ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2023 года N 850-п


О внесении изменения в постановление от 14.12.2018 N 511-п



1. В постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 511-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" внести следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 15 декабря 2023 г. N 850-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ"



Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы"



1. Оценка текущего состояния сферы малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы Тюменской области


1.1. Развитие малого и среднего предпринимательства


2022 год прошел в России под влиянием СВО, затронувшей практически все сферы деятельности, включая и темпы роста предпринимательской активности в регионе. В 2022 году сохранилась достаточно стабильная ситуация в малом и среднем бизнесе. Это было достигнуто прежде всего за счет клиентоцентричности мер и эффективной работы инфраструктуры поддержки МСП. Поддержка малого и среднего бизнеса всегда было и остается одним из приоритетов социально-экономического развития области.


Вводятся новые, либо трансформируем уже реализующиеся меры с учетом сложившихся условий в экономики. Концепция господдержки бизнеса в регионе базируется в первую очередь на запросах самих предпринимателей.


В Тюменской области в целях поддержки малого бизнеса установлен ряд налоговых преференций, так для всех налогоплательщиков (УСН "доходы-расходы") установлена ставка налога в размере 5 процентов (при базовой ставке 15 процентов) до 31 декабря 2028 года включительно.


Для налогоплательщиков, применяющих УСН "доходы" установлена ставка налога в размере 4 процента (снижена в 1,5 раза с 6 до 4 процентов) до 31 декабря 2028 года. Для налогоплательщиков - организаций с объектом налогообложения "доходы", осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, начиная с 2017 года, ставка налога снижена в 6 раз (с 6 процентов до 1 процента) до 31 декабря 2030 года включительно.


Кроме того, до 1 января 2025 года продолжают действовать "налоговые каникулы" для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг и услуг по временному проживанию. Плательщики, применяющие УСН, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов в течение двух налоговых периодов (календарных лет) с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.


Центром "Мой бизнес" оказывают целый спектр услуг, начиная от консультирования по вопросам получения государственной поддержки, обучения предпринимателей, заканчивая решением вопросов до реализации самой бизнес-идеи.


В центре "Мой бизнес" предприниматели могут получить консультационные услуги по кредитованию, налогообложению, бухгалтерскому учету, юридическим аспектам, пройти обучение по предпринимательству в формате одного окна.


В течение года проводятся обучающие мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и экономического потенциала (уровня доходов) предпринимателей, что, в свою очередь, также является стимулирующим фактором для работодателей по снижению теневой занятости. Желающие вести бизнес, начинающие и действующие предприниматели получают информационно-консультационные и образовательные услуги на единой площадке региональной инфраструктуры поддержки бизнеса.


Одним из главных показателей, характеризующим развитие отрасли малого и среднего предпринимательства является численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. По данным за 2022 год наблюдается рост данного показателя на 9,5% (с 294 340 человек 2021 году до 322 230 человек в 2022 году). Положительная динамика численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства обусловлена, как ростом числа субъектов МСП в целом по региону на 2,7% по отношению к прошлому году, в основном за счет увеличения численности ИП (с 38 458 единиц в 2021 году до 40 576 единиц в 2022 году) и числа самозанятых, которых на 31.12.2022 зарегистрировано 72 699 граждан, что на 27 645 самозанятых больше чем в 2021 году.


1.2. Развитие научно-инновационной сферы


Анализ инновационного потенциала показывает, что регион имеет все предпосылки для активизации инновационного процесса: развитый научно-исследовательский комплекс, инновационная инфраструктура и значительный производственный потенциал, сформирована нормативная правовая база.


В научно-исследовательский комплекс области входят научно-исследовательские организации и образовательные организации высшего образования. По данным Тюменьстата, в 2022 году на юге Тюменской области научно-исследовательской деятельностью занимались 35 организаций, основная доля (60%) которых приходится на научно-исследовательские организации (21 единица).


Специфика научной деятельности большинства отраслевых организаций напрямую связана с решением проблем развития нефтяной и газовой промышленности.


Вузовская наука охватывает весь спектр научно-технических разработок от фундаментальных исследований до выполнения конкретных заданий предприятий-заказчиков. При образовательных организациях высшего образования Тюменской области функционируют малые инновационные компании. На конец 2022 года количество малых инновационных предприятий составило 7 единиц.


Всего в организациях Тюменской области научными исследованиями и разработками на конец 2022 года занималось 6 219 человек. Внутренние затраты организаций на научные исследования и разработки составили 21 861,54 млн рублей (в 2021 году - 19432,5 млн рублей).


Инновационная деятельность организаций Тюменской области связана в основном с технологическими инновациями. Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, на конец 2022 года составила 23,2%.


С 2007 года действует Закон Тюменской области "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области", который определил базовые понятия в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, полномочия органов государственной власти Тюменской области и направления государственной поддержки.


Для активизации инновационной деятельности предприятий, отбора перспективных проектов и содействия их успешному внедрению на рынке в Тюменской области действует ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр" (Тюменский технопарк), являющийся ключевым звеном инновационной инфраструктуры региона. Деятельность технопарка нацелена на комплексную поддержку всех стадий инновационного процесса: от создания опытного образца до внедрения новой технологии в серийное производство. На конец 2022 года в бизнес-инкубаторе Тюменского технопарка числилось 75 резидентов (в 2021 году - 69 резидентов). Кроме того, количество опытных образцов, созданных резидентами технопарка, составило 83 единицы, что на 88% больше значения 2021 года (44 единицы). Из них в отчетном периоде внедрено в производство - 55. Также в 2022 году резидентами Тюменского технопарка получено 45 результатов интеллектуальной деятельности.


По результатам VIII национального рейтинга технопарков России, подготовленного Ассоциацией кластеров, технопарков и ОЭЗ России, ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр" в 2022 году вошел в I Группу (А+) - "Наивысший уровень эффективности функционирования технопарка", заняв 9 место (в 2021 году - 28 место), а также занял второе место в рейтинге региональных операторов Сколково.


В 2023 году деятельность Тюменского Технопарка будет трансформирована и большая часть функционала с января 2024 года по поддержке инновационных проектов перейдет к АНО "Агентство инноваций".



2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы" (далее - Программа)


Приоритеты и цели Программы направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления. Программа учитывает специфику социально-экономического развития области и приоритетные сферы развития малого и среднего предпринимательства региона и научно-инновационной сферы.


Цель и задачи Программы в области государственной поддержки предпринимательства соответствуют цели Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (далее - Стратегия). Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов, с одной стороны, инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а с другой стороны, - социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.


Программа разработана в соответствии с:


- Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316;


- Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 N 377;


- Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденная Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР ТО).


Реализация мероприятий Программы оказывает влияние на достижение целевого показателя "Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн. человек" национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" и целевого показателя "Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования" национальной цели развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


В соответствии со Стратегией СЭР ТО до 2030 года стратегическая цель:


Устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.


Реализация Программы направлена на достижение следующих целей и задач Стратегии СЭР ТО:


Приоритет 2. Экономика. Устойчивое экономическое развитие.


Цель:


2.1. Развитие производства и сервиса. Развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства.


Задача:


2.1.6. Малое и среднее предпринимательство. Развитие малого и среднего предпринимательства.


Цель:


2.2. Развитие инноваций и информационных технологий. Развитие научно-инновационной сферы и информационных технологий.


Задачи:


2.2.1. Культура инноваций. Развитие культуры инноваций.


2.2.2. Внедрение инноваций. Содействие интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий.


Система целеполагания Программы включает в себя:


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»