ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2023 года N 485


Об утверждении государственной программы Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"



В целях реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Алтайском крае, в соответствии с постановлением Правительства Алтайского края от 09.08.2023 N 302 "Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".


2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Алтайского края:


от 31.12.2019 N 543 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";


от 20.07.2020 N 313 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543";


от 26.10.2021 N 399 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543";


от 24.03.2022 N 91 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543";


от 23.08.2022 N 301 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543";


от 29.12.2022 N 536 "О внесении изменений в постановление Правительства Алтайского края от 31.12.2019 N 543".


3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение



Утверждена
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 14 декабря 2023 г. N 485



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ"



Стратегические приоритеты государственной программы Алтайского края "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности"



1. Оценка текущего состояния сферы энергосбережения и энергетической эффективности Алтайского края


По итогам определения рейтинга регионов по классам энергоэффективности за 2022 год Алтайскому краю присвоен класс энергоэффективности "А". Алтайский край находится среди 30 лучших регионов России в категории классов "А" и "А+".


Дальнейшее повышение энергосбережения и энергетической эффективности имеет важнейшее значение для развития энергетики в Алтайском крае. Основной производитель электрической и тепловой энергии в регионе - группа компаний ООО "Сибирская генерирующая компания" (далее - группа СГК), представленная АО "Барнаульская генерация", генерирующим активом которого являются Барнаульская ТЭЦ-2, Барнаульская ТЭЦ-3, Бийская ТЭЦ-1, Южная тепловая станция.


Кроме предприятий группы СГК, деятельность по производству тепловой и электрической энергии на территории Алтайского края осуществляют АО "Алтай-Кокс", ОАО "Кучуксульфат", МУП "ЯТЭК", ОАО "Черемновский сахарный завод", работающие в режиме комбинированной выработки.


Крупнейшим предприятием, занимающимся передачей, распределением и реализацией тепловой энергии в Алтайском крае, является АО "Барнаульская генерация", представленная филиалами "Барнаульская теплосетевая компания", "Барнаульская тепломагистральная компания", "Бийскэнерготеплотранзит".


Суммарная установленная мощность объектов группы СГК (АО "Барнаульская генерация") в регионе на 31.12.2022 составила: по электрической энергии - 1281,2 МВт, по тепловой энергии - 4728,4 Гкал/ч.


Для производства тепловой и электрической энергии в Алтайском крае электростанции в основном используют угли Кузнецкого, Канско-Ачинского бассейнов, месторождений Хакасии. Котельные по выработке тепловой энергии работают на угле, мазуте и природном газе. Также за последние годы несколько котельных муниципального значения переведено на местные альтернативные виды топлива, такие как щепа, пеллеты, лузга.


В Алтайском крае в 2022 году потребление электрической энергии составило 10,2 млрд кВт.ч (внутреннее производство - 6,6 млрд кВт.ч), тепловой энергии - 16,7 млн Гкал.


В структуре промышленного производства края на электроэнергетику приходится 10,5% (в среднем по Российской Федерации - 8%).


В крае реализуется программа газификации. Уровень газификации региона составляет 16,1%.


Ведущими видами экономической деятельности в сфере промышленности Алтайского края являются машиностроение (вагоно-, котло-, дизелестроение, сельхозмашиностроение), электро- и теплоэнергетика, производство кокса, резиновых и пластмассовых изделий, оборонная промышленность, химическое производство, деревообработка, а также легкая промышленность.


В Алтайском крае энергоемкость валового регионального продукта по итогам 2022 года составила 12,8 т у.т./млн руб. В результате опережающего роста валового регионального продукта над ростом объемов потребления топливно-энергетических ресурсов отмечается снижение энергоемкости валового регионального продукта в сравнении с уровнем 2019 года на 28,9%. Тем не менее энергоемкость валового регионального продукта на 11,5% выше энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации (11,48 т у.т./млн руб.), установленной по итогам 2021 года.


Дальнейшее развитие топливно-энергетического комплекса и повышение рентабельности генерации энергии на существующих мощностях сдерживается высокой степенью износа оборудования и основных фондов энергосистемы, а также отсутствием на территории региона собственных запасов основных видов топлива в достаточном количестве. На начало 2022 года нормативный срок службы (более 30 лет) отработало генерирующее оборудование с суммарной мощностью 622 МВт (39,3% установленной мощности всех электростанций энергосистемы Алтайского края). Наиболее масштабные вводы генерирующих мощностей в Алтайском крае происходили в 1960 - 1980-е годы.


Топливно-энергетический баланс Алтайского края недостаточно оптимизирован с учетом возможности использования местных и возобновляемых источников энергетических ресурсов, доля которых в структуре потребления составляет менее 1%. Кроме того, энергосистема региона является дефицитной в части производства электрической энергии. Производство электрической энергии собственными генерирующими мощностями в Алтайском крае обеспечено на 65%, остальные 35% поставляются из энергосистем соседних регионов по сетям 220 - 500 кВ.


Уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры в крае по состоянию на 01.01.2021 составляет по объектам теплоснабжения 54,8% (в том числе центральные тепловые пункты - 49,4%, котельные - 41,1%, тепловые сети - 66,9%), водоснабжения - 52,7%. Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается значительными потерями энергетических ресурсов и воды при их передаче и потреблении, в том числе из-за отсутствия энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций обследованных зданий свидетельствуют, что общие теплопотери превышают нормативные.


Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае показывает, что за последние 10 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии наблюдается в жилищном секторе и промышленности. Рост потребления тепловой энергии отмечается в промышленности и сельском хозяйстве.


В условиях нарастающего дефицита энергоносителей и увеличения стоимости всех видов энергии актуальным становится использование любых резервов энергетики, позволяющих увеличить генерацию с минимальными затратами.


Таким образом, остаются нерешенными следующие проблемы:


высокая энергоемкость валового регионального продукта Алтайского края;


высокий износ энергетического оборудования, несбалансированность имеющихся и требуемых мощностей электросетевой и теплосетевой инфраструктуры;


значительные потери энергоресурсов в процессе их производства и транспортировки до потребителей;


низкая степень вовлечения в хозяйственный оборот местных и возобновляемых источников топливно-энергетических ресурсов;


недостаточные темпы реализации энергосберегающих мероприятий в бюджетных учреждениях Алтайского края и секторе ЖКХ;


отсутствие механизмов тарифной политики, стимулирующих энергосбережение;


низкая доля энергоэффективного транспорта из-за преобладания транспорта, работающего на бензине и дизельном топливе;


недостаточная количественная подготовка специалистов в области энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов;


низкий уровень информированности населения об энергосбережении.


Решению обозначенных проблем будет способствовать осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения. Реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями Алтайского края совместных мероприятий, направленных на запуск процессов обновления и роста производственных мощностей за счет внедрения нового энергосберегающего оборудования и создания новых энергоэффективных производств, позволит обеспечить не только надежное энергоснабжение потребителей, но и активизирует энергосбережение на территории Алтайского края.


Решение задач в области энергосбережения особенно актуально для бюджетной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства, поскольку на содержание именно этих сфер направляется значительная часть средств бюджетов различных уровней. В настоящее время все здания учреждений бюджетной сферы края обеспечены приборами учета потребляемых энергоресурсов, проведено обязательное энергетическое обследование этих учреждений. Для данных объектов разработаны и реализуются программы и мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, разрабатываются и актуализируются целевые уровни снижения потребления суммарного объема потребляемых ими энергетических ресурсов и воды.



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности


Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности Алтайского края определены следующими документами:


Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";


Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2019 N 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации";


постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики";


распоряжениями Правительства Российской Федерации:


от 09.06.2020 N 1523-р об утверждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;


от 01.06.2021 N 1447-р об утверждении плана мероприятий по реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;


от 29.10.2021 N 3052-р об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»