ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 684-П


Об утверждении государственной программы Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей"

(с изменениями на 19 ноября 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 26.04.2024 N 185-П, от 31.05.2024 N 240-П, от 19.11.2024 N 511-П)




В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 25.09.2023 N 511-П "О разработке и реализации государственных программ Кировской области", распоряжением Правительства Кировской области от 07.08.2023 N 244 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области", а также с учетом распоряжения министерства экономического развития Кировской области от 26.09.2023 N 11 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Кировской области" Правительство Кировской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей" (далее - Государственная программа) согласно приложению.


2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы министерство молодежной политики Кировской области.


3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кировской области Шумайлову С.В.


4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор
Кировской области
А.В.СОКОЛОВ



Приложение



Утверждена
постановлением
Правительства Кировской области
от 15 декабря 2023 г. N 684-П



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ"

(в ред. постановлений Правительства Кировской области от 26.04.2024 N 185-П, от 31.05.2024 N 240-П, от 19.11.2024 N 511-П)




Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей"


1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы


Согласно статистическим данным, на 01.01.2023 на территории Кировской области проживает 97 тысяч детей в возрасте от 7 до 13 лет и 246 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, что делает молодежную политику одним из приоритетных направлений работы Правительства Кировской области.


Целенаправленное включение молодых людей в решение социально-экономических задач региона осуществляется через непосредственную подготовку молодежных проектов, участие в работе общественных организаций и объединений, реализацию инициатив за счет грантовых средств, участие в системе молодежного самоуправления, интеграцию молодых граждан в социокультурные отношения.


В регионе действуют отделения общероссийских молодежных организаций, региональные и местные организации, значительное количество неформальных объединений по интересам. В их деятельность на постоянной основе вовлечены порядка 96 тысяч молодых людей. В целях реализации государственной политики в интересах детей и молодежи в 2022 году создано новое Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых".


Основным механизмом системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи, создания комфортных условий для самореализации является Всероссийская форумная кампания и грантовые конкурсы различного уровня, участие в проектах платформы "Россия - страна возможностей". В регионе функционирует проектный офис по поддержке молодежных инициатив, работа которого направлена на организацию и проведение обучающих семинаров, оказание консультационной и методической поддержки по вопросам социального проектирования. Благодаря этому в регион привлекаются дополнительные финансовые ресурсы в виде грантов. Так, в 2022 году на реализацию 140 молодежных инициатив удалось привлечь почти 146 миллионов рублей, в 2021 году поддержку получили 144 проекта на общую сумму 121 миллион рублей.


С целью создания условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, внедрения технологии "социального лифта" на территории региона сформированы молодежные советы при главах всех муниципальных образований Кировской области, молодежный совет при Губернаторе Кировской области, представители общественных организаций и объединений включены в общественные советы органов исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований Кировской области. Помимо советов молодежи на территории региона осуществляют свою деятельность 288 органов ученического самоуправления и 393 органа студенческого самоуправления, Молодежное правительство Кировской области и Молодежный парламент Кировской области.


В регионе создан 21 муниципальный добровольческий центр, деятельность которых направлена на развитие и поддержку волонтерства, благотворительности и гражданских инициатив. Благодаря реализации ключевых мероприятий сферы добровольчества в 2022 году численность граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность, составила 82451 человек, что на 9785 человек больше, чем в 2021 году. В общероссийскую акцию взаимопомощи #МыВместе, начиная с 2020 года, включились более 2,5 тысяч волонтеров. С февраля 2022 года штабами "МыВместе" обеспечивается постоянное оказание помощи семьям военнослужащих, сбор гуманитарной и иной помощи, проведение отдельных мероприятий для военнослужащих и их семей, помощь пунктам набора граждан для службы по контракту.


Вместе с тем в молодежной среде существует комплекс проблем, сдерживающих ее развитие и приводящих к снижению интеллектуального и экономического потенциала Кировской области.


Одной из проблем при работе с молодежью является недостаточное кадровое обеспечение органов и учреждений, участвующих в реализации молодежной политики. Зачастую специалист по делам молодежи в администрациях муниципальных образований Кировской области совмещает работу по другим направлениям (спорт, туризм, культура и т.п.), что не позволяет эффективно реализовывать государственные задачи в полном объеме. Кроме того, значительное количество специалистов не имеют профильного образования или профессиональной подготовки. Так, в 2022 году штатная численность специалистов по молодежной политике на региональном и муниципальном уровне составила 225 человек. Доля специалистов с профильным образованием - 66%. Решением проблемы станет реализация комплекса мер, направленных на формирование профессионального сообщества в сфере молодежной политики, создание стабильного и соответствующего задачам молодежной политики кадрового состава, создание условий для обеспечения социальных и экономических гарантий для работников указанной сферы.


Также одной из ключевых проблем сферы молодежной политики является недостаточно развитая инфраструктура для работы с молодежью. Следует отметить, что мероприятия для молодежи проводятся на площадках различных организаций (дома культуры, образовательные организации, библиотеки, площади и пр.), что не позволяет создать постоянные точки притяжения молодых людей. В связи с отсутствием площадок для самореализации молодежи возникают проблемы криминогенного и антисоциального характера, и нередко молодежь начинает выражать свое мнение, используя деструктивные способы самовыражения, в том числе незаконные.


Поэтому одной из перспективных задач является создание современных творческих пространств, коворкингов, молодежных центров по принципу "третье место", которые могут открываться в виде отдельных помещений в домах культуры, библиотеках, домах творчества и др., а также оборудование прилегающих территорий для проведения на них молодежных проектов и мероприятий.


Повышается медиаграмотность молодых людей, поэтому важно осуществлять поиск новых способов коммуникации с молодежью, которым она будет оказывать высокую степень доверия. В частности, социологическое исследование, проведенное министерством молодежной политики Кировской области в 2022 году (далее - социологическое исследование), показало, что очень небольшая доля молодежи смотрит телевизор - 17%, слушает радио - 5% и читает газеты - 4%. Жизнь в цифровой сфере протекает в социальных сетях (71%), мессенджерах (28%), новостных порталах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (28%).


Для информирования молодежи о самореализации используются группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах, сайты министерства молодежной политики Кировской области и Правительства Кировской области. Кроме того, проводятся очные презентации проектов и мероприятий, участие в теле- и радиоэфирах. Несмотря на высокий уровень информационного охвата в социальных сетях (952 тысячи единиц в 2022 году), существует потребность в улучшении качества подаваемого контента, необходимо учитывать не только особенность восприятия молодежи ("картинка" - красиво, современно, удобно, неформальное общение, простой и понятный язык), но и наполнение контента информацией, формирующей осознанное и уважительное отношение к традиционным ценностям Российской Федерации (семья, дети, мораль, справедливость, культура и др.).


В результате решения проблем, связанных с кадровым обеспечением сферы молодежной политики, развитием инфраструктуры для работы с молодежью и информационным обеспечением сферы, будут созданы все необходимые условия для реализации проектов и программ, направленных на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи.


По данным социологического исследования, основными формами занятости молодежи являются обучение (47%) и работа (49%). При этом досуг молодежи достаточно разнообразен: спорт (32%), творчество (31%), активность в семейной жизни (25%), профессиональное развитие (21%), общественная жизнь (18%). Кроме того, 16% отдают предпочтение добровольчеству, а 7% - науке.


Реализация мероприятий, проводимых с молодежью, должна строиться на основе ее интересов и ключевых запросов, выявленных у молодых людей по результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения: сильное социальное государство; дальнейшее развитие добровольчества; обеспечение возможностей для получения качественного образования; помощь в трудоустройстве; поддержка семьи и помощь в приобретении собственного жилья; помощь в сохранении здоровья; модернизация коммуникаций; обеспечение безопасной среды для жизни; создание комфортных условий для самореализации.


Также одним из основных направлений реализации молодежной политики является организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи. Данное направление на протяжении нескольких лет входит в систему национальных приоритетов Российской Федерации. Развитие сферы детского отдыха и оздоровления способствует социализации детей и молодежи, развитию их способностей, личностному и профессиональному самоопределению, а также культурному, образовательному и физическому развитию и оздоровлению.


Всего в 2022 году на территории Кировской области функционировали 468 организаций отдыха детей и их оздоровления (22 загородные стационарные организации отдыха и оздоровления, 444 учреждения с дневным пребыванием детей, 2 санаторно-курортные организации).


По итогам оздоровительной кампании 2022 года общий охват детей различными формами отдыха и оздоровления составил 58036 несовершеннолетних. Кроме того, для 193 детей Кировской области был организован отдых в Краснодарском крае и Республике Крым.


Общее количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые были охвачены организованными формами отдыха и оздоровления, в 2022 году составило 17170 несовершеннолетних (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).


В то же время приоритетным остается развитие содержания реализуемых программ и проектов в организациях детей организациях отдыха детей и их оздоровления с учетом национальных целей и задач воспитания.


Особое внимание необходимо уделить ценностному содержанию воспитания на основе базовых российских конституционных ценностей (гражданских, общенациональных) и духовно-нравственной культуры многонационального народа России через систему воспитательных мероприятий и событий, формирования и развития детского коллектива.


В системе детского отдыха ключевым вопросом всегда выступает наличие профессионалов рядом с детьми в детском лагере - вожатых, педагогических сотрудников, врачей, поваров, обслуживающих служб, способных не только сопровождать детей, но и быть им наставниками и вдохновителями. Ежегодно в период оздоровительной кампании задействовано около 7 тысяч человек, из них почти 5 тысяч вожатых и педагогических работников, около 600 человек медицинского персонала. Развитие кадровой политики в отношении специалистов, задействованных в организации отдыха и оздоровления детей, продолжение развития профессионального сообщества организаторов детского отдыха в регионе, система подготовки квалифицированных кадров для сферы детского отдыха - все это позволит улучшить качество и увеличить количество тематик и профилей программ.


В то же время существует ключевая проблема сферы организации отдыха и оздоровления детей - устаревшая и не отвечающая современным требованиям материально-техническая база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей в Кировской области. Большинство зданий построено в 60 - 70 годы XX века в деревянном исполнении, в связи с этим отсутствует возможность функционирования организаций детского отдыха и оздоровления в течение всего календарного года.


Решение проблемы по модернизации материально-технической базы позволит улучшить качественное функционирование детских оздоровительных организаций, создать новые места в детских загородных стационарных лагерях, увеличить охваты детей организованными формами отдыха.


Также одной из проблем является информационное сопровождение развития сферы детского отдыха, что включает в себя информированность родителей (законных представителей) о системе детского отдыха в регионе, нормативных требованиях к организации детского отдыха. Здесь необходимо создание единого информационного портала, содержащего исчерпывающую информацию о сфере детского отдыха в регионе.


Для решения вышеуказанных проблем в сфере молодежной политики и отдыха и оздоровления детей необходимо применение качественно новых подходов к совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Кировской области.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы


Стратегические приоритетные направления государственной молодежной политики определены Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 28.04.2021 N 76 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года".


Реализация Государственной программы направлена на достижение национальной цели Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов".


Целями Государственной программы являются:


увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализацию молодежной политики, к 2030 году до 80,5%;


формирование эффективной системы работы организаций отдыха и оздоровления детей.


3. Задачи государственной политики в сфере реализации Государственной программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»