ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2023 года N 776


Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий"

(с изменениями на 2 мая 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 31.01.2024 N 30, от 02.05.2024 N 207)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Тыва от 19 июля 2023 г. N 528 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий".


2. Признать утратившими силу с 1 января 2024 г.:


постановление Правительства Республики Тыва от 1 июня 2020 г. N 249 "Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий";


постановление Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2021 г. N 504 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий";


постановление Правительства Республики Тыва от 19 апреля 2023 г. N 250 "О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий".


3. Разместить настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном сайте Республики Тыва в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва.


5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г.



Заместитель Председателя Правительства
Республики Тыва
О.ЛУКИН



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Тыва
от 31 октября 2023 г. N 776



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ"

(в ред. постановлений Правительства Республики Тыва от 31.01.2024 N 30, от 02.05.2024 N 207)




ПАСПОРТ
 государственной программы Республики Тыва "Комплексное развитие сельских территорий" (далее - Программа)

Куратор Программы

-

первый заместитель Председателя Правительства Республики Тыва Донских В.А.

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва

Соисполнители Программы

-

Министерство строительства Республики Тыва, Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва, Министерство финансов Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва, Министерство культуры Республики Тыва, Министерство цифрового развития Республики Тыва, Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерство топлива и энергетики Республики Тыва, Министерство спорта Республики Тыва, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, администрации муниципальных районов Республики Тыва (по согласованию)

Период реализации Программы

-

2024 - 2030 гг.

Этапы реализации Программы не выделяются

Цели Программы

-

1) сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Республики Тыва на уровне 45,1 процента;

2) повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 5,6 процента;

3) создание к 2031 году условий для привлечения специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 02.05.2024 N 207)

Направления (подпрограммы)

-

подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения";

подпрограмма 2 "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях";

подпрограмма 3 "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях"

Объемы финансового обеспечения за счет всех источников за весь период реализации

-

общий объем финансирования - 7828519,5 тыс. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 7147581,3 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 72307,8 тыс. рублей;

средства местного бюджета - 126809,0 тыс. рублей;

внебюджетные средства - 481821,4 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" составляет 635755,0 тыс. рублей.

Объем финансирования подпрограммы 2 "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" составляет 7192764,5 тыс. рублей.

Подпрограмма 3 "Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях" не имеет финансового обеспечения.

Финансирование мероприятий подпрограмм будет ежегодно корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва, федерального бюджета и внебюджетных источников

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 02.05.2024 N 207)

Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой

-

национальные цели, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

"Сохранение населения, здоровье и благополучие людей";

"Возможности для самореализации и развития талантов";

"Комфортная и безопасная среда для жизни";

"Цифровая трансформация";

государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий".

     (позиция в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 02.05.2024 N 207)



I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Сельские территории Республики Тыва являются ключевым ресурсом региона, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных и территориальных ресурсов для развития региона и Российской Федерации в целом.


Необходимо обеспечить охват всех муниципальных образований Республики Тыва мероприятиями по развитию сельских территорий за счет всех источников финансирования, при этом особое внимание следует обращать на необходимость привлечения внебюджетных источников к их реализации. Дальнейшее социальное развитие сельских территорий должно базироваться на экономическом росте, увеличении объема производства сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности сельского хозяйства, рациональном использовании земель. Для этого потребуются дополнительные усилия со стороны органов исполнительной власти всех уровней в целях повышения доступности всех видов ресурсов для реализации проектов развития сельских территорий, включая удешевление и повышение доступности кредитных ресурсов, в том числе по жилищному направлению, государственную поддержку развития института самозанятых, микро- и малого бизнеса, предоставление земельных ресурсов вне конкурсной основы, расширение объемов государственной поддержки развития альтернативных видов занятости и народных художественных промыслов, предоставление инфраструктуры для совместного использования бизнесом в преференциальных зонах, развитие новых форм привлечения ресурсов (краудфандинг), повышение влияния на развитие сельских территорий государственных институтов развития (обучение, сопровождение бизнеса на всех этапах жизненного цикла, развитие потребительской и перерабатывающей кооперации).


Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.


На сельских территориях Республики Тыва расположены 17 муниципальных районов Республики Тыва, в том числе входящих в их состав 120 сельских поселений, 3 городских поселения и 1 поселок городского типа. Также в республике определены 16 сельских агломераций и один городской округ республиканского назначения, связанный с сельскими территориями совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенный интенсивными экономическими, в том числе трудовыми и социальными, связями. По данным Росстата, на 1 января 2023 г. в сельской местности Республики Тыва проживает половина численности населения республики (44,7 процента или 150770 человек), тогда как по России только 25 процентов всех жителей проживают в селе, а по Сибирскому федеральному округу - 25 процентов.


В Республике Тыва высокая демографическая нагрузка на трудоспособное население, которая на 1 января 2023 г. составляла 766 человек на 1000 человек трудоспособного населения, в том числе в городской местности - 738 чел., в сельской местности - 801 чел. (по России в среднем 714 чел. на 1000 чел. трудоспособного населения, в том числе в городской местности - 688 чел., в сельской местности - 795 чел.).


Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности в 2022 году составила 95,8 тыс. человек или 28,8 процента от общей численности населения.


Современная урбанизация, отток населения из села в город приводят к тому, что посевные площади, леса и земли в селах не используются и пустуют, в связи с чем ухудшается их качественное состояние, плодородие, отсутствует поступление финансовых средств за счет использования земли. Земля как средство производства в селе требует привлечения работающего населения, в том числе самозанятого.


Для привлечения населения и бизнеса в село необходимо создать условия по выделению на безвозмездной основе на определенных условиях земельных участков. Использование земли эффективными пользователями позволит вовлечь в оборот заброшенные земли или используемые неэффективными пользователями, создать дополнительно рабочие места для местного и приезжего населения, а также увеличить поступление земельных платежей за ее использование.


Развитие сельских территорий сдерживается, в том числе и неразвитостью альтернативной сферы деятельности, с использованием имеющихся ресурсов и активизации инициатив граждан для ряда сел необходимо создание условий для развития других сфер экономики. С целью содействия занятости населения в населенных пунктах в период реализации Программы следует осуществлять мероприятия по временному трудоустройству безработных граждан; профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, содействию их самозанятости.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы


(в ред. Постановления Правительства Республики Тыва от 02.05.2024 N 207)



Цели и задачи социально-экономического развития Республики Тыва, в том числе в части их реализации на сельских территориях, отражены в Стратегии социально-экономического развития Республики Тыва до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 24 декабря 2018 г. N 638.


С учетом географического месторасположения Республики Тыва и пространственного развития Республики Тыва определены цели Программы:


сохранение к 2031 году доли сельского населения в общей численности населения Республики Тыва на уровне 45,1 процента;


повышение к 2031 году доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 5,6 процента;


создание к 2031 году условий для привлечения специалистов к работе на сельских территориях у сельскохозяйственных товаропроизводителей и в организациях, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях.


Задачами Программы определены:


1) улучшение жилищных условий сельского населения на основе развития институтов субсидирования строительства и покупки жилья, а также ипотечного кредитования;


2) обеспечение создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности за счет:


развития инфраструктуры на сельских территориях;


благоустройства сельских территорий;


содействия сельскохозяйственным товаропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами;


реализации инициативных проектов.


Программа будет реализована в период 2024 - 2030 годов без выделения этапов.



III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией пространственного развития Российской Федерации установлены ключевые положения, предусматривающие обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий, создание комфортной среды для проживания граждан во всех населенных пунктах страны, развитие эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны.


Во исполнение вышеуказанных стратегических документов в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, включена инициатива социально-экономического развития "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", согласно которой ключевым стратегическим приоритетом развития сельских территорий станет опережающее развитие опорных населенных пунктов, на базе которых обеспечивается ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований.


Обеспечение развития сельских территорий в системе пространственного развития региона требует проведения эффективной государственной политики развития муниципальных районов, разработки предложений по размещению производственных, перерабатывающих и логистических мощностей различных отраслей экономики, а также формирования обеспечивающей активное экономическое развитие системы расселения.


Для решения обозначенных задач потребуется проведение полноценной оценки состояния сельских территорий, определение экономического потенциала их развития с учетом возможности формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов продукции, развития межрегионального обмена, применения более совершенного организационно-экономического механизма, что будет способствовать рациональному использованию производственного потенциала, повышению инновационной и инвестиционной привлекательности сельских территорий, их устойчивому развитию.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»