В целях эффективного управления закупками товаров, работ, услуг и содействия развитию конкуренции в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие конкуренции и совершенствование механизмов регулирования системы закупок товаров, работ, услуг в Республике Башкортостан".
2. Признать утратившими силу:
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 октября 2022 года N 636;
пункт 1 изменений, вносимых в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 апреля 2023 года N 159.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"
Важными составляющими экономического развития Республики Башкортостан являются повышение эффективности управления закупками товаров, работ, услуг и содействие развитию конкуренции в Республике Башкортостан. Система государственных и муниципальных закупок аккумулирует значительные ресурсы и играет важную роль в экономике Российской Федерации, влияя на развитие государства и общества в целом.
Государственные и муниципальные закупки Республики Башкортостан за 2022 год характеризуются следующими основными показателями:
проведено 370,6 тыс. процедур с общей начальной (максимальной) ценой контракта (далее - НМЦК) 154,3 млрд. рублей (2021 год - 392,3 тыс. процедур с общей суммарной ценой 128,3 млрд. рублей; 2020 год - 400,6 тыс. процедур с общей суммарной ценой 117,7 млрд. рублей);
заключено 385,8 тыс. контрактов на сумму 147,9 млрд. рублей (2021 год - 387,9 тыс. контрактов на сумму 123,8 млрд. рублей; 2020 год - 385,5 тыс. контрактов на сумму 105,8 млрд. рублей). В 2022 году в сравнении с 2021 годом стоимость заключенных контрактов выросла на 24,1 млрд. рублей, или на 19%;
с поставщиками Республики Башкортостан заключены контракты на сумму 112,4 млрд. рублей, что составило 76% общей стоимости заключенных контрактов (2021 год - 71%; 2020 год - 80%). В сравнении с 2021 годом доля контрактов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) Республики Башкортостан выросла на 5%;
с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями заключены контракты на сумму 27,4 млрд. рублей, норма выполнена на 48% (2021 год - 51%; 2020 год - 44%) при нормативном значении в 2022 году - 25%.
С 2020 года в Республике Башкортостан введены в эксплуатацию: Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан (далее - ГИС РИС) и Агрегатор торгов малого объема (далее - АТМО), позволяющие создать прозрачную среду закупок, привлечь поставщиков из числа субъектов малого предпринимательства.
В части осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Башкортостан и недопущения заключения контрактов, осуществляемых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в отсутствие доведенных лимитов интегрированы между собой ГИС РИС и АТМО. Механизм интеграции позволяет синхронизировать данные между двумя информационными системами по реализации механизма однократного ввода данных по контрактам.
В целях получения информации о статусе закупок на территории Республики Башкортостан созданы информационно-аналитические панели (дашборды), которые позволяют в наглядном виде получить информацию для принятия управленческих решений в сфере закупок.
Следуя тренду цифровизации, Государственный комитет Республики Башкортостан по конкурентной политике (далее - Госкомитет) планирует развивать и совершенствовать имеющиеся региональные информационные системы в сфере закупок для обеспечения эффективного функционирования контрактной системы Республики Башкортостан.
По итогам 2022 года в АТМО зарегистрировано более 14,7 тыс. пользователей, заключено 203,4 тыс. контрактов общей стоимостью 10,1 млрд. рублей. Экономия составила 432 млн. рублей, или 6,3% от НМЦК (2021 год - 286,5 млн. рублей, или 5,5%). Среднее количество участников - 1,7 ед. Доля оцифрованных закупок в ИС АТМО составила 66,5% (2021 год - 52%).
Достижению положительных результатов способствовала работа Госкомитета по правовому и методологическому сопровождению заказчиков в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в том числе:
а) принятие нормативных правовых актов по антикризисным мерам:
в части изменения существенных условий государственного контракта в связи с мобилизацией в Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 28 ноября 2022 года N 748 "Об изменении существенных условий государственного контракта, контракта, договора на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Башкортостан в связи с мобилизацией в Российской Федерации");
в части изменения по соглашению сторон существенных условий государственного контракта (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2022 года N 314 "О мерах по реализации части 65.1 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд");
в части определения требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе их предельных цен) (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27 июля 2022 года N 431 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Башкортостан");
б) подготовка методических рекомендаций по обоснованию НМЦК;
в) подготовка методических рекомендаций по поиску закупок товаров, работ и услуг в ГИС РИС;
г) осуществление мониторинга закупок товаров, работ, услуг, в том числе по товарам, работам, услугам, которые имеют избыточные потребительские свойства (являются предметами роскоши) или стоимостные характеристики, которые превышают нормативы, установленные Правительством Республики Башкортостан;
д) обеспечение бесперебойности осуществления централизованных закупок;
е) проведение оценки соответствия проектов планов закупок товаров, работ, услуг, проектов изменений, вносимых в такие планы, конкретных заказчиков, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 года N 717-р "О перечне конкретных заказчиков, чьи проекты планов закупки товаров, работ, услуг, проекты планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, проекты изменений, вносимых в такие планы, до их утверждения подлежат проводимой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями оценке соответствия", требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках (далее - СМСП);
ж) проведение мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, проектов изменений, вносимых в такие планы, отдельных заказчиков, соответствующих критериям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 1169, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие СМСП в закупках;
з) реализация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг у СМСП;
и) повышение профессионального уровня закупщиков государственных учреждений, разработка методических материалов и инструктивных писем, проведение обучающих мероприятий для заказчиков посредством видеоконференц-связи и презентаций обзоров изменений законодательства о контрактной системе, а также информационное освещение мероприятий в средствах массовой информации.
Содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции".
В Республике Башкортостан ведется активная работа по реализации положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы".
На федеральном уровне деятельность в данном направлении оценивается посредством рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню содействия развитию конкуренции.
Республика Башкортостан находится на 7-м месте по итогам 2021 года, улучшив свои показатели по сравнению с 2019 годом на 13 позиций (2019 год - 20-е место (84,02%), 2020 год - 31-е место (77,5182%), 2021 год - 7-е место (84,76888%)). Оценка по итогам 2022 года не проводилась.
Деятельность по содействию развитию конкуренции охватывает все уровни власти - региональный и муниципальный, что позволяет установить единообразный подход к осуществлению деятельности по содействию развитию конкуренции в масштабах всей республики. На всех уровнях установлен приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.
Во всех органах исполнительной власти Республики Башкортостан и органах местного самоуправления определены должностные лица с правом принятия управленческих решений, занимающие должности не ниже заместителя руководителя, ответственные за координацию вопросов содействия развитию конкуренции, а также утверждены структурные подразделения, ответственные за разработку и реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") по содействию развитию конкуренции в подведомственных сферах деятельности, с внесением соответствующих обязанностей в должностные регламенты и положения о структурных подразделениях.
Так, и на республиканском, и на муниципальном уровнях проводится совместная работа по реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Башкортостан, утвержденного распоряжением Главы Республики Башкортостан от 24 декабря 2021 года N РГ-491.
Кроме того, ежегодно совместно с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан и органами исполнительной власти Республики Башкортостан проводится мониторинг состояния и развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан.
Также для органов местного самоуправления республики проводится не менее 2 обучающих мероприятий в год с целью повышения эффективности реализуемых ими мер по содействию развитию конкуренции.
Риски реализации государственной программы, в том числе риски недостижения плановых значений целевых показателей, отсутствуют.