____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2022 на основании Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 08.12.2021 N 193-п.
____________________________________________________________________
Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
1. Утвердить Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы согласно приложению.
2. Признать утратившим силу постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 13.11.2019 N 164-п "Об утверждении Основных направлений долговой политики Республики Хакасия на 2020 - 2022 годы".
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2021 года.
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.КОНОВАЛОВ
Утверждены
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 25.12.2020 N 185-п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ НА 2021 - 2023 ГОДЫ
Долговая политика Республики Хакасия - это направление деятельности Правительства Республики Хакасия, которое является составной частью бюджетной политики региона и реализуется через определенный комплекс мероприятий, направленных на рациональную и эффективную мобилизацию, распределение, использование и возврат Республикой Хакасия заимствованных финансовых ресурсов.
Основные направления долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.06.2012 N 408 "Об утверждении Концепции управления государственным долгом Республики Хакасия", постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561 "Об утверждении государственной программы Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п "О Плане финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающем мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2024 годы".
Долговая политика Республики Хакасия в 2019 году была ориентирована на достижение целей и задач, установленных Основными направлениями долговой политики Республики Хакасия на 2019 - 2021 годы, утвержденными постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 25.12.2018 N 168-п, а также государственной программой Республики Хакасия "Повышение эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами Республики Хакасия", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 31.10.2014 N 561, и Планом финансового оздоровления государственных финансов Республики Хакасия, включающим мероприятия по росту доходов, оптимизации расходов и сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2016 - 2024 годы, утвержденным постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 09.06.2016 N 60-п.
Основная цель долговой политики Республики Хакасия в 2019 году - снижение долговой нагрузки на республиканский бюджет Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - постановление N 1531).
По итогам 2019 года государственный долг Республики Хакасия составил 98%, в том числе рыночные заимствования - 36% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за 2019 год при плановых значениях 100% и 33% соответственно.
Основной причиной невыполнения условий реструктуризации в 2019 году в части государственного долга Республики Хакасия по рыночным заимствованиям является сокращение собственных доходов республиканского бюджета Республики Хакасия, а также сокращение объема дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Но, несмотря на это, государственный долг Республики Хакасия в 2019 году был сокращен на 1 млрд 113 млн рублей за счет собственных доходов республиканского бюджета.
По состоянию на 01.01.2020 государственный долг Республики Хакасия составил 20734 млн рублей, в том числе рыночные заимствования - 7557 млн рублей, что ниже аналогичного периода предыдущего года на 5%.
По итогам 2019 года структура государственного долга представлена следующими видами заимствований:
государственные облигационные займы - 28%;
банковские кредиты - 8%;
бюджетные кредиты из федерального бюджета - 64%.
Расходы на обслуживание государственного долга Республики Хакасия в 2019 году составили 912 млн рублей, что ниже предыдущего аналогичного периода на 13%.
Обслуживание и погашение долговых обязательств Республики Хакасия в 2019 году осуществлялись в соответствии с заключенными договорами своевременно и в полном объеме, просроченная задолженность по долговым обязательствам отсутствует.
Начиная с 2013 года государственный долг Республики Хакасия ежегодно увеличивался. Так, на начало 2013 года государственный долг составлял 4587 млн рублей, к концу 2017 года он достиг своего максимального значения 24613 млн рублей. То есть увеличение государственного долга за пять лет произошло в 5,4 раза.
Увеличение государственного долга Республики Хакасия связано с принятием в 2012 году ряда федеральных законов и указов Президента Российской Федерации. Как следствие, значительно выросли социальные обязательства Республики Хакасия, расширен перечень полномочий Республики Хакасия, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета. При этом растущие расходные обязательства не обеспечивались поступлениями доходов в республиканский бюджет Республики Хакасия в полном объеме. Одновременно в результате негативной ситуации в мировой экономике замедлился рост оборотов организаций, что повлияло на поступления доходов в консолидированный бюджет Республики Хакасия от крупнейших налогоплательщиков региона. В частности, сократились поступления по налогу на прибыль организаций.
Указанные факторы привели к формированию максимального дефицита республиканского бюджета Республики Хакасия, для финансирования которого осуществлялось привлечение заемных средств.
Основным фактором, влияющим на долговую политику Республики Хакасия в 2021 году и плановом периоде 2022 - 2023 годов, является необходимость дальнейшего снижения государственного долга Республики Хакасия и выполнения условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением N 1531. Кроме этого, существуют другие факторы, которые будут оказывать влияние на характер долговой политики Республики Хакасия, такие как:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, влекущие диспропорции между расходами и доходами республиканского бюджета Республики Хакасия;
рост расходных обязательств Республики Хакасия вследствие принятия Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
ежегодный рост расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, связанный с необходимостью повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением минимального размера оплаты труда (с учетом выплаты районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок), а также сохранением достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности ("майские" Указы Президента Российской Федерации);
ухудшение экономической ситуации в регионе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Основными стратегическими целями долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы являются снижение государственного долга Республики Хакасия и выполнение условий реструктуризации бюджетных кредитов в соответствии с постановлением N 1531 при обеспечении сбалансированности республиканского бюджета Республики Хакасия.
Для достижения указанных целей необходимо выполнить следующие задачи:
обеспечить в 2021 - 2023 годах дефицит республиканского бюджета Республики Хакасия не более 10% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечить в 2021 - 2023 годах долю общего объема государственного долга Республики Хакасия от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2022 - 76%;
на 01.01.2023 - 61%;
на 01.01.2024 - 48%;
обеспечить в 2021 - 2023 годах долю общего объема долговых обязательств Республики Хакасия по государственным ценным бумагам Республики Хакасия и кредитам, полученным Республикой Хакасия от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций от суммы доходов республиканского бюджета Республики Хакасия без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год не более:
на 01.01.2022 - 33%;
на 01.01.2023 - 33%;
на 01.01.2024 - 33%;
осуществлять привлечение в республиканский бюджет Республики Хакасия кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;
осуществлять предоставление бюджетных кредитов из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия при условии обеспечения возможности привлечения в бюджет муниципального образования кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
Использование инструментов реализации долговой политики Республики Хакасия на 2021 - 2023 годы ориентировано на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и долговой политики Российской Федерации в отношении регионов.
В 2021 - 2023 годах основными инструментами реализации долговой политики Республики Хакасия будут являться привлечение "коротких" казначейских кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1% годовых сроком пользования до 240 дней, а также кредитов от кредитных организаций с целью рефинансирования долговых обязательств Республики Хакасия.
Важное место в достижении целей долговой политики занимает оценка потенциальных рисков, возникающих в процессе ее реализации. Основным риском при управлении государственным долгом Республики Хакасия является риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета Республики Хакасия в связи со снижением мировых цен на уголь и алюминий, что повлечет резкое падение прибыли в основных отраслях экономики республики.