В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", распоряжением Главы Удмуртской Республики от 25 мая 2023 года N 141-РГ "Об организации перехода на новую систему управления государственными программами Удмуртской Республики" Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике".
2. Комитету по делам записи актов гражданского состояния при Правительстве Удмуртской Республики:
разместить государственную программу Удмуртской Республики, утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
обеспечить регистрацию указанной государственной программы Удмуртской Республики в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Удмуртской Республики.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2014 года N 104 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 мая 2013 года N 226 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" на 2013 - 2015 годы";
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением абзацев второго, третьего пункта 2 настоящего постановления, которые вступают в силу с момента официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
Государственная программа "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" (далее - государственная программа) разработана в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, определенными Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383.
Государственная регистрация актов гражданского состояния является важной социально ориентированной функцией государства по оказанию государственных услуг, которая влияет на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризует правовое состояние граждан.
В сфере государственной регистрации актов гражданского состояния предоставляются государственные услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть), включая выдачу повторных свидетельств (справок), иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния (в части сообщения об отсутствии первичной или восстановленной записи акта гражданского состояния).
Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния необходимы для обеспечения разнообразных потребностей граждан и субъектов государственного управления, а также имеют демографическое и социальное значение. Данные о государственной регистрации актов гражданского состояния используются для экономического прогнозирования.
Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
В Удмуртской Республике полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления Законом Удмуртской Республики от 20 марта 2007 года N 8-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Удмуртской Республике государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния". Уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросу осуществления органами местного самоуправления в Удмуртской Республике переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния является Комитет по делам записи актов гражданского состояния при Правительстве Удмуртской Республики (далее - Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики).
Состояние сферы государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Удмуртской Республики с начала 2023 года (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) характеризуется увеличением количества совершенных юридически значимых действий, снижением количества зарегистрированных актов гражданского состояния и снижением числа проставленных апостилей на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации.
Согласно представленным сведениям за 9 месяцев 2023 года Комитетом по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики и органами записи актов гражданского состояния Удмуртской Республики (далее - органы ЗАГС Удмуртской Республики) совершено 95636 юридически значимых действий (за 9 месяцев 2022 года - 94697). Это на 939 юридически значимых действий больше, чем за аналогичный период 2022 года. В текущем году отмечается снижение количества зарегистрированных органами ЗАГС Удмуртской Республики актов гражданского состояния. За 9 месяцев 2023 года органами ЗАГС Удмуртской Республики зарегистрировано 35662 акта гражданского состояния. Это на 1012 актов меньше, чем за 9 месяцев 2022 года (за 9 месяцев 2022 года - 36674). Также за 9 месяцев 2023 года отмечается снижение числа проставленных апостилей на документах о государственной регистрации актов гражданского состояния, подлежащих вывозу за пределы территории Российской Федерации. За 9 месяцев 2023 года Комитетом по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики проставлен штамп "апостиль" на 913 документах (за 9 месяцев 2022 года - 1068). Это на 155 документов меньше, чем за аналогичный период 2022 года.
В настоящее время Комитет по делам ЗАГС при Правительстве Удмуртской Республики уделяет особое внимание внедрению возможности оказания государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния в дистанционном формате в рамках реализации суперсервисов "Рождение ребенка", "Утрата близкого человека" (сервисы позволяют без личного посещения заявителями органов записи актов гражданского состояния зарегистрировать акты о рождении и смерти). Использование суперсервисов нацелено на предоставление государственных услуг в электронном виде и позволяет повысить доступность, качество и оперативность предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. На сегодняшний день Удмуртия - один из регионов - лидеров по внедрению суперсервиса "Рождение ребенка".
Целью государственной политики в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния является обеспечение своевременности, полноты и бесспорности зарегистрированных актов гражданского состояния, характеризующих правовое состояние человека, в целях защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан и интересов государства.
Государственная программа ориентирована на достижение указанной цели.
Для достижения указанной цели в структуру государственной программы включены два направления: "Обеспечение реализации на территории Удмуртской Республики переданных полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния", "Организация и повышение эффективности деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Удмуртской Республики", в рамках которых будет достигнута цель государственной программы - реализация на территории Удмуртской Республики переданных полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния и решена основная задача государственной программы - организация предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Удмуртской Республики и иных государственных услуг.
Реализация поставленных целей и задач позволит:
повысить доступность, качество и оперативность предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Удмуртской Республики (удовлетворенность граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния составит к 2030 году не менее 99% от числа опрошенных);
создать оптимальные условия для максимально полного удовлетворения потребностей государственных структур, организаций, учреждений и граждан в получении актуальной и доступной информации, а также сократить финансовые и временные издержки на ее получение.
Цели и задачи государственной программы согласуются с целевыми ориентирами программных документов Российской Федерации:
Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Реализация государственной программы влияет на достижение:
национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - "Цифровая трансформация";
целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели к 2030 году, - увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
Реализация государственной программы будет непосредственно направлена на достижение следующих конечных результатов:
увеличение количества зарегистрированных актов гражданского состояния;
увеличение количества совершенных юридически значимых действий;
уменьшение доли предписаний, вынесенных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, по результатам проведенных проверок;
увеличение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.