Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (приложение).
2. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 21.11.2022 N 199-п "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов и о признании утратившим силу постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и о признании утратившим силу постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2020 N 185-п "Об утверждении основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года.
Исполняющий обязанности Главы
Республики Хакасия - Председателя
Правительства Республики Хакасия
Т.КУРБАТОВА
Утверждены
постановлением Президиума
Правительства Республики Хакасия
от 22.12.2023 N 262-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2024 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленных на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.
Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 N 408 "Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия", постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п "О Плане финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающем мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2025 годы".
Долговая политика Республики Хакасия в 2022 году была ориентирована на достижение целей и задач, установленных Основными направлениями долговой политики Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п, государственной программой Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561, и Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающим мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2025 годы, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п.
По состоянию на 01.01.2023 государственный долг Республики Хакасия составил 23582 млн рублей, в том числе рыночные заимствования - 2000 млн рублей.
По итогам 2022 года структура государственного долга представлена следующими видами заимствований:
государственные облигационные займы - 8%;
бюджетные кредиты из федерального бюджета - 92%.
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Хакасия в 2022 году составили 375 млн рублей.
Обслуживание и погашение долговых обязательств Республики Хакасия в 2022 году осуществлялись в соответствии с заключенными договорами своевременно и в полном объеме, просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.
Наиболее значимым фактором, влияющим на долговую политику Республики Хакасия в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, является необходимость выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов. В соответствии с условиями реструктуризации бюджетных кредитов, осуществленной в 2017 году, государственный долг Республики Хакасия по итогам 2024 - 2026 годов не должен превысить 35%, 67% и 58% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2024 - 2026 годы соответственно. При этом рыночные заимствования в 2024 - 2026 годах ежегодно должны составлять не более 33% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений.
Также необходимо выполнять условие соглашения от 30.07.2021 N 01-01-06/06-289 о предоставлении бюджету Республики Хакасия из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций о непревышении по итогам 2024 - 2026 годов рыночного долга консолидированного бюджета Республики Хакасия 25% объема доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений в 2024 - 2026 годах соответственно.
К другим основным факторам, влияющим на характер долговой политики Республики Хакасия, относятся:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами республиканского бюджета Республики Хакасия;
рост расходных обязательств Республики Хакасия вследствие принятия указов Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, связанный с необходимостью повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (с учетом выплаты районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок), а также сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности (майские указы Президента Российской Федерации).
Основными стратегическими целями долговой политики Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" и от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам", а также выполнение условий предоставления бюджетных кредитов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2021 N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год". Указанные цели необходимо достичь при одновременном обеспечении сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:
обеспечить в 2024 - 2026 годах дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия не более 10% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечить в 2024 - 2026 годах долю общего объема государственного долга Республики Хакасия от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2025 - 35%;
на 01.01.2026 - 67%;
на 01.01.2027 - 58%;
обеспечить в 2024 - 2026 годах долю общего объема долговых обязательств Республики Хакасия по рыночным заимствованиям от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2025 - 33%;
на 01.01.2026 - 33%;
на 01.01.2027 - 33%;
обеспечить в 2024 - 2026 годах долю общего объема долговых обязательств Республики Хакасия и муниципальных образований по рыночным заимствованиям от суммы доходов консолидированного бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2025 - 25%;
на 01.01.2026 - 25%;
на 01.01.2027 - 25%;
обеспечить направление средств республиканского бюджета Республики Хакасия, высвобождаемых в 2023 - 2024 годах в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам, на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2021 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации;
осуществлять привлечение в республиканский бюджет Республики Хакасия кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
осуществлять предоставление бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований при условии обеспечения возможности привлечения в бюджет муниципального образования кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых, в случае, если законом о республиканском бюджете Республики Хакасия предусмотрено предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований;
направлять в Министерство финансов Российской Федерации и согласовывать с ним до внесения в Верховный Совет Республики Хакасия предполагаемых изменений в закон о бюджете Республики Хакасия в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета Республики Хакасия.
Использование инструментов реализации долговой политики Республики Хакасия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов ориентировано на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и долговой политики Российской Федерации в отношении регионов.
В 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов приоритетным инструментом реализации долговой политики Республики Хакасия в случае необходимости привлечения заемных средств и при соблюдении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации будет являться выпуск государственных ценных бумаг Республики Хакасия как источник долгосрочного финансирования дефицита бюджета.
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основным риском при управлении государственным долгом Республики Хакасия является риск недополучения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета Республики Хакасия в связи с изменением геополитической ситуации на мировых рынках в результате проводимой Западом санкционной политики, оказывающей влияние на резкое падение прибыли в основных отраслях экономики республики, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности.