-экономическая и геополитическая нестабильность;
демографический и миграционный кризис;