ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2023 года N 795-п


О внесении изменения в постановление от 14.12.2018 N 490-п



1. В постановление Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 490-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Развитие информатизации" и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" внести следующее изменение:


приложение к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2024.



Губернатор области
А.В.МООР



Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 8 декабря 2023 г. N 795-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ"



Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Развитие информатизации" (далее - Программа)



I. Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Тюменской области


Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики и сферах государственного управления.


Объем рынка телекоммуникаций в Тюменской области в 2022 году увеличился на 3,2% к уровню 2021 года и составил 17 594, 49 млн руб. (в том числе от услуг связи, оказанных населению - 10 462,75 млн руб.).


Наибольшая доля в общем объеме услуг связи приходится на услуги документальной электросвязи (услуги в сети передачи данных, телематические услуги, услуги доступа к сети "Интернет" и пр.), которая в 2022 году составила 44,7% (в объеме услуг, оказанных населению - 52,4%) и услуг подвижной связи - 24,9% (в объеме услуг, оказанных населению - 37%).


Вышеперечисленные направления обеспечили рост экономических показателей отрасли в 2022 году. Так, доходы от услуг документальной электросвязи выросли на 7,1% по сравнению с уровнем 2021 года (от услуг связи, оказанных населению - на 9,3%), а доходы от услуг подвижной связи - на 3,6% (от услуг связи, оказанных населению - 3,2%).


Создание условий для оказания современных услуг связи обеспечивается в Тюменской области путем развития инфраструктуры связи в малонаселенных, отдаленных населенных пунктах; снижения издержек, устранения административных барьеров и минимизации факторов, ограничивающих развитие конкуренции для операторов связи.


Благодаря развитию инфраструктуры связи доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в 2022 году составила 80,8% (в 2021 году - 76,2%).


Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволяет обеспечить доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста, способствует повышению качества жизни граждан, в том числе проживающих в отдаленных территориях, за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий.


В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационно-коммуникационных технологий в Тюменской области поступательно росли. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий за 5 лет (период с 2016 по 2021 гг.) возросла с 16 млрд. рублей до 23,5 млрд. рублей. Удельный вес отрасли в валовом региональном продукте в 2021 году составил 1,5 процента.


Развитие современных информационно-коммуникационных технологий становится важным фактором повышения доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг, доступности телемедицинских технологий и технологий дистанционного обучения.


Ожидается, что масштабное распространение информационных технологий в государственном управлении, а также социально-экономической сфере повысит эффективность технологических, производственных и управленческих процессов, окажет влияние на рост производительности труда и качество жизни населения.


По данным статистики число компаний, осуществляющих деятельность в области информации и связи, в Тюменской области на январь 2023 года составляет 1083 единицы (на январь 2022 года - 1019) - 3% от общего количества предприятий в Тюменской области. На 11% в 2022 году вырос объем работ и услуг в сфере ИКТ, реализованный средними и крупными компаниями Тюменской области, в том числе разработка программного обеспечения - в 2 раза.


Более 240 программных продуктов, разработанных в Тюменской области, представлено в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.


В то же время развитие отрасли информационных технологий несет в себе угрозы информационной безопасности. Отмечается рост количества атак на ИТ-ресурсы органов государственной власти Тюменской области. Так, в 2022 году зафиксировано 93 млн. подозрительных событий и активностей в отношении информационных систем и web-ресурсов Правительства Тюменской области, однако, ни одна из атак не была реализована, простоя государственных информационных систем не зафиксировано.


Об ускорении темпов цифровизации свидетельствует увеличение числа специалистов по информационно-коммуникационным технологиям, занятых в экономике и социальной сфере региона (более чем на тысячу человек за 2022 год), без учета занятых в организациях-субъектах малого предпринимательства.


В целях содействия развитию кадрового потенциала в отрасли информационных технологий в регионе проводится масштабное обучение по востребованным и перспективным направлениям, в первую очередь, для молодого поколения.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (далее - государственная программа "Информационное общество"), Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23, Стратегией в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Тюменской области, утвержденной решением Комиссии по цифровому развитию Тюменской области от 17.08.2021, иными документами стратегического планирования определены приоритеты в сфере реализации Программы:


повышение благосостояния и качества жизни жителей Тюменской области;


улучшение доступности и качества государственных услуг, предоставляемых в электронном виде;


повышение степени информированности и цифровой грамотности населения региона;


развитие экономического потенциала Тюменской области с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;


обеспечение прав граждан на доступ к информации.


Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года (утвержденной Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23) определены приоритеты, цели и задачи, на достижение которых направлена реализация Программы


Приоритет 1 "Человек. Высокое качество жизни населения и человеческий капитал":


- цель 1.1 "Повышение уровня жизни. Повышение уровня жизни населения", задача 1.1.1. "Благосостояние, эффективная занятость, кадровый потенциал. Рост благосостояния граждан, повышение эффективной занятости населения и развитие кадрового потенциала", задача 1.1.4. "Безопасность. Повышение безопасности жизни населения";


- цель 1.2 "Развитие человеческого капитала. Развитие человеческого капитала, обеспечивающего конкурентоспособность Тюменской области и создание новых форматов качества и образа жизни", задача 1.2.1. "Здоровье и долголетие. Повышение уровня здоровья и продление активного долголетия населения", задача 1.2.4. "Образование. Обеспечение высокого качества образования, развития системы поиска, поддержки и удержания талантов", задача 1.2.6. "Информация. Обеспечение населения полной, своевременной и объективной информацией".


Приоритет 2 "Экономика. Устойчивое экономическое развитие":


- цель 2.2 "Развитие инноваций и информационных технологий. Развитие научно-инновационной сферы и информационных технологий", задача 2.2.1. "Культура инноваций. Развитие культуры инноваций", задача 2.2.2. "Внедрение инноваций. Содействие интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий", задача 2.2.3. "Развитие отрасли информационных технологий. Развитие отрасли информационных технологий".


Приоритет 3 "Пространство. Сбалансированное пространственное развитие":


- цель 3.1 "Эффективная система расселения и распределения производительных сил. Организация эффективной системы расселения и распределения производительных сил", задача 3.1.1. "Инфраструктурная связанность. Обеспечение инфраструктурной связанности, открывающей доступ территориям и их населению к источникам социально-экономического роста".


С учетом положений стратегических документов определены следующие цели Программы:


к 2030 году уровень "цифровой зрелости" отрасли "государственное управление" достигнет 100 процентов. Достижение указанной цели обеспечивается за счет комплекса мероприятий, направленных на создание стимулов к повышению операционной эффективности на основе внедрения цифровых технологий и использования конкурентоспособных отечественных ИТ-решений в сфере государственного управления; обеспечение перехода на цифровое взаимодействие граждан, бизнеса и государства, в том числе на юридически значимый электронный документооборот; создание нормативных и финансовых условий для внедрения цифровых технологий; предоставление гражданам возможности приобретать востребованные цифровые компетенции через программы дополнительного профессионального образования, включая специализированные программы для государственных служащих, программы дополнительной квалификации для студентов и курсы обучения робототехнике, современным языкам программирования, 3D-моделированию для школьников;


до 2030 года обеспечена постоянная доступность центра обработки данных Правительства Тюменской области (не менее 98,5 процентов). Достижение указанной цели обеспечивается путем подключения всех региональных и муниципальных органов власти к защищенному сегменту государственной сети передачи данных и централизации информационных систем и ресурсов в центре обработки данных, где созданы оптимальные условия для их эксплуатации и развития, а также применяются централизованные средства защиты информации.


Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,

целями и показателями государственных программ

Российской Федерации



Мероприятия Программы вносят вклад в реализацию национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Цифровая трансформация", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


Программа взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы "Информационное общество", вклад в реализацию которой вносят мероприятия Программы, направленные на:


- развитие сервисов электронного правительства, переход к оказанию государственных (муниципальных) услуг (функций), иных услуг (сервисов) и сведений в электронном виде, расширение использования информационно-телекоммуникационных технологий для предоставления государственных и муниципальных услуг бюджетными учреждениями, а также социально значимых услуг государственными и муниципальными предприятиями;


- снижение барьеров, формирование условий и стимулирование развития инфраструктуры связи;


- создание условий для развития отрасли информационных технологий, включая поддержку цифровой трансформации важнейших отраслей экономики.



III. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в соответствующей отрасли экономики и сфере государственного управления


Для достижения цели "К 2030 году уровень "цифровой зрелости" отрасли "государственное управление" достигнет 100 процентов" предусмотрены следующие задачи государственного управления:


обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - ЕПГУ);


цифровизация процессов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций государственными органами власти;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»